ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ В XVIII ВЕКЕ


Кроме книг, напечатанных обычным типографским способом, в XVIII веке были в ходу издания, оттиснутые с гравированных медных досок. Эти книги имели много общего с европейскими ксилографическими книгами XV века. Они также печатались на одной стороне бумаги, которая потом складывалась пополам, белой стороной внутрь; в них также главную роль играли иллюстрации, а текст имел второстепенное значение. Иллюстрации выполнялись примитивно, иногда лишь очерковой гравюрой с последующей раскраской от руки.

Особенно любимыми среди читателей были басни Эзопа с прибавлением «жития хитроумного Эзопа», сказки о Еруслане Лазаревиче, о Бове Королевиче, о Ерше Ершовиче сыне Щетин-никове и другие. Эта так называемая «лубочная» книга имела наибольшее хождение среди народа.

Оформление русской книги XVIII века отражает вкусы дворянских кругов, воспитанных на образцах французской книги. Как и во всей остальной Европе, оформление русской книги многими сторонами повторяло внешность французских изданий. Книги обильно украшались виньетками высокой или глубокой печати, на них изображались всевозможные венки, гирлянды из цветов, лент, музыкальных инструментов, раковин, характерных для орнаментики стиля рококо. Резвящиеся амуры появляются в самых неожиданных местах книги, иногда даже в книгах религиозного содержания, например в «Проповедях митрополита Платона» (Москва, 1780). В некоторых случаях амуры или гении, также в соответствии с приемами оформления французской книги, изображаются за различными занятиями, соответствующими содержанию книги: в книге о физическом воспитании амуры изображены моющимися в бане, в книге по анатомии они заняты вскрытием трупа. Мода на такого рода украшения проходит к концу 80-х годов, когда книга приобретает более строгий стиль.

Научная книга последних лет XVIII века обычно лишена украшений; более роскошные издания выходят иногда с нарядными титульными листами и фронтисписами. Своеобразно украшались книги, изданные Академией наук с самого начала ее деятельности. Здесь широко применялись заставки из мелких литых типографских украшений — звездочек, розеток, веточек и т. п. Собранные в замысловатые узоры, эти заставки придавали изданию особую красоту и хорошо сочетались с полосой набора.

Типография Академии наук, начиная с выпуска первых своих изданий, вводит новый рисунок русского шрифта, значительно

отличавшийся от петровских шрифтов и ближе подходящий к современным контрастным шрифтам. Имя создателя этого шрифта нам неизвестно, но рисунок этого шрифта является родоначальником почти всех шрифтов, употреблявшихся в русских типографиях XVIII века. Рисунки шрифтов того времени, внешне сходные между собой, имели некоторые характерные особенности у каждого печатника, так как каждая крупная типография имела собственную словолитню.

Многие книги XVIII века украшались портретами или фронтисписами; сравнительно небольшое количество книг имеет иллюстрации в собственном смысле слова. Особенно хорошо исполнены были альбомы видов, зарисовки всевозможных придворных торжеств, выходившие в 40-х годах. В это время вышли монументальные издания «Палаты Санктпетербург-ской Академии наук» (1741),. представляющие собой собрание гравюр, изображающих здание Академии, музей, библиотеку и т. д. Большой роскошью отличается альбом, посвященный коронованию императрицы Елизаветы Петровны (1744), с замечательными гравюрами мастеров Григория Качалова, Ивана Соколова и других граверов. Несколько позднее появился «План столичного города Санктпетер-бурга» (1753), гравюры по рисункам Михаила Маха-ева.

Среди изданий второй половины века выделяется по оформлению «Описание российских произрастений» академика П. С. Палласа (Петербург, 1786) с альбомом произрастающих в России трав и цветов, рисунки выполнены офортом с замечательной точностью и изяществом и раскрашены от руки во всех экземплярах (рис. 76). Однако к иллюстрированию и оформлению книг в XVIII веке, как правило, не привлекались крупные художники, как это имело место в последующий период.

Оригинально и очень тонко выполненные виньетки встречаются в некоторых изданиях Новикова, но имя рисовавшего их художника остается неизвестным; эта строгость оформления нови-

ОШ1САН1К.И ИЗОВГЛЖКН1Л

РОСПЙСКИХЪ ПРОИЗРАСТКН1Й

изданный

по

( повк.шшо

ЕКАТЕРИНЫ И

; ИМПЕРАТРИЦЫ и САМОДЕРЖИЦЫ ВСКРОСС1ЙСК1Я.

у . ' _ ;

!«..... . .........— .... .... ------------------~~-------------- ...

Рис. 76. Титульный лист книги академика П. С. Палласа «Описание российских произрастений» (Петербург, 1786)

ковских изданий была понятна: не декоративной стороной оформления старался привлечь читателя Н. И. Новиков.

Исключительной роскошью выделяются книги поэта Н. Е. Струйского, печатанные его крепостными в деревне Рузаевке и украшенные гравюрами двух приехавших из Германии мастеров — Набгольца и Шёнберга.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.