ТИПОГРАФИЯ НЕВЕЖ


ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

КНИЖНОЕ ДЕЛО

В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНО-АБСОЛЮТИСТСКОЙ МОНАРХИИ (конец XVI века и XVII век)

§ 63. ТИПОГРАФИЯ НЕВЕЖ

После отъезда Ивана Федорова из Москвы в оставшейся после него типографии печатники Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев напечатали (20 декабря 1568 года) только одну книгу — «Псалтирь». По высокому качеству полиграфического исполнения «Псалтири» видно, что печатники этой книги, безусловно, были учениками Ивана Федорова. После выхода этого издания печатание книг в Москве приостановилось и возобновилось только в 1589 году. Причины перерыва в книгопечатании раскрывают события того времени. С одной стороны, в это время заботы государственной власти были направлены на ведение войн с соседними государствами. С другой стороны, именно в эти годы происходила наиболее напряженная борьба центральной власти с боярством; борьба эта привела к организации опричнины (1565). В декабре 1564 года царь внезапно уехал из Москвы и обосновался в Александровой слободе; понятно, что вопросы типографского дела в этот период отошли на последнее место. Не стало также главного вдохновителя и покровителя книгопечатания митрополита Макария, умершего во время печатания «Апостола»; интересы его преемников были совсем Другие.

31 января 1577 года в Александровой слободе мастер Андроник Тимофеев Невежа напечатал «Псалтирь». Неизвестно, является ли печатник одним лицом с тем Невежей Тимофеевым, который печатал в 1568 году в Москве; как бы то ни было, Андроник Невежа — наиболее замечательный московский печатник второй половины XVI века после Ивана Федорова.

Печатание книг возобновилось в Москве тогда, когда фактическим правителем царства сделался Борис Годунов, покровитель просвещения, мечтавший даже об учреждении в Москве университета. Главой церкви в это время был его единомышленник, митрополит Иов, принявший сан патриарха московского. 8 ноября 1589 года была выпущена «Триодь постная», печатание которой продолжалось необычно долго — двадцать два с половиной месяца.

На книгах, напечатанных Андроником Невежей, сказалось сильное влияние мастерства Ивана Федорова. Андроник сам был художник, он резал гравюры на дереве; на двух из них имеется его подпись. Заставки по большей части скопированы с заставок Ивана Федорова, но не достигают совершенства последних. Впрочем, у Андроника Невежи имеются и самостоятельные, нигде

ранее не встречавшиеся рисунки, как, например, заглавные буквы. В «Апостоле», напечатанном 4 июля 1597 года, Андроник Невежа указал в послесловии тираж книги: «А напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят». Это единственный случай, по которому можно судить о размере тиража изданий того времени. Ценность такого указания огромна.

В 1598 году впервые рядом с именем Андроника Невежи упоминается имя его сына Ивана Невежина. Последние книги с именем Андроника вышли в 1602 году, в 1604—1611 годах Иван Андроников Тимофеев или Невежин занимался печатанием книг уже один, из чего можно заключить, что его отец умер в 1602 или в 1603 году.

Начиная с 90-х годов XVI века печатание книг в Москве вполне наладилось и продолжалось непрерывно, если не говорить о кратковременных перерывах в работе, вызывавшихся многочисленными пожарами типографии.

§64. ТИПОГРАФИЯ А. М. РАДИШЕВСКОГО

В начале XVII века в Москве появились два новых искусных печатника: Онисим Михайлович Радишевский с Волыни и Никита Федорович Фофанов из Пскова. Радишевский был замечательный мастер, знавший не только типографское дело, но и другие ремесла: он отливал колокола, рыл колодцы, был переплетчиком. Он был автором сочинения «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», которое после него осталось в рукописи и хранится в Московской Оружейной палате (через полтораста лет в 1777—1781 годах его опубликовал в двух частях В. Г. Рубан). В открытой им типографии Радишевский напечатал две книги: «Евангелие» (29 июня 1606 года) и «Устав церковный» (25 апреля 1610 года). Книги, выпущенные Радишевским, хорошо оформлены, они напечатаны в листовом формате, крупным шрифтом красивого рисунка. Перед началом каждого евангелия помещено изображение соответствующего евангелиста. Заставки составлены из растительного орнамента тончайшего узора и выполнены гравюрой на дереве с большим искусством. Богато украшенная страница из «Евангелия» печати Радишевского показана на рис. 55. «Устав церковный» — это огромный фолиант объемом в 1256 листов. Печатался он более трех лет. Когда «Устав церковный» был напечатан, высшие церковные власти обвинили Радишевского в искажении некоторых статей, вследствие чего «Устав» был сожжен.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.