САТИРИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ


В 1768 году началась война России с Турцией. Сославшись на начало этой войны, правительство прекратило работу «Комиссии по составлению нового уложения». Конечно, война была лишь внешним предлогом для прекращения деятельности «Комиссии», фактически же Екатерина II убедилась, что многие депутаты, принявшие всерьез либеральные положения написанного ею «Наказа», пытались сделать «Комиссию» местом политической борьбы и открыто высказывали свои взгляды на положение России. Чтобы отвлечь общественное мнение от неудачной попытки собрания депутатов, Екатерина II дала разрешение частным лицам издавать журналы, посвященные социальной сатире. Однако направить общественную мысль в русло безобидной бытовой сатиры правительству не удалось; сатира журналов неожиданно приняла характер политической полемики. Недовольство крепостным строем сильно возросло за последние годы, и то, что осталось невысказанным в «Комиссии», нашло место в сатирических журналах.

Начало сатирической журналистике положило издание журнала «Всякая всячина» (1769—1770). Издавался он кругами, близкими к правительству. Сама Екатерина принимала участие в этом журнале в качестве автора статей; издателем был один из ее секретарей — Г. В. Козицкий.

Екатерина II дала частным лицам разрешение на издание журналов, посвященных сатире, причем издатели имели право не указывать своего имени. Воспользовался этим разрешением и Н. И. Новиков, начавший в 1769 году издавать журнал «Трутень» (рис. 73). На титульном листе журнала помещался эпиграф из произведения А. П. Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите». В эпиграфе явно содержался намек на крепостничество, против которого и была направлена сатира Новикова. Из помещенных в «Трутне» высказываний против крепостного права особенно замечательны «Копии с крестьянских

отписок». В них в форме писем рисовалось бедственное положение крепостных крестьян. Такое направление журнала не понравилось правительственным кругам, и во «Всякой всячине» появились статьи, обвинявшие «Трутень» в излишней злобности. По мнению «Всякой всячины», сатира должна носить характер мягкий и содействовать исправлению зла с улыбкой. По вопросу о характере сатиры разгорелась знаменитая полемика между журналами: на

одной стороне находились журнал «Всякая всячина» и близкие к нему журналы, на другой — «Трутень» и журнал Ф. А. Эмина «Адская почта». И тут оказалось, что сатира «Трутня» настолько остра и что она имела такой большой успех у читателей журнала, что бороться с ней путем литературной полемики «Всякая всячина» была бессильна; пришлось прибегнуть к прямому указанию на недопустимость продолжать выход журнала в таком направлении. В результате «Трутень» принужден был в следующем, 1770 году изменить эпиграф на менее резкий, а вскоре Новикову дали понять, что журнал должен прекратить свое существование. Закрытие «Трутня» в апреле 1770 года явилось, видимо, неожиданностью для Новикова. На последнем листе последнего номера журнала было помещено извещение, в котором было сказано, что «... Трутень с превеликой печали по кончине своих современников и сам умирает».

В 1769—1770 годы выходило несколько сатирических журналов, но ни один из них не поднялся до высоты сатиры «Трутня». Кратковременность этих сатирических журналов объяснялась недостатком материала и небольшим спросом у читателей по сравнению с «Трутнем», который имел широкое по тому времени распространение. Тираж его достигал 800 экземпляров, то есть равнялся тиражу газеты «Московские ведомости». И несмотря на это, многие номера журналов перепечатывались дважды, так как на них был огромный читательский спрос.

Через два года Новиков начал издавать новый журнал под названием «Живописец» (1772—1773). В первом номере его Но

Рис. 73. Титульный лист журнала «Трутень»

виков поместил статью, в которой восхвалял литературный талант Екатерины II; это был явно дипломатический прием. Далее, как будто забыв печальный опыт «Трутня», «Живописец» стал последовательно проводить те же антикрепостнические идеи. В «Живописце» помещалось много замечательных статей, как, например, «Путешествие в * * *», подписанное инициалами «И. Т.». В этой статье автор с необыкновенной силой показывает нищету крестьян разоренной помещиком деревни. Одни исследователи приписывают эту статью молодому А. Н. Радищеву, так как по форме она напоминает его известное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», другие считают автором этой статьи самого Новикова, расшифровывая инициалы «И. Т.», как «Издатель «Трутня», — псевдоним, которым Новиков иногда подписывался. В «Живописце» помещались также статьи, направленные против тупости и невежества дворян («Письма к Фалалею»), против взяток и злоупотреблений чиновников, против увлечения всем иностранным, особенно французскими модами и языком. «Живописец» имел исключительный успех и переиздавался пять раз; последняя перепечатка вышла в 1793 году, когда Новиков уже был заключен в Шлиссельбург-скую крепость.

После закрытия «Живописца» Новиков издавал журнал «Кошелек» (1774), посвященный высмеиванию галломании. Продолжать вести борьбу с крепостничеством в условиях начавшейся реакции и преследования печати было невозможно.

Разрешение издавать журналы без объявления имени издателя, разумеется, носило чисто формальный характер. При отсутствии частных типографий в Петербурге издателям приходилось пользоваться услугами трех-четырех казенных типографских предприятий, причем, естественно, что фамилию издателя, связанного денежными расчетами с этим предприятием, при желании было очень просто узнать. После крестьянской войны, руководимой Пугачевым, по распоряжению Екатерины II все сатирические журналы были закрыты.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.