ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННИК»


В 1846 году Н. А. Некрасов совместно со своим другом и литературным соратником И. И. Панаевым приступил к изданию журнала. Эту мысль горячо приветствовал В. Г. Белинский, вынужденный работать в таких журналах, общему направлению которых он не сочувствовал. Создать новый журнал в условиях николаевского режима было трудно: получить разрешение на открытие нового журнала было почти невозможно, поэтому приходилось перекупать уже существующие издания. Некрасов и Панаев остановились на журнале «Современник», в то время влачившем жалкое существование. «Современник» основал А. С. Пушкин в 1836 году. Поэт имел большие планы по расширению и укреплению журнала, хотел привлечь в сотрудники В. Г. Белинского, но смерть помешала ему привести эти планы в исполнение. После смерти Пушкина журнал был приобретен другом поэта П. А. Плетневым.

В 1846 году состоялась покупка «Современника» Некрасовым (рис. 87). В качестве главного редактора журнала был приглашен либеральный профессор А. В. Никитенко (Некрасову и Панаеву, как лицам политически неблагонадежным, не разрешалось занять место редактора). При новых издателях журнал начал выходить с 1847 года и сразу же завоевал ведущее

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУР11АЛ1»

ТОМЪ I

САНКТПЕТЕРБУРГЪ

ВЬ Т И ГТ О Г Р А Ф » И ЭДУАРДА НРАНд

18 4 7

Рис. 87. Титульный лист первого тома журнала «Современник»

положение в русской передовой журналистике. Белинский перешел в «Современник», но из-за тяжелой болезни не смог долго сотрудничать в журнале. В 1848 году Белинский умер, смерть его была большой потерей для журнала. В беллетристический отдел Некрасов привлек лучших представителей современной литературы — Герцена, Толстого, Тургенева, Григоровича, Фета, Майкова.

После европейских революций 1848 года цензурные гонения на печать усилились; это отразилось и на «Современнике». Главный его редактор Никитенко получил предупреждение, что если направление журнала останется прежним, то редактор будет привлечен к ответственности. Никитенко отказался от редактирования журнала; после продолжительных хлопот было получено разрешение оставить главным редактором И. И. Панаева с условием строгой ответственности за содержание журнала.

В период деятельности Бутурлинского комитета журнал, сдавленный тисками «цензурного террора», начал постепенно хиреть, на страницах его стали появляться малоценные литературные произведения.

Новая эра началась для «Современника» с 1853 года, когда в редакции стал сотрудничать Н. Г. Чернышевский (1828—1889). Чернышевский, которому поручили отдел критики и библиографии, внес оживление в журнал. Настоящий расцвет «Современника» начался с 1856 года благодаря изменениям в политической жизни, связанным с окончанием Крымской войны и смертью Николая I. Чудовищный цензурный режим николаевского царствования даже самим цензорам начинает представляться нелепым и не достигающим цели, так как запрещаемая литература распространялась в рукописных копиях и читалась нарасхват. Наступает период некоторого ослабления цензуры, хотя устав 1828 года еще продолжает действовать.

Под влиянием Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова (1836—1861) — последний начал сотрудничать в журнале

с 1856 года — «Современник» делается наиболее передовым журналом, основным органом революционно-демократического движения. Однако это положение журнал завоевал в результате продолжительной и острой борьбы внутри редакции. Обострение классовой борьбы в конце 50-х годов, накануне крестьянской реформы, отразилось и на редакции «Современника», в которой произошел разрыв между писателями — представителями либерального дворянства и писателями-разночинцами. Поводом к разрыву послужил выход знаменитой диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней автор доказывал, что подлинная красота состоит в изображении реальной жизни, что задача искусства — это служение людям, а не стремление унестись в какие-то высшие сферы. Перед Некрасовым, как издателем журнала, вплотную встал вопрос: к какой стороне примкнуть, так как становилось очевидным, что при обострив

