УПАДОК КНИЖНОГО ДЕЛА В 90-х ГОДАХ XVIII ВЕКА


После прекращения издательской деятельности Новикова и ареста Радищева репрессии в отношении печати все более и более усиливались. В 1796 году, за несколько месяцев до смерти, Екатерина II распорядилась закрыть частные типографии — «от происходящих от того злоупотреблений».

Еще больше усилились гонения на печать в последнее пятилетие XVIII века, при Павле I. Как уже указывалось, при своем вступлении на престол он освободил Новикова, а затем Радищева. Эти действия вселили надежду, что с новым царствованием наступят более свободные времена для книжного и журнального дела, однако эти надежды были жестоко обмануты. Будучи человеком чуждым каким бы то ни было идеям просвещения, Павел I сделал все возможное для того, чтобы подавить всякую свободную мысль, всякое свободное слово. По его распоряжению были опечатаны частные типографии, закрытые Екатериной, запрещалось получать из-за границы книги и даже ноты.

Несмотря на все мероприятия правительства, направленные против печати, искра, зароненная Радищевым, не потухла. В конце XVIII века появилось несколько передовых журналов,

продолжавших идейные традиции Радищева, из них в первую очередь следует назвать «Санктпетербургский журнал». Издавался он одним из наиболее прогрессивных писателей того времени Иваном Петровичем Пниным, последовательно проводившим в своих произведениях пропаганду материалистического мировоззрения. В журнале Пнина освещались вопросы истории, философии, литературной критики. Кроме оригинальных статей в нем помещались переводы, главным образом из произведений французских писателей; особенно много печаталось отрывков из произведений фи-лософа-материалиста Гольбаха.

Прогрессивную роль сыграли также два журнала И. А. Крылова: «Почта духов» (1789—1790) и «Зритель» (1792), которые он и его ближайшие друзья издавали в условиях жестокой реакции. «Почта духов» как по названию, так и по содержанию продолжала традицию сатирических журналов 70-х годов. Журнал составлялся в виде писем волшебника Маликульмулька, который невидимо проникает всюду: и в роскошную гостиную вельможи и к судье и своей сатирой обличает многие отрицательные явления современной жизни. «Почта духов» была закрыта после ареста Радищева. Как «Почта духов», так и «Зритель» вели последовательную линию антидворянской сатиры. В этих журналах впервые был услышан голос нового литератора-разночинца. «С самого начала как станешь себя помнить затверди, что ты дворянин и, следовательно, что ты родился только поедать тот хлеб, который посеют твои крестьяне, что ты счастливый трутень». «Почта духов» печаталась в типографии И. Г. Рахманинова, «Зритель» — в собственной типографии И. А. Крылова; прекратился выход журнала в 1792 году после разгрома типографии властями.

Известный историк Н. М. Карамзин издавал несколько журналов, отражавших взгляды либерального дворянства. Наибольшим успехом пользовался «Московский журнал» (1791—1792), в котором помещались исключительно произведения отечественных авторов, вопреки существовавшему в дворянских кругах пристрастию к французской литературе.

§ 89. ИЗДАНИЕ КНИГ В ПРОВИНЦИИ

Во второй половине XVIII столетия начинают издаваться книги в провинции. Первым городом, где появилось книгопечатание, была Астрахань (1765). Наиболее крупные издательства находились во Владимире (1797), Смоленске (1795), Калуге (1784), Тамбове (1788), Ярославле (1784). Типографию в Тамбове открыл поэт Г. Р. Державин; ее организации оказывал содействие Н. И. Новиков. Указ о запрещении частных типографий пошел на пользу развитию издательского дела в провинции: некоторые столичные типографы переехали вместе с оборудованием во вновь открываемые губернские типографии, чтобы иметь возможность

под этой казенной вывеской беспрепятственно продолжать свою деятельность. Так, издатель Пономарев переехал во Владимир и спокойно продолжал там начатые в Москве издания, И. Сытин из Петербурга переехал в Смоленск, С. Селивановский — из Москвы в Николаев.

Замечательным издательским предприятием была первая типография Сибири, открытая в Тобольске местным купцом Василием Корнильевым. В ней печатался первый русский журнал,

выходящий в провинции — «Иртыш, превращающийся в Ипо-крену»1 (1789—1791). Журнал издавался силами учителей местного губернского училища; одним из главных организаторов был высланный в Тобольск писатель П. П. Сумароков. Некоторые стихи, помещенные в журнале, носят ярко выраженный антикрепостнический характер (рис. 75).

В городе Перми (ныне Молотов) в 1796 году вышла первая книга по полиграфии, составленная руководителем типографии Филипповым; называлась эта книга «Описание типографских должностей».

Одно из наиболее интересных провинциальных издательств XVIII века — типография помещика Ивана Герасимовича Рахманинова (ум. 1807) в селе Казинке, близ города Козлова (ныне Мичуринск). Рахманинов был горячим поклонником Вольтера и стремился как можно шире распространить сочинения знаменитого писателя, имевшего в России многих приверженцев. Он сам переводил Вольтера и печатал его в собственной небольшой типографии в Петербурге; не довольствуясь этим, он завел еще типографию в своем имении. На книгах, отпечатанных в Казинке, Рахманинов указывал место издания — Козлов. Вскоре из города Козлова полетел в Петербург донос, в котором сообщалось, что в Казинке печатаются книги без разрешения цензуры. Приехавшие в 1793 году в имение власти

1 Согласно греческой мифологии Ипокрена — источник, напившись из которого, человек приобретал дар поэтического творчества.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.