ПЕТР ТИМОФЕЕВ МСТИСЛАВЕЦ В ВИЛЬНЮСЕ


Как было сказано выше, после выхода в Заблудове «Евангелия учительного» многолетний сотоварищ Ивана Федорова, Петр Тимофеев Мстиславец, в марте 1570 года уехал в Вильнюс. В мае 1574 года он начал печатать там «Четвероевангелие». Типография в Вильнюсе — первая после типографии Скорины — была устроена братьями Зарецкими (один из них был бургомистром города Вильнюса) в доме братьев Мамоничей, которые предоставили для ее оборудования и часть денежных средств. Как и в период деятельности Франциска Скорины, типографию поддерживали здесь не помещики, а горожане, стремившиеся этим путем отстоять национальную независимость и культуру своего народа. «Четвероевангелие» вышло в свет 30 марта 1575 года. Это красивое издание, напечатанное новым крупным шрифтом на бумаге листового формата; в начале каждого евангелия изображены евангелисты, на начальных полосах имеются заставки и инициалы. Через год, 16 января 1576 года, Петр Тимофеев выпустил «Псалтирь» форматом также в лист, с гравированным изображением царя Давида. Петр Мстиславец использовал свои прежние знания и навыки в типографском деле, и поэтому по художественному и техническому оформлению обе книги имеют выраженный характер московских изданий (рис. 54). В 1576 году Мамоничи хотели отобрать у Петра Мсти-славца его типографию, в связи с чем возник судебный процесс.

Рис. 54. Страница из «Четвероевангелия» печати Петра Мстиславца (Вильнюс, 1575)

Документальных данных о решении этого дела до нас не дошло, но в дальнейшем типографский материал Петра Мстиславца обнаружен в Острожской типографии. О судьбе самого печатника ничего не известно, и на изданиях Острожской типографии, отпечатанных его шрифтом, имя его не упоминается.

После разрыва с Петром Мстиславцем Мамоничи сначала не могли продолжать печатания, так как у них не было типографских материалов и мастера-печатника. Мамоничи пригласили ученика Ивана Федорова, Гриня Ивановича, который в нарушение договора со своим учителем отлил для их типографии два шрифта. Позднее, около 1582 года, им удалось наладить печатание книг, которым они занимались не как просветители, а как коммерческие предприниматели. Они получили от польского короля «привилегию» на преимущественное право печатания книг, продажу и вывоз за границу и снабжали церковнослужебными книгами Россию и балканские страны. Одно из самых замечательных изданий типографии Мамоничей — «Статут Литовский» (1588), форматом в лист, напечатанный оригинальным курсивным шрифтом, с гравированным гербом Литвы на титульном листе и поясным портретом польского короля Сигизмунда III. «Статут Литовский» — сборник законов, действующих в Литве. Он был введен в захваченных Литвой областях и содержал законы, заимствованные из «Правды Русской». До печатного издания «Статут Литовский» существовал в рукописях, и лишь с большим трудом удалось получить согласие короля на его печатание.

§ 62. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКИХ ПЕЧАТНИКОВ

Значение деятельности московских печатников огромно. Их величайшая заслуга состоит в том, что они популяризовали и претворили в жизнь мысль о замене рукописного книгопроизводства механическим в тех странах, где его либо вовсе не было (Москва, Украина), либо оно было мало известно (Белоруссия). Они сыграли также большую роль в распространении русской культуры в тех землях, которые хотя и были населены большей частью русскими, но находились в подчинении других государств. Приехав в Белоруссию и на Украину, московские печатники сумели сохранить особенности характера московских изданий в книжном деле как со стороны языка, так и со стороны внешнего оформления. Благодаря их деятельности московские издания в течение длительного времени оказывали сильное влияние на издания Белоруссии и Украины. Возникшие в разных местах православные типографии использовали издания Ивана Федорова в качестве образцов. А в самой Москве стиль изданий Ивана Федорова сохраняли его продолжатели.

Необходимо также отметить и незаурядное литературное дарование Ивана Федорова, которое проявилось в его обширных послесловиях и предисловиях.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.