шихся отношениях дальнейшее сотрудничество в журнале обеих групп невозможно. По своим взглядам Некрасов стоял ближе к разночинно-демократическому лагерю, но как издатель боялся потерять ведущих сотрудников-литераторов. Когда же столкновение дошло до того, что ряд сотрудников-либералов потребовал удаления Чернышевского, Некрасов пошел на разрыв с известнейшими писателями, но сохранил Чернышевского. После этого из «Современника» один за другим ушли Толстой, Тургенев, Григорович, Майков, Фет. Предсказание насчет того, что с уходом известных беллетристов журнал пострадает материально, не сбылось; напротив, тираж журнала вырос, журнал все более и более завоевывал симпатии читателей. Руководство «Современником» и редакцию его вели совместно и в большом творческом согласии Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Пришли новые сотрудники: талантливый публицист Н. В. Шелгунов, великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт В. С. Курочкин. Идеи революционного демократизма, проводившиеся журналом, жадно воспринимались читателями. В этих идеях выражался протест против кре-посгничества и реакции.

После объявления «Манифеста 19 февраля 1861 года» вся правительственная и большая часть либеральной печати хором приветствовали «освобождение» крестьян. «Современник» встретил эту реформу полным молчанием, но это молчание было красноречивее слов. Читатели, привыкшие видеть на страницах журнала живой отклик на современные события, могли расценить и расценили это молчание в его истинном значении: журнал «Современник» отрицательно отнесся к реформе.

В 1861 году умер один из ведущих сотрудников и редакторов «Современника» — Н. А. Добролюбов, а в следующем году журнал был закрыт цензурой на восемь месяцев; затем был арестован Чернышевский. Положение журнала после возобновления выхода в свет сильно пошатнулось, но популярность его в среде читателей все более и более возрастала. Преследования цензуры усиливались, редакторы были вынуждены буквально обивать пороги цензурного комитета с постоянными хлопотами о разрешении напечатать тот или другой материал. В 1863 году в «Современнике» появился роман Чернышевского «Что делать?», написанный им в тюрьме и встреченный читателями с огромным сочувствием.

В 1865 году был введен новый цензурный устав, по которому журналы освобождались от предварительной цензуры, но всякий журнал мог быть закрыт после двух предупреждений. Положение «Современника», получившего одно за другим два предупреждения, сделалось критическим; сам Некрасов сравнивал его с положением безнадежно больного. В 1866 году Д. Каракозов покушался на жизнь царя Александра II, после чего правительственная реакция приняла небывалые размеры. Репрессии отразились также на печати; несколько журналов было закрыто. Эта же участь постигла и «Современник».

Близким к «Современнику» по направлению был в 1859—1866 годах журнал «Русское слово», в котором писал известный критик-публицист Д. И. Писарев. С 1859 по 1873 год поэт В. С. Курочкин и художник Н. А. Степанов издавали еженедельный журнал «Искра», посвященный общественной сатире. Один из участников «Искры», поэт П. И. Вейнберг, писал в своих воспоминаниях: «Нельзя себе представить, как жадно набрасывалась

С Ъ 11 Я Н В А Р Я18 § 9 - Г О Д А

3174)29 "А 221&04ГД9*

САТНРШСК1Й ЖУРВАЛЪ СЪ ШРШТШН,

лить большего Формата, вг 4-ю юлю, разъ въ ведЪлю. еъ юо карри-катуръ въ годъ.

Рис. 88. Объявление о выходе журнала «Искра» (1859)

публика на каждый номер «Искры», какой авторитет она завоевала себе на самых первых порах, как боялись ее все имевшие основание предполагать, что они могут попасть или под карандаш ее карикатуристов, или под перо ее поэтов и прозаиков, с какой юношеской горячностью, наконец, относились к своему делу и мы сами». Кроме постоянных сотрудников, к которым принадлежал Вейнберг (псевдоним «Гейне из Тамбова»), в «Искре» помещались иногда произведения Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Герцена. После двух правительственных предупреждений «Искра» в 1873 году была закрыта самим Курочкиным.

А. М. Горький считал, что распространение идей революционных демократов является большой заслугой «Искры». Рис. 88 изображает объявление о готовящемся выходе журнала «Искра».



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.