ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПИСЬМА


Форма букв, которыми написаны древнерусские книги, имеет два вида: устав и полуустав. Устав — древнейший почерк, которым написаны все сохранившиеся тексты начиная от XI века; для него характерно, что каждая буква была тщательно и четко выписана; буквы в уставе были крупные и прямые, имели ровный нажим; в уставе было незначительное количество сокращений. Устав имел несколько вариантов в начертании. На рис. 44 представлен снимок страницы рукописи XIII века «Житие Нифонта», написанной уставом.

Полуустав — почерк более позднего происхождения, появившийся в конце XIV века. Полуустав был мельче и проще устава, в нем допускался наклон линий, соединение букв друг с другом, имелось значительное количество сокращений. Полуустав являлся беловым письмом тех писцов, которые работали на продажу. Чтобы сократить труд переписчика и сэкономить дорогостоящий материал — пергамен, — в письмо вводили сокращения слов, особенно часто встречающихся в тексте. Над сокращенным словом ставили надстрочный знак, указывающий на сокращение, так называемое титло; например, слово «человек» писали сокращенно «члк». Из греческого письма была заимствована

Рис. 44. «Житие Нифонта». Рукопись XIII века. Устав

система постановки ударений. Ударение, так называемую «силу», ставили в каждом слове. Для записи актов, документов, писем и текстов некнижного характера применяли скоропись (курсивное письмо).

Внизу страницы справа обычно выписывали слово или половину слова, с которого начиналась следующая страница. Так как в то время отсутствовала нумерация страниц, то эго делалось для того, чтобы иметь возможность проверить полноту экземпляра при переплете. Такая короткая строка, состоящая из одного слова, называется кустод, что означает «стража», или «сторож». Кустоды служили также для того, чтобы во время чтения вслух не происходило заминки при перевертывании страницы.

Книги, которым желали придать роскошную внешность, обильно украшали различного рода орнаментом — одноцветным, двухцветным и многоцветным. По композиции орнамент был или чисто линейный (геометрический), или растительный (ботанический), или животный (зоологический). Кроме орнаментов рукописную книгу украшали заставками — рисунком, помещаемым в начале раздела книги или в начале главы; обычно этот рисунок имел вид прямоугольника; концовками — небольшим рисунком, помещаемым в конце текста, иинициалами — разрисованными начальными заглавными буквами. Для заглавий разделов, частей применяли специальный вид письма, так называемую вязь, представляющую собой слитный узор сильно вытянутых в высоту и переплетающихся между собой букв. На рис. 45 показана страница из рукописной «Псалтири» XV века, написанной полууставом и украшенной орнаментальной заставкой тончайшего рисунка.

Помимо этих украшений чисто орнаментального характера в некоторых книгах помещали рисунки, имеющие непосредственное отношение к содержанию текста. В рукописных книгах такие иллюстрации называются миниатюрами; они исполнены с большим мастерством как по рисунку, так и по использованию красок. Краски эти сохраняют блеск и свежесть в течение многих столетий. Рукописи, украшенные миниатюрами, носят название «лицевых».



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.