ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА


ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

КНИГА В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ КРЕПОСТНИЧЕСТВА И РОСТА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

§ 91. ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

На рубеже XVIII и XIX веков в экономике России происходили глубокие изменения. Крепостническое хозяйство постепенно распадалось, росли промышленность и торговля. Изменения в экономической жизни страны приводили к изменениям и в культурной области. Развитие промышленности и торговли способствует появлению и росту нового класса — буржуазии. Теперь новый читатель, которого в свое время Н. И. Новиков называл мещанином и рассчитывал на него, как на потребителя книги, становится литератором, писателем, издателем. Так разночинец вступает в литературу; занять в ней ведущее место ему удается только после 40-х годов, но влияние его на издательское дело, его вкусы и стремления можно наблюдать и в начале девятнадцатого века.

Время царствования Павла I было временем беспросветным для книжного дела. Наследник Павла Александр I, любивший, так же как и его бабушка Екатерина II, заигрывать с либеральными направлениями, сделавшись царем, снял запрет с издательского дела. Вновь стали открываться частные типографии; правительство разрешило ввоз из-за границы книг и нот, отменило цензуру, что являлось решительным шагом вперед по сравнению с прошлым веком.

Возобновилась интенсивная издательская деятельность ряда частных издателей. Одни из этих издателей создавали типографские предприятия чисто из коммерческих интересов, другие преследовали цели просветительные. В 1803 году была основана книжная фирма Глазуновых. Глазуновы еще в XVIII веке занимались издательской и книготорговой деятельностью; два брата Глазуновы пострадали в период преследований печати в последнее десятилетие XVIII века: один — за то, что торговал книгами Новикова, напечатанными без разрешения цензуры, другой — за издание трагедии Княжнина «Вадим Новгородский», герой которой восстает против самодержавия и тирании. Фирма Глазуновых просуществовала свыше ста лет.

Среди издателей и типографов первой четверти XIX века появляются французы-эмигранты. Двое из них, Плюшар и Семен, открыли типографии и издали множество отлично оформленных книг. Лучшими частными типографиями в начале XIX века были московские типографии С. И. Селивановского, П. П. Бекетова и Н. С. Всеволожского. Будучи издателем и типографом, Селива-новский выпустил много научных книг. В 1821 году он сделал попытку издать энциклопедический словарь. Словарь был задуман широко и должен был составить около сорока томов. Однако успели выпустить только три тома; в 1826 году издание прекратилось, как предполагают, в связи с делом декабристов: декабрист В. К. Кюхельбекер принимал участие в работе над словарем.

Для развития научной книги вообще и исторической книги в частности имела большое значение деятельность графа Николая Петровича Румянцева, сына фельдмаршала Румянцева-Задунай-ского. Н. П. Румянцев долгое время находился на государственной службе и достиг высших должностей — был министром иностранных дел и государственным канцлером. Удалившись от дел, он посвятил последние годы жизни научному собирательству и различным задачам просветительного характера. Главный его интерес состоял во всестороннем изучении прошлого и настоящего России. Румянцев делал все возможное для того, чтобы достичь намеченной цели: собрал огромную библиотеку книг и рукописей, заказывал копии с документов, хранившихся в иностранных архивах, оказывал помощь отдельным ученым, финансировал географические экспедиции.

Собрания книг и рукописей Румянцева после его смерти были переданы государству под названием «Румянцевского музеума». Впоследствии его библиотека составила первое ядро крупнейшей в Советском Союзе Государственной библиотеки имени В. И. Ленина.

