КНИЖНОЕ ДЕЛО НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ В XVII ВЕКЕ


На Украине в XVII веке возросло количество мест, где печатались книги. Главнейшими центрами книгопроизводства являлись Львов в западных областях Украины и Киев в восточных

областях. После переезда Ивана Федорова в Острог Львовское братство долго не имело возможности печатать книги, потому что типография, устроенная Иваном Федоровым, была заложена. Лишь с 1591 года, когда Львовское братство выкупило типографию, книги начинают выходить регулярно.

Первая типография в Киеве была учреждена при Киево-Печерской лавре в 1616 году. Руководимая образованными людьми из высшего духовенства, Киевская типография выпускала издания более разнообразного содержания, чем Московская. Она не ограничивалась выпуском литургических книг, а печатала литературные работы, церковно-полемические статьи, а также книги на латинском и польском языках. В борьбе с католической и униатской церквами православная украинская церковь отстаивала как свою независимость, так и национальную культуру своего народа. Этим объясняется появление антикатолической и антиуниатской литературы.

Наибольшего расцвета достигла типографская деятельность Киево-Печерской лавры в то время, когда во главе ее стоял высокообразованный киевский митрополит Петр Могила. Издания типографии Киево-Печерской лавры этого времени отличаются высоким качеством редакции текста и прекрасным оформлением. Особенностью украинских изданий являются многочисленные иллюстрации, исполненные гравюрой на дереве и фактически раскрывающие содержание текста. Оформление книг находилось скорее под западным, в частности польским, влиянием, чем под московским. Однако киевские художники-графики и граверы внесли и собственный вклад в украшение книги. Ярко проявляется в киевских изданиях влияние народного украинского искусства. Свойственная украинскому народу любовь к украшениям, орнаментированию, краскам, проявляющаяся во многих областях народного творчества, отразилась и на оформлении книги. Создавая рисунки даже на религиозные сюжеты или давая на титульном листе ряд отдельных картин, художник старался непременно ввести в них изображения цветов. Иногда гирлянда цветов или дерево с раскинувшимися ветвями как бы охватывает отдельные части рисунка и объединяет их в одну композицию.

В противоположность московским художникам книги, никогда не ставившим на гравированных досках своих имен, украинские художники, наоборот, всегда подписывали свои гравюры. Одним из наиболее талантливых и плодовитых художников книги на Украине в XVII веке был мастер, подписывавшийся только именем — Илия. Гравюры мастера Илии широко известны, они вызвали много подражаний и проникли в московские издания. Гравюра мастера Илии из книги «Патерик» 1661 года, изображающая приезд художников-иконописцев в Киево-Печерскую лавру, показана на рис. 58. После воссоединения Москвы и Украины можно видеть, как украинское искусство книги отразилось

в московских изданиях. В украшении московских книг появляются так называемые «лицевые» изображения, сцены, сюжетная иллюстрация. Строгий растительный орнамент московских изданий обогащается, в него проникают разнообразные элементы животного орнамента и цветы, взятые как бы прямо с цветущих лугов Украины.

В Белоруссии, где коренное население подвергалось угнетению, славяно-русские типографы постоянно преследовались со

стороны католического духовенства, стремившегося ополячить белорусов. Русские типографии возникли в нескольких местах Белоруссии и Литвы, но количество изданий, вышедших на территории Белоруссии в XVI—

XVIII веках, крайне ограниченно. Крупнейшей печатней была Братская типография в Вильнюсе. В 1610 году здесь напечатана книга «Плач восточной церкви» — сочинение Мелетия Смот-рицкого. Эта книга вызвала недовольство католиков, так как в ней содержались антикатолические высказывания. Польский король Сигизмунд III приказал книгу сжечь, печатников посадить в тюрьму, а шрифт у них отобрать. Все это было исполнено, но шрифт и типографское оборудование удалось переправить в монастырь Евье поблизости Вильнюса, где и продолжалось печатание церковных и небольшого количества учебных книг. Здесь и вышло первое издание «Грамматики» Мелетия Смотриц-кого, о котором говорилось выше.

Рис. 58. Гравюра мастера Илии из книги «Патерик» (Киев, 1661)



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.