ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО


Древнейшей системой идеографической письменности является письменность народов, живших в четвертом — первом тысячелетиях до нашей эры в северо-восточной Африке, по среднему и нижнему течению реки Нила. Египетское государство, во главе которого стоял фараон, а главное участие в управлении принимали жрецы, достигло в это время блестящего расцвета; экономическое могущество его основывалось на рабском труде.

Многочисленные архитектурные сооружения гигантских размеров — храмы и пирамиды — сохранились частью в развалинах до нашего времени. Стены этих сооружений покрыты высеченными или нарисованными краской идеографическими письменами, древнейшие из которых относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Эти письмена впоследствии получили название иероглифов1. Иероглифы рисовались и вырезывались

1 Иероглифы — от греческого слова иерос — священный и глюфо —

высекаю, вырезаю.

с большим искусством и представляли собой изящные миниатюрные изображения предметов, растений, животных и птиц. Расположение знаков шло справа налево и наоборот; нарисованная в начале текста рука показывала пальцем направление, в котором следует читать.

Обычно иероглифические надписи сопровождались художественными изображениями, исполненными с большим талантом. Надписи на стенах храмов представляли собой молитвы богам и заклинания.

Египтяне были изобретателями материала для письма, получившего широкое распространение во всех странах древнего мира. Это был так называемый папирус1, изготовляемый из сердцевины тростникового растения папируса, который рос по берегам Нила и в дельте его образовал непроходимые заросли в 3—4 м высотой. О способе изготовления папируса как материала для письма римский естествоиспытатель I века Плиний рассказывает следующее: со ствола удаляли наружную оболочку (кору), сердцевину разрезали по длине на тонкие полоски, которые помещали рядами на мокрой доске; на первый слой папируса накладывали второй слой в перпендикулярном направлении, после чего его прессовали. Выдавленный сок< из растения служил клеем, скреплявшим отдельные полоски. Затем при помощи лощильника из слоновой кости или из раковины устраняли на нем неровности и просушивали на солнце. Получалась своеобразная «бумага» цвета сырого песка. Отдельные листы склеивали в одну ленту, которую скатывали в свиток. Обычная длина свитка равнялась 6 м при ширине от 15 до 30 см.

Распространение папирусных свитков относится ко второму тысячелетию до нашей эры. В последующий период папирус стал общераспространенным материалом для письма в странах, прилегающих к Средиземному морю. Он вырабатывался в огромных количествах и являлся важным предметом вывоза. Изготовление и продажа папируса были монополией фараона. После завоевания Египта Римом папирус стали изготовлять и в Риме, куда Египет обязан был доставлять папирус в сыром виде. Производство папируса в Риме было также государственной монополией. Папирусные свитки сохранились до нашего времени в большом количестве, особенно много их было найдено в гробницах египетских фараонов.

В религии Египта большое место отводилось культу мертвых. Египтяне верили в загробную жизнь и думали, что после смерти человек нуждается в том, что ему было необходимо при жизни. Поэтому похороны сопровождались большим количеством различных ритуалов и обрядов. Особенно торжественно совершалось погребение фараонов, для могил которых в древнейшую эпоху строили гигантские сооружения — пирамиды, представляющие

1 Папирус — от египтского ра-р-шг, что значит «растение реки».

собой памятники нечеловечески тяжелого труда египетских рабов. Труп умершего фараона бальзамировали, завертывали в полотняные ткани, клали в гроб (саркофаг) и помещали в комнате внутри пирамиды; рядом с ним ставили все те предметы, которыми покойник пользовался при жизни: мебель, посуду, драгоценности, пищу, вино и свитки из папируса. Египетские жрецы, знавшие в совершенстве письмо, посредством иероглифов покрывали надписями и рисунками предметы, находившиеся в комнате погребения фараона, а также двери, стены комнаты и смежных помещений. В комнату погребения вел запутанный коридор, в нескольких местах перегороженный крепко запертыми дверями. Перед комнатой с саркофагом находилось еще несколько комнат, также наполненных предметами обихода и отделенных от главной комнаты дверями. На дверях и над ними были сделаны надписи с предупреждением, грозившим смертью всякому, кто войдет в гробницу и нарушит покой усопшего.

На рис. 2 изображена стенная роспись из пирамиды в Фивах. Портрет фараона окружен иероглифической надписью.

