ИВАН ФЕДОРОВ В ГОРОДЕ ОСТРОГЕ


Условия для дальнейшего развития книгопечатания во Львове были неблагоприятны для Ивана Федорова. Материальные дела его были в плохом состоянии.

Отпечатав «Апостола», Иван Федоров посетил в городе Остроге князя Константина Константиновича Острожского и преподнес ему эту книгу; князь предложил печатнику перейти к нему на службу. Острожский был крупнейший землевладелец на Волыни; ему принадлежало 25 городов и свыше 600 деревень. Он являлся горячим борцом за сохранение национальной культуры Украины и противником распространения католичества в юго-западной Руси.

В этот период польское правительство широко использовало католическую церковь для усиления своего влияния в Белоруссии и на Украине. Если часть дворянства начала переходить в католичество, то массы народа крепко держались за православие и вследствие этого тяготели к Московскому государству.

Князь Острожский поддерживал православие и, понимая значение просвещения в этой борьбе с католичеством, покровительствовал просветительным начинаниям. Зная плохую подготовку православных священников по сравнению с образованными иезуитами, он устраивал школы, а затем открыл высшее учебное заведение, названное им Академией. Академия подготовляла священников и учителей, из нее вышло много замечательных украинских ученых. Одним из важнейших просветительных мероприятий князя являлось учреждение в Остроге типографии.

Острожский назначил Ивана Федорова, поступившего к нему на службу, управителем Дерманского монастыря, находившегося на его землях. К организации типографии приступили только в 1577 году. Было решено напечатать в новой типографии полный церковно-славянский текст Библии, вследствие чего начали серьезную подготовку к этому изданию. Для изучения и сравнения рукописных списков привлекались лучшие ученые. В основу текста положили рукопись Библии, доставленную из Москвы. Текст Библии сличали и с другими списками, для получения которых из Острога командировались специальные лица. Ездил ли в 1577 году сам Иван Федоров в балканские страны с той целью, чтобы разыскать и приобрести рукописи греческой Библии, как о том сообщает предание, документально не доказано, но какие-то связи с греками (скорее всего жившими во Львове) у него были.

В изданиях Острожской типографии снова встречается первоначальный московский шрифт Ивана Федорова, сопутствовавший ему во всех его странствованиях; но здесь он имел лишь вспомогательное значение: им набирали лишь титульные листы. Для изданий Острожской типографии были отлиты новые шрифты, числом пять: один крупный кирилловский, два мелких кирилловских и два мелких греческих. Этими шрифтами напечатаны две книги. В 1580 году был напечатан самым мелким шрифтом «Новый завет с псалтирью». Книжка, названная в предисловии «первый овощ саду Острожского», разделяется на две части, каждая из которых имеет отдельный титульный лист, заключенный в гравированную рамку. На обороте обоих титульных листов помещен герб князя Острожского, а в конце первой части — маленькая типографская марка Ивана Федорова с подписью набором: «Иван Федорович, печатник з Москвы». В выходных сведениях печатник называет себя «Иоанном Федоровым сыном з Москвы».

Одновременно с изданием «Нового завета» интенсивно велась подготовка к печатанию «Библии» — большого фолианта, напечатанного в два столбца другим мелким шрифтом. Особенность этого издания состоит в том, что оно имеет много вариантов набора. Возникли эти варианты вследствие того, что в ходе печатания книги несколько раз увеличивался тираж и допечатывались недостававшие листы (тетради). Этим объясняется и то, что книга, вышедшая фактически в 1581 году, как это указано на титульном листе всех экземпляров, имеет в выходных данных, находившихся в конце книги, две разные даты: в большинстве экземпляров — 12 августа 1581 года, в небольшом числе экземпляров — 12 июля 1580 года. При этом некоторые печатные листы (тетради), имеющие варианты, попадаются в разных комбинациях в тех и в других экземплярах, из чего ясно, что это одно издание. Иногда в экземплярах с выходными данными 1581 года находятся неисправленные листы, несомненно отпечатанные раньше, а в экземплярах с выходными данными 1580 года — исправленные, напечатанные позднее. Количество экземпляров книги, дошедших до нашего времени, значительно; это указывает, что тираж, по сравнению с другими изданиями XVI века, был огромным.

«Острожская библия» имеет отдельный помещенный в рамку и красиво оформленный титульный лист; рамка оттиснута с доски, привезенной из Москвы. На обороте титульного листа находятся герб князя Острожского и хвалебные стихи неизвестного автора. Далее идут два предисловия: первое — от имени князя Острожского; второе написано в форме стихотворения одним из ученых Острожской Академии, Герасимом Смотрицким. На рис. 53 дан снимок с первой страницы «Острожской библии» 1581 года.

Московских орнаментов в «Острожской библии» почти нет, зато в ней встречаются некоторые концовки из львовского

Рис. 53. «Острожская библия» печати Ивана Федорова (Острог, 1581)

«Апостола». Специально для «Библии» были изготовлены небольшие заставки в виде узких полосок с растительными орнаментами и множество инициалов прямоугольной формы; те и другие рисованы белым по черному и, несомненно, под прямым влиянием заставок и инициалов «Библии» Франциска Скорины. Обращают на себя внимание мелкие наборные украшения — звездочки, листочки, ягодки и т. п., не встречающиеся в прежних изданиях Ивана Федорова. К сожалению, приходится признать, что, хотя «Острожская библия» внесла много нового и ценного в искусство оформления книги, в отношении тщательности она стоит далеко позади первого произведения Ивана Федорова — московского издания «Апостола».

Последние два года жизни Иван Федоров жил во Львове, не занимаясь печатанием книг. Он находился в тяжелом материальном положении, типография его была заложена львовским ростовщикам. Умер Иван Федоров в декабре 1583 года; после его смерти Львовское православное братство выкупило типографию, и она стала работать непрерывно. Острожская типография после отъезда и смерти Ивана Федорова продолжала некоторое время выпускать книги для церквей и полемическую литературу, направленную против католицизма и униатства; закрыта она была сыном князя Острожского, принявшим католичество.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.