СОЗДАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ШРИФТА


Полного развития русское книгопечатание достигло только после введения нового, так называемого гражданского шрифта. Уже в амстердамских изданиях кирилловский шрифт имел предельно упрощенный рисунок, но было очевидно, что никакими упрощениями нельзя приспособить церковный шрифт для книг научного содержания. С неизбежностью встал вопрос о создании шрифта более простого рисунка и более близкого к общему характеру европейских шрифтов. Опыты в этом направлении продолжались несколько лет; личное участие Петра I в выработке нового шрифта подтверждается многими документами. Так, например, директор Московской типографии Федор Поликарпов говорил об участии Петра I следующее: «Своим неусыпным тщанием изволил изобрести абецедал или азбуку, которая и до днесь в гражданских всяких делах действует». Некоторые ученые утверждали, что рисунок гражданского шрифта был основан на графических формах латинских шрифтов. Однако тщательное изучение рукописного материала той эпохи показывает, что художник, создавший рисунок нового шрифта, пользовался современными ему русскими рукописными образцами, а также и теми образцами шрифта, которые встречались в надписях на географических картах 1701—1704 годов. Из латинского шрифта были взяты только две буквы: п и т; п — представляло собой латинскую букву п, а т — латинскую букву т; но и эти буквы употреблялись в новом шрифте всего около года и были заменены буквами с прямыми углами, более свойственными русскому рукописному шрифту.

Новый гражданский шрифт прибыл из Голландии в 1707 году вместе с новым оборудованием для типографии и иностранными мастерами. Приехал в Москву и Копиевский, возможно, принимавший участие в выполнении рисунка нового шрифта. В том же 1707 году шрифты изготовлялись и в России; московский

словолитец Михаил Ефремов спешно гравировал пунсоны и отливал литеры по рисункам нового шрифта. Шрифт был передан Печатному Двору. На рис. 64 показан самый ранний образец гражданского шрифта, относящийся, повидимому, к 1707 году. Некоторые буквы были впоследствии изменены. С первого же года введения гражданского шрифта началось усиленное производство

Рис. 64. Образец гражданского шрифта Московской типографии

книг, практически необходимых как для новых школ, так и для выполнения новых задач, поставленных правительством. Первая книга, напечатанная гражданским шрифтом, — «Геометрия словенски землемерие» (март, 1708), перевод распространенного на Западе учебника геометрии. Чертежи исполнены гравюрой на меди; все издание характеризует высокий уровень типографского выполнения. Вторая книга носила название «Приклады, како пишутся комплементы разные» (апрель, 1708) — примеры, как надо

Л(ТУ<^

ВЪ прсшедшемЪ 1706 годЪ?. По повел"Бнцо егоцарскаго вели-чес шва , на вышнЪмЪ волочкЪ зд*Ьлана перекоп ь ради седовато хожденгА. И нынЪ тою перекоп ыо Проведено изЪ Казани сЪ волги во мстино озе'ро н1эс

писать вежливые письма. В июле того же года вышла третья книга, открывшая собой ряд изданий технической литературы. Это пособие называлось «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное» (рис. 65). Петр I для краткости назвал ее «слюзная (шлюзная) книга», так как в ней отведено большое место вопросам устройства шлюзов; через два года она вышла вторым изданием. Еще в 1708 году выпущен перевод сочинения Боргсдорфа

Рис. 65. Разворот из «Книги о способах, творящих водохождение рек свободное» (Москва, 1708)

«Побеждающая крепость». В следующем году объем работы типографии расширился: гражданским шрифтом было напечатано уже 14 книг, большинство из них является руководствами по военному делу.

В 1709 году вышла первая книга по художественной словесности — повесть латинского средневекового писателя ГвидО' делле Колонне «История... о разорении фригийского города Трои», сюжет ее заимствован из греческих эпических сказаний. Эта повесть, прежде ходившая в рукописных переводах, напечатана на древнерусском языке согласно рукописным спискам. Все эти книги напечатаны на плотной бумаге; многие снабжены чертежами и таблицами, выполненными глубокой печатью.

Первый гражданский шрифт не остался без изменений. В 1710 году в него введены буквы с несколько измененным рисунком. В первую очередь из шрифта исключают буквы пите закруглениями, свойственными латинским пит, заменяют их

буквами, имеющими прямые углы. Затем из шрифта исключают два начертания для буквы з и, наоборот, вводят два начертания буквы и. Окончательный рисунок гражданского шрифта был утвержден Петром I в 1710 году. На поданных Петру I образцах типографских шрифтов, где были оттиснуты все рисунки букв и кирилловского и гражданского шрифта, Петр I собственноручно вычеркнул все кирилловские буквы, а также рисунки буквы пит, носящие характер латинского шрифта. На тетради с образцами он сделал надпись: «Сими литерами печатать художественные и манифактурные (технические. — Е. К.) книги, а тех, кои подчернены, в вышеуказанных книгах не употреблять». Этим распоряжением Петр I закрепил за научной книгой гражданский шрифт, оставив церкви право печатать свои книги попрежнему кириллицей.

§ 76. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ

В 1711 году царь дал приказ перевезти гражданскую типографию со всем оборудованием и мастерами в Петербург; туда же перенесли и издание газеты «Ведомости». Впрочем, в тех случаях, когда хотели распространить газету шире, ее печатали увеличенным тиражом одновременно и в Петербурге и в Москве. «Ведомости» перешли на гражданский шрифт позднее, чем другие издания светского содержания. Одни номера газеты печатались гражданским шрифтом, а другие кириллицей; учитывалось, что население, привыкшее к старому шрифту, легче прочтет газету, напечатанную кириллицей, и поэтому старым шрифтом печатали номера, имевшие больший тираж и содержавшие важнейшие известия.

В 1713 году напечатана из «Санктпетербургской типографии» (таково было ее официальное наименование) первая книга под заглавием «Книга Марсова», посвященная описанию побед русских войск над шведами. «Книга Марсова» имела альбомный (поперечный) формат и была снабжена большим количеством гравюр с изображением планов сражений, крепостей и т. п. Вскоре Санктпетербургская типография пополнилась латинским и готическим типографскими шрифтами, доставленными из Риги. При типографии существовала книжная лавка, но, как видно, продажа книг была поставлена плохо, потому что на складах типографии образовались большие залежи нераспроданных изданий.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.