КИТАЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ


Если некоторые ученые полагают, что древнейшая шумерий-ская письменность заимствована у египтян, то китайское письмо по своему происхождению является самостоятельным. Древнейшие памятники китайского идеографического письма относятся к середине третьего тысячелетия до нашей эры. В то время как египетские и ассиро-вавилонские языки и письменные системы уже тысячелетия назад прекратили свое существование, китайский язык и его письменность продолжают жить до сих пор, являясь древнейшим из существующих в наше время культурных языков.

Соответственно грамматическому строю китайского языка, состоящего из отдельных односложных слов, которые не склоняются и не спрягаются, китайские письмена представляют собой изображения знаков, предназначенных для передачи отдельных слов; знаки ведут свое происхождение от пиктографического письма. На рис. 7 можно проследить происхождение китайских идеографических знаков от древних пиктографических. Однако огромное большинство современных идеографических знаков утратило связь с пиктографией. В дальнейшем развитии китайского письма число знаков в нем не сокращается, что происходит непременно при переходе на слоговое письмо; наоборот, увеличивается в результате обогащения языка. Считается, что в китайской письменности существует от 40 до 50 тысяч идеографических знаков. Для обычного чтения современному образованному человеку достаточно знать от 6 до 10 тысяч знаков; для чтения специальной литературы это число увеличится, и, наконец, для

чтения древних рукописей и книг требуется огромное количество знаков. Письмо идет вертикальными строками сверху вниз и справа налево.

Дозкдь

Заря

Огонь

Гора

Ш У*

<2

* *•

/Ду ш **«

• •

Птица

Рыба

Драной

тао

Гоо

уи

/олова - С? стих

Глаз

Рот

$

а

Гад

Повозка

Топор

ккеои

уеол

Уиу

Стрела

Сосуд

I

*оа

Рис. 7. Происхождение некоторых китайских идеографических знаков

Китайское письмо отличается внешним изяществом и замысловатостью, процесс письма требует большой опытности. Еще в глубокой древности в Китае процветали все графические искусства; китайцы делали замечательные гравюры на дереве, рисунки на фарфоре, резьбу на кости. В письме отразилась эта особенность их творчества; большинство китайских рукописей сделано

так искусно, что их трудно отличить от печатного текста. Отчасти это объясняется свойствами краски, так называемой китайской туши, употреблявшейся для письма и печатания. На рис. 8 показана страница из китайского учебника каллиграфии.

Рис. 8. Страница из китайского учебника каллиграфии

Ни у одного из народов древности не сохранилось такого множества письменных памятников, как в Китае; в большом количестве дошли до нашего времени исторические записи, свидетельствующие о жизни китайского народа. Особенно много ценных рукописей осталось от VII—IX веков, периода династии Танов. Эти рукописи представляют собой ценнейшие литературные памятники искусства, живописи, архитектуры, научных открытий. На высокой ступени стояло производство рукописей религиозного и светского содержания.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.