А. Ф. СМИРДИН


Среди книжных деятелей первой половины XIX века выделяется Александр Филиппович Смирдин (1795—1857), крупнейший издатель и владелец превосходной личной библиотеки. Смирдин начал свою деятельность в книжном деле с 13-летнего возраста в должности мальчика книжной лавки. С ранних лет он впитал в себя любовь к книге и особенно к русской литературе. Владелец книжной лавки и издатель Плавильщиков, у которого Смирдин работал продавцом, завещал после своей смерти все свое дело Смирдину. У Плавилыцикова накопились большие долги, которые Смирдин выплатил, и стал продолжать дело с большим успехом. Основная заслуга Смирдина состояла в том, что он начал издавать серию «Собрание сочинений русских писателей» — это были аккуратно напечатанные томики форматом в одну восьмую печатного листа в однотипных серых обложках. «Дотоле не умру, —любил говорить Смирдин, — пока не напечатаю всех русских литераторов». Значение этого дела можно оценить вполне только в том случае, если учесть обстановку того времени: читательские круги, по преимуществу дворянские, предпочитали переводные романы; русскую литературу читали в то время мало и знали плохо.

А. Ф. Смирдин издал около 70 собраний сочинений русских писателей. Кроме того, он выпустил сборник «Сто русских литераторов» в трех объемистых томах с портретами писателей и иллюстрациями (1839—1845). В 1834 году Смирдин основал

1 В. И. Л е н и н, Сочинения, т. 18, стр. 12.

журнал «Библиотека для чтения», ставший наиболее популярным журналом, широко обслуживавшим провинцию — в основном мелкопоместные дворянские круги. Журнал Смирдина имел небывалый успех. Уже на втором году своего существования он насчитывал 5 тысяч подписчиков в провинции, а позднее количество подписчиков дошло до 7 тысяч. По содержанию он предназначался именно для провинциального читателя. В нем помещались беллетристические произведения — русские и переводные, — поэзия, научно-популярные статьи, статьи по сельскому хозяйству и домоводству. В деревне, где каждая книга прочитывалась, как говорится, «от доски до доски», такого рода журнал был очень нужен: он давал материалы, удовлетворявшие все вкусы и все возрасты читателей.

Смирдин установил прочные связи с литераторами своего времени; он установил твердый авторский гонорар, что позволило многим писателям сделать свой труд профессией, а не занятием «в свободное время», как говорилось в XVIII веке. На рис. 82 показан титульный лист первого издания «Евгения Онегина» Пушкина.

В таком оформлении выходили сочинения русских писателей в изданиях Смирдина.

Книжная лавка Смирдина и его библиотека были своеобразным литературным клубом того времени. Писатели заходили к Смирдину не только с той целью, чтобы купить или взять для чтения книгу, но и для того, чтобы поделиться литературными и политическими новостями. Когда В 1833 году Смирдин перевел свою лавку в новое помещение и устроил по этому случаю обед, приглашенные писатели поднесли ему в подарок свои произведения, из которых затем составился двухтомный альманах «Новоселье». Пушкин поместил в этом альманахе свое произведение «Домик в Коломне». Для титульного листа «Новоселья» художник Александр Брюллов нарисовал иллюстрацию — «Обед в книжной лавке Смирдина» (рис. 83). Среди гостей за столом сидят Пушкин, Крылов, Вяземский и другие. На титульном листе второго выпуска альманаха «Новоселье» изображена сама книжная лавка

РОМАНЪ ВЪ СТИХАХЪ.

сочинеп.е

АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА.

У

Г • ■

с. .

САНКТПГТЕРБУРГЪ.

Въ ТИПОГРАФ1И Александра Смирдина.

4 833.

Рис. 82. Первое полное издание «Евгения Онегина»

Рис. 83. Обед в книжной лавке Смирдина. Титульный лист альманаха

«Новоселье»

Смирдина. На переднем плане стоит Пушкин, а в глубине, за конторкой, сидит хозяин лавки. Поэт Измайлов посвятил Смир-дину следующее четверостишие:

Когда к вам ни придешь,

То литераторов всегда у вас найдешь,

И в умной дружеской беседе Забудешь иногда, ей-ей, и об обеде.

Имея широкое знакомство среди литераторов, Смирдин не сумел привлечь подходящих людей в качестве редакторов «Библиотеки для чтения». Редактирование этого издания он отдал в руки реакционных литераторов Сенковского и Греча, которые стали вести журнал в крайне реакционном, угодном начальству духе. Будучи человеком слабовольным, Смирдин попал под влияние этих лиц и уже не был в состоянии освободиться от них. Широкий размах Смирдина при оплате авторского гонорара, далеко не совершенная отчетность в ведении дел и расходы, в которые вовлекли его Сенковский и Греч, привели наконец к тому, что финансовые дела Смирдина пошатнулись. Издательство его пришло в упадок и, обремененный долгами, он закончил издательское дело. Причина неудачи была заложена также в переоценке Смир-диным положения на книжном рынке: так как грамотность в России была еще слабо развита, то книга, несмотря даже на ее дешевизну, не стала ходким товаром. В 40-х годах страна переживала экономический кризис; повышение цен в результате неурожаев отразилось крайне неблагоприятно и на продаже книг — получилось затоваривание.

Значение деятельности Смирдина в распространении и популяризации русской литературы, в удешевлении книги, повышении тиражей, в создании круга провинциальных покупателей книг и подписчиков на журналы достаточно велико. В. Г. Белинский не раз отмечал заслуги Смирдина: «Благодаря Смирдину приобретение книг более или менее сделалось доступным и тому классу людей, которые наиболее читают и, следовательно, наиболее нуждаются в книгах. Повторяем: это главная заслуга г. Смирдина перед русской литературой и русскою образованностью»1.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.