ТИПОГРАФИЯ ИВАНА ФЕДОРОВА В ЗАБЛУДОВЕ


В конце 1565 или в начале 1566 года московские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец прибыли в столицу Литовского государства — Вильнюс. Это было время, когда Польша усиленно стремилась к объединению с Литвой. Литовское население, состоявшее более чем на половину из православных белорусов, тяготело к Москве; против объединения с Польшей были настроены и крупные литовско-русские феодалы, опасавшиеся потери своей политической власти. Усиленный нажим Польши на Литву окончился так называемой Люблинской унией (1569), против воли литовцев навязавшей объединение Литвы с Польшей.

Иван Федоров и Петр Мстиславец нашли в Литве поддержку со стороны одного из литовских феодалов, гетмана Великого княжества Литовского — Григория Александровича Ходкевича, который принадлежал к православной церкви и из политических соображений покровительствовал православным белорусам. Ход-кевич пригласил мастеров-печатников в принадлежавший ему Заблудов (близ Белостока) и поручил устроить там типографию, чтобы печатать в них книги для православных церквей в Литве.

Летом 1568 года в Заблудове Иван Федоров и Петр Мстиславец начали печатать привезенными из Москвы шрифтами «Евангелие учительное», закончив его 17 марта 1569 года. В отличие от московских изданий книга имеет отдельный заглавный лист с подробным заглавием книги. Даты начала и окончания печатания книги указаны только по западноевропейскому летоисчислению, тогда как на московских изданиях они давались по летоисчислению от сотворения мира. После титульного листа, на обороте которого помещен герб Г. А. Ходкевича, следует предисловие от его имени; в этом предисловии Ходкевич говорит о своем намерении расширить печатание книг для православных людей.

В следующем году Иван Федоров (уже без Петра Мсти-славца, переселившегося в Вильнюс) выпустил в Заблудове вторую книгу «Псалтирь с Часословцем» (23 марта 1570). После выхода «Псалтири» Ходкевич решил закрыть типографию. Впоследствии Иван Федоров объяснил это решение болезнью и старостью Ходкевича. Очевидно, основная причина прекращения деятельности типографии состояла в том, что в новых условиях,

1 Легенда о пожаре возникла от неправильного истолкования рассказа

одного недостаточно осведомленного иностранца.

создавшихся после Люблинской унии, Ходкевич не мог бороться с католическим духовенством, которое противодействовало выходу в Литве православных церковных книг. В объединенном Польско-Литовском государстве возросло значение католической церкви, страна была наводнена иезуитами, усилилось гонение на православную церковь, связанную с Московским государством.

Остановив печатание русских церковных книг, Г. А. Ходкевич не лишил Ивана Федорова своего личного расположения и не желал с ним расстаться. Он предложил ему остаться в подаренной ему деревне и заняться сельским хозяйством. Иван Федоров, энтузиаст книгопечатного дела, считал, что, овладев искусством книгопечатания, он не имеет нравственного права променять его на спокойное существование мелкого помещика. После многих сомнений и размышлений Иван Федоров решился уехать из Заб-лудова и отправиться на поиски такого места, где он мог бы найти применение своим знаниям и продолжать деятельность печатника.

В послесловии к «Апостолу» 1574 года Иван Федоров говорит об этом тяжелом времени в следующем поэтическом сравнении: ему следует «вместо житных семян, духовные семена по вселенной рассеивать».



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.