ГОЛЛАНДСКИЕ ГРАВЕРЫ В РОССИИ


В 1697 году во время заграничной поездки Петр I завел знакомство со многими учеными Голландии, осматривал ее музеи, знакомился с состоянием техники в разных областях. Между прочим, он обратил внимание и на искусство гравирования на меди. Хотя в России имелись такие мастера, не уступавшие по

Рис. 61. Номер «Ведомостей» 1703 года

своему искусству голландцам, как, например, уже упоминавшиеся Афанасий Трухменский, Леонтий Бунин и другие, но их было мало. Петр I решил пригласить в Москву голландских мастеров. Среди них находился художник из Амстердама Адриан Схонебек, у которого учился гравированию сам Петр. Предлагая услуги московскому царю, Схонебек перечислил, какого рода работы он берется выполнять: «...истории, персоны, ланшаны (ландшафты), строения, земные и морские карты, знаменить (то есть отделывать)

Рис. 62. «Взятие Шлиссельбурга». Гравюра А. Схонебека (1704)

улицы, крепости и домы, печатать указы, сочинять рисунки для огнестрельных потех ... и иные дела, которые по власти случая приключиться могут». В 1698 году Схонебек приехал в Москву, и ему было предложено немедленно приступить к обучению своему искусству молодых художников. Это обучение дало блестящие результаты: вскоре в книгах начали появляться прекрасные гравюры, выполненные молодыми русскими мастерами. Большая заслуга Схонебека состояла в том, что он выполнил ряд географических карт, необходимых в связи с Северной войной и задуманными в стране преобразованиями. Так, в промежуток времени от 1700 до 1704 года он сделал карты морей, областей,

входивших в районы военных действий, выгравировал и отпечатал некоторые планы неприятельских крепостей, взятых русскими войсками. Схонебек награвировал также много портретов современных деятелей и отдельных листов видов, планов, батальных сцен, из которых наибольшей известностью пользуется изображение взятия Азова. Для изучения истории развития русского шрифта важное значение имеют надписи, сделанные на его картах. Они написаны шрифтом нового рисунка, сходным с созданным через несколько лет «гражданским» шрифтом. Начертания букв Схонебек заимствовал, вернее всего, с русских рукописных образцов. Гравюра Схонебека «Взятие Шлиссельбурга» 1704 года показана на рис. 62. Гравированная надпись «Река Нева» сделана буквами нового рисунка (гражданскими).



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.