ЧАСТНЫЕ ТИПОГРАФИИ


Особенно широко развернулось издательское дело после того, как правительство под нажимом общественного мнения вынуждено было пойти на уступки и опубликовало в 1783 году «Указ о вольных типографиях», согласно которому частным лицам разрешалось открывать типографии и печатать книги. Этим разрешением немедленно воспользовался ряд лиц, и в том же году в Петербурге и Москве начали открываться частные типографии; производство книги и книжная торговля оживились. Обычно в это время владелец типографии являлся одновременно и издателем печатаемых в ней книг, хотя уже намечалось отделение издательской деятельности от типографской: часть издателей не имела собственных типографий и часть типографий принимала заказы со стороны.

Крупнейшими частными типографиями Москвы были типографии А. Решетникова, М. Пономарева, Ф. Гиппиуса и X. Клаудия, снабжавшие книгами широкие читательские круги.

А. Решетников издавал много хороших книг, среди которых обширную группу составляют руководства по сельскому и домашнему хозяйству, по ремеслам и «художеству», научно-популярные издания, учебники, книги для чтения.

М. Пономарев специализировался на книгах для легкого чтения, он издал много переводов французских романов и приключенческой литературы, обычно мало ценных в литературном отношении и плохо переведенных. В большом количестве выходили из типографии Пономарева сказки то в виде сборников, то отдельными брошюрами. Рассчитывались они на сбыт в деревне и на снабжение торговых и ремесленных людей городов.

Ф. Гиппиус — делец, издавал много разнообразной литературы, рассчитывая на покупателя среднего достатка. Имея частную типографию, он одно время арендовал типографию Сената.

Типография X. Клаудия находилась при Московском театре и выпускала много пьес, в большинстве случаев переводных.

В Петербурге существовало несколько типографов-издателей, внесших большой вклад в распространение книг: И. К. Шнор, Г. Галченков, И. Сытин, П. И. Богданович, И. А. Крылов.

Самая крупная из них — типография И. К. Шнора, издававшая труды по научным вопросам. Шнор напечатал ряд многотомных изданий по истории, географии, медицине, ботанике. Он имел словолитню и торговал шрифтами; в собственных изданиях он применял большое количество разнообразных шрифтов, прямых и курсивных. Издания Шнора отличаются хорошей печатью и строгостью оформления. Некоторые владельцы типографий в Петербурге были людьми, близкими к литературе, являлись переводчиками и писателями; к ним относились Г. Галченков, П. И. Богданович, И. Г. Рахманинов и известный впоследствии баснописец И. А. Крылов. Типография «И. А. Крылова с товарищи», как значилось на титульных листах ее изданий, была связана с театром и печатала “много пьес. Товарищами И. А. Крылова являлись актеры И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков. Объем работы типографии был невелик, но работала она в тяжелых условиях: в 90-х годах началось преследование печатного слова.

Вовлечение частных лиц в производство книги явилось для того времени прогрессивным явлением. Частные издатели, стоявшие ближе к кругу читателей и по большей части сами непосредственно связанные с книжной торговлей, лучше учитывали спрос на книгу, чем издательства правительственных учреждений. Частные издатели выпускали книги для более широких кругов.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.