Но главное внимание Румянцев сосредоточил на публикации исторических первоисточников, которые издавались в научной обработке и роскошном оформлении. В этом деле Румянцев являлся прямым продолжателем Новикова. Все издания Румянцева имеют гравированные титульные листы, на которых помещалась издательская марка — герб с девизом «1Моп 5о1ит аггшз» — «Не только оружием». К работе по подготовке своих изданий Румянцев привлекал выдающихся историков и архивистов, перед которыми ставил широкие исследовательские задачи. Выполненные с исключительной тщательностью, эти издания и до настоящего времени не потеряли своего научного значения. Известнейшее среди них — «Собрание государственных грамот и договоров» — четыре прекрасно напечатанные тома большого формата, содержащие основные материалы по истории внешней политики и дипломатии России (рис. 77). Печаталось это издание в лучших типографиях того времени — у Всеволожского и Селивановского. Типографы также разделяли энтузиазм Румянцева и сделали

СОБРАШЕ

ГОСУДАРСТВЕНН ЫХЪ

ГРАМОТЪ и ДОГОВОРОВЪ,

ХРАНЯЩИХСЯ

въ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОЛЛЕГШ ИНОСТРАННЫХЪ ДЪЛЪ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

МОСКВА,

ВЪ ТИПОГР А‘1* IИ Н. С. В С ЕВ О Л О ЖСК А ГО

1813.

I -:х1- .

Рис. 77. Титульный лист одного из лучших изданий Н. П. Румянцева

все возможное для лучшего типографского выполнения книг, так, например, иллюстрации воспроизведены гравюрой на меди (офортом).

В начале XIX века вновь возродилась журналистика, почти совсем уничтоженная при Павле I. Были основаны новые журналы, среди которых наиболее популярным являлся журнал Н. М. Карамзина «Вестник Европы», орган либерального дворянства. Сильно расширилась издательская продукция научных учреждений и обществ. К этому времени относится возникновение таких обществ, как «Общество истории и древностей российских», «Общество испытателей природы» при Московском университете. Они сыграли огромную роль в развитии русской науки и в течение многих десятилетий издавали свои научные труды.

В 1804 году был издан первый цензурный устав. Рассмотрением книг и правом разрешения книг к печати ведал департамент просвещения. Первый устав о цензуре являлся сравнительно легким; так, например, один из его параграфов гласил: «Когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, то в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим для сочинителя образом». Но в 1810 году было учреждено министерство полиции, и в следующем году цензуру передали в это министерство, что сразу поставило литературу в более тяжелы'е условия, чем она находилась раньше.

Русская книга первых десятилетий XIX века является высоким образцом художественного оформления. В иллюстрировании и украшении книги принимали участие лучшие художники того времени. Два направления в изобразительном искусстве, классицизм и романтизм, нашли свое отражение в оформлении книги, причем представители обоих направлений создали произведения высокого графического совершенства. Одним из представителей классицизма в русской книге был президент Академии художеств А. Н. Оленин. Монограмму Оленина можно видеть на ряде изданий той эпохи, как знак его одобрения и соавторства. Среди иллюстраторов встречаются имена известных художников И. Иванова, А. Брюллова, В. Лангера и многих других. Замечательные мастера С. Галактионов, И. Ческий, Н. Уткин и другие воспроизводили рисунки художников углубленной гравюрой на меди. Благодаря тесному сотрудничеству мастеров рисунка и гравюры создано множество книг, остающихся непревзойденными по высокохудожественному оформлению. Наиболее плодовитый и талантливый художник И. А. Иванов является представителем нарождающегося реалистического направления в иллюстрации. Таковы, например, его замечательные рисунки к «Басням» Хемницера (1820). На рис. 78 дан снимок с одной из иллюстраций художника И. А. Иванова к басням Хемницера. Гравировал С. Галактионов.

В 20-х годах XIX века в России начинает распространяться новый тип книги — литературно-художественный альманах.

I1

Тш -Ж*

Ш

Рис. 78. Иллюстрация художника И. А. Иванова к басне Хемницера

«Зеленый осел»

Альманахи представляли собой ежегодные сборники стихотворных и прозаических произведений современных авторов; в них принимали участие крупнейшие писатели. Как правило, альманахи издавались в малом формате, с гравированным титульным листом и фронтисписом, в печатном картонаже; обычно они содержали несколько иллюстраций.

Лучшими альманахами были «Полярная звезда», которую издавали декабристы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев, и «Северные цветы», издававшиеся одним из ближайших друзей Пушкина, поэтом А. А. Дельвигом.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.