Н. А. НЕКРАСОВ-ИЗДАТЕЛЬ


Выразительницей общественно-политического подъема явилась периодическая печать, получившая в ту эпоху значительное развитие. Вновь возникшие журналы откликались на все злободневные события и имели широкое распространение среди интеллигенции. Передовым журналом, к голосу которого прислушивалась вся Россия, был «Современник» — ежемесячный журнал, издававшийся в 1847—1866 годах.

Период развития передовых течений в связи с революционной ситуацией 1859—1861 годов в России отмечен расцветом издательской деятельности известного поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821 —1877), тесно связанного как с революционно-демократическим движением, так и с обличительно-реалистическим направлением в литературе. Строго хронологически первые издания Некрасова относятся еще к 40-м годам, но целесообразнее рассказать о них здесь, чтобы не разделять всей издательской деятельности Н. А. Некрасова. Несомненно, что главное значение имеет деятельность Некрасова в журнале «Современник» 50-х и 60-х годов. К 40-м годам относится несколько литературно-художественных сборников, являвшихся пробными опытами будущего выдающегося редактора и публициста.

Ряд этих изданий Некрасова открывает сборник под заглавием «Физиология1 Петербурга, составленная из трудов русских литераторов» (1845). Кроме Некрасова в этом издании принимали участие В. Г. Белинский, Д. В. Григорович, И. И. Панаев. Весь сборник, как и последующие издания Некрасова, принадлежит к тем произведениям, которые рисуют жизнь обиженных и страдающих людей. Это та литература, которая была рассчитана на нового читателя — на разночинца. Великий русский критик В. Г. Белинский много способствовал пониманию нового реалистического направления, научив видеть в литературе не развлечение от скуки, а серьезное общественное дело.

На первом месте в сборнике помещен очерк Белинского «Петербург и Москва». Очерк Некрасова «Петербургские углы» с беспощадным реализмом рисует бедственное материальное положение рабочего и бродячего люда, обитателей «углов» и коек. Иллюстрировали сборник лучшие рисовальщики того времени: Е. И. Ковригин, В. Ф. Тимм, Р. К- Жуковский; гравюры на дереве исполнял Е. Е. Бернардский.

За первым сборником, изданным Некрасовым, последовали другие, не отступавшие от принятого направления. В 1846 году вышел «Петербургский сборник»; в нем участвовали Белинский, Некрасов, Панаев, Достоевский, Герцен, Тургенев. Среди материалов сборника выделяются «Бедные люди» Достоевского, посвященные той же теме несчастного человека. Шуточная поэма

1 «Физиологиями» в тот период было принято называть произведения, посвященные литературному или графическому изображению быта.

Тургенева «Помещик» была иллюстрирована рисунками А. А. Аги-на, имевшими исключительный успех. Само произведение Тургенева давно забыто и не имеет важного значения в его литературном наследстве, но рисунки Агина живут и долго будут жить, как блестящий и выразительнейший памятник эпохи.

В следующем сборнике, названном «Иллюстрированный альманах» (1848), помещена повесть А. Я. Панаевой (под псевдонимом Н. Станидкий) «Семейство Тальниковых». Эта повесть, рисующая семейный деспотизм и уродливость воспитания детей, вызвала похвалу Белинского, но была запрещена цензурой. Из-за этой повести цензура не разрешила выпуск всего сборника. К сборнику были приложены напечатанные на отдельных листах литографии-карикатуры известного художника Н. А. Степанова. В иллюстрировании альманаха принимал участие и другой замечательный художник П. А. Федотов, давший иллюстрации к повести Достоевского «Ползунков». Интересно, что цензура на этот раз не разрешила печатать и карикатуры Степанова. Сами по себе карикатуры были вполне безобидного характера: они изображали мир артистов, но цензор объяснил причину запрещения выпуска альманаха тем, что от осмеяния артистов легко перейти к осмеянию более высоких представителей общества. Часть иллюстраций запрещенного «Иллюстрированного альманаха» Некрасов использовал в следующем издании — «Литературный сборник» (1849).



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.