Книги, найденные в пирамидах и других местах погребения, содержат богатейший материал для изучения истории, литературы, науки и экономики Египта. В каждую могилу полагалось положить свиток, содержащий текст так называемой «Книги мертвых». В нем описывался тот путь, который согласно верованиям египтян проходит душа умершего после смерти. Сопровождалось это описание молитвами и заклинаниями, текст иллюстрировался рисунками. Некоторые свитки «Книги мертвых» выполнены с большой роскошью, многими красками, другие — скромнее; то или иное оформление списка определялось имущественным положением умершего и его наследников.

Сохранившиеся египетские книги (свитки) показывают высокое состояние науки в древнем Египте. Грамотность и наука были сосредоточены в руках незначительной по численности части населения — главным образом жрецов и чиновников. Характер административного устройства в Египте требовал огромного чиновничьего аппарата. Жрецы ревниво держали науку в своих руках, не допуская к ней прочих «смертных» и пользуясь ею как одним из орудий порабощения масс. Из египетских книг можно видеть, что жрецы имели значительные познания по астрономии, умели вычислять движение небесных светил, могли предсказать солнечное и лунное затмения. Астрономией и геометрией пользовались для размежевания земель и определения величины земельных участков. На высокой ступени стояла медицина. Египтяне были искусными врачами и, в частности, умели замечательно лечить глазные болезни и производить глазные операции. Непревзойденными мастерами были они в бальзамировании трупов. Произведения художественной литературы египтян часто носили религиозный характер, однако известны повести и сказки светского содержания. Большое количество сведений в папирусных свитках

Рис. 2. Иероглифическая надпись из гробницы фараона в Фивах

и надписях о событиях, происходивших в Египте, дало возможность ученым восстановить всю многовековую историю Египта.

С течением времени в египетском письме происходят глубокие изменения, обусловленные стремлением к упрощению начертаний знаков и ускорению процесса писания. Первоначально каждый иероглифический знак обозначал целое отдельное слово (как и в китайском письме), позднее были введены знаки для отдельных слогов, вследствие чего общее количество знаков сократилось. В дальнейшем иероглиф стали употреблять для обозначения не слова и даже не слога, а одного лишь звука — именно того согласного звука, с которого это слово начиналось.

Благодаря этому египетское иероглифическое письмо сделалось родоначальником буквенных алфавитов. Что касается упрощения рисунка письменных знаков, отчасти связанного с появлением нового материала для письма (папируса), оно привело к возникновению новой системы письма, получившей название иератического1, то есть священнического письма; оно содержало около 600 знаков. Древнейший памятник иератического письма относится приблизительно к 3000 году до нашей эры. Иератическое письмо употреблялось исключительно для светских книг и переписки; религиозные тексты писались попрежнему иероглифами. Упрощенное иератическое письмо перестает быть привилегией жрецов, появляются писцы-профессионалы.

Последняя стадия египетского письма — так называемое демотическое письмо2, или скоропись; оформилось оно приблизительно в XII веке до нашей эры путем дальнейших упрощений в начертании знаков.

На рис. 3 показан постепенный переход некоторых иероглифов в иератические и затем в демотические знаки, последние уже являются частично фонетическими знаками.

1 Иератический — от греческого слова иератикос — жреческий.

2 Демотическое — от греческого слова демотикос — народный.

Рис. 4. Розетский камень

Наполеон I отправил из Египта во Францию множество предметов древности и среди них большую каменную плиту, покрытую надписями. Эта плита, называемая Розетским камнем (по имени места, где ее нашли), была тщательно исследована Шампол-лионом. Розетский камень показан на рис. 4. На плите следовали

друг за другом три различные по форме письма надписи. Верхняя была сделана иероглифами, средняя — демотическим письмом, нижняя — греческим. Предположив, что все три надписи воспроизводят один и тот же текст, Шамполлион попытался разобрать две верхние надписи, что представляло чрезвычайные трудности, если принять во внимание, что и египетский язык был в то время неизвестен ученым. Шамполлион обнаружил, что в надписях упоминаются имена двух египетских правителей — Клеопатры и Птоломея, написанные фонетическим письмом. Исходя из этого ученый пришел к заключению, что иероглифическая надпись представляет собой письмо смешанного характера — идеографическое, слоговое и частично фонетическое. Шамполлиону удалось разобрать весь египетский текст. Розетская надпись позднего происхождения относится к I веку до нашей эры; благодаря ей появилась возможность прочитать более древние тексты и восстановить египетский язык. Своим открытием Шамполлион положил прочное основание для развития египтологии как науки.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.