УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА


ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

КРУПНЕЙШИЕ ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ФИРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

§ 106. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА

После крестьянской реформы 1861 года в России начинается интенсивное развитие капитализма. Книгоиздательское дело принимает новый характер; книжные фирмы, развиваясь, захватывают целые области книгопроизводства и приобретают типичные для капиталистических предприятий черты. Крупнейшими фирмами второй половины XIX и начала XX века были М. О. Вольф, А. Ф. Маркс, А. С. Суворин в Петербурге, И. Д. Сытин в Москве. Все эти фирмы не имели ярко выраженной специализации, издавали преимущественно художественную литературу и научные книги общекультурного характера.

Маврикий Осипович Вольф (1825—1883), по национальности поляк, начал издательское дело в 1853 году и в том же году открыл книжный магазин в Петербурге, а затем и в Москве. Хорошо образованный, изучавший книгоиздательское дело Западной Европы, Вольф сумел создать крупное издательское дело и стать, как его называли, «первым книжным миллионером в России». Издания Вольфа были рассчитаны на буржуазию, чиновничество, дворянство. Ко вкусам и требованиям своих потребителей Вольф прислушивался и приспосабливался, имея постоянное общение с покупателями книг через свои книжные магазины. В общей сложности Вольф издал около 2 тысяч книг. Главные издания Вольфа — переводы с иностранных языков научной литературы, особенно литературы по вопросам естествознания. Интерес к этой литературе сильно возрос во второй половине XIX века, и поэтому издание ее было выгодно. Вольф издавал также много книг по художественной литературе, обычно нарядно и безвкусно оформленных, и множество детских книг типа «подарочных», хорошо иллюстрированных, в нарядных переплетах, сверкавших золотом. Как те, так и другие издания предназначались для представителей высших классов. Ярко проявлялась буржуазная идеология и в детском журнале «Задушевное слово», издававшемся Вольфом. Вольф редко издавал сочинения современных русских писателей, а предпочитал печатать авторов с установившейся литературной репутацией, при издании которых было меньше материального

Й1В1ШМ РС10Ш1

ЗХ$>*йн*» сЪве-рх. ш о-Ьаерохюотоакъ ЗБ:еро*хо«о«$>й ЭР*©о1м+

Рис. 95. Страница из книги «Живописная Россия». Издание Вольфа

риска. В тех случаях, когда Вольф решался печатать сочинения или отдельное произведение современных авторов, в успехе произведения которого он был заранее уверен, он оплачивал ему гонорар, составлявший незначительную часть чистой прибыли .издателя. Из числа русских писателей, изданных Вольфом, можно упомянуть А. Ф. Писемского, Андрея Печерского (Мельникова), Казака Луганского (Даля). В 1882 году Вольф издал полное собрание сочинений Адама Мицкевича в русских переводах. Это являлось серьезной заслугой Вольфа.

Не жалел Вольф средств на издание роскошных книг большого формата, украшенных многими иллюстрациями преимущественно западноевропейских художников. Так, например, он выпустил «Фауста» Гёте с иллюстрациями Лицен-Майера.

Вольф оценил талант французского иллюстратора Гюстава Доре, обещавший шумный успех и огромные прибыли. С его иллюстрациями он издал «Божественную комедию» Данте (1874—1879), которую цензура разрешила только под одним условием: цена за экземпляр должна быть не менее 20 рублей, то есть, чтобы книга была заведомо недоступна широким массам читателей. С иллюстрациями того же Доре выпустил Вольф французские сказки Перро в переводе И. С. Тургенева (1867). В оформлении своих изданий Вольф стремился подражать Западу, он был тесно связан с издательскими фирмами Западной Европы, от которых иногда получал использованные клише. Так, для сказок Перро Вольф получил подлинные деревянные доски из Парижа. Русских худож-ников-иллюстраторов Вольф приглашал редко. Некоторые его издания украшены хорошими иллюстрациями Н. Н. Каразина; прекрасно оформлена хрестоматия «Родные отголоски» (1875), составленная П. Полевым и иллюстрированная И. Пановым.

Несмотря на ярко выраженный буржуазный характер большинства изданий, предназначенных для привилегированного круга читателей, Вольф сыграл большую роль как издатель русских книг, а изданные им в большом количестве переводы иностранной научной литературы принесли в свое время определенную пользу. Большой заслугой Вольфа было предпринятое в 1877 году монументальное издание «Живописная Россия». Всего вышло двенадцать томов (1879—1901). Для того времени это издание являлось исключительным; по мысли издателей оно должно было представлять полное и всестороннее описание России, как значилось в подзаголовке: «Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». К участию в сборниках привлекались виднейшие представители научного, литературного и художественного мира. В качестве главного редактора Вольф пригласил известного географа и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского. Книга обильно украшена иллюстрациями, выполненными гравюрами на дереве (рис. 95).

Совсем иной характер носила книжная фирма Адольфа Федоровича Маркса (1838—1904), поставившая целью снабжение широких кругов читателей, главным образом в провинции, занимательным чтением. Маркс стремился удешевить книгу путем увеличения тиражей и в этом достиг небывалых успехов. Первое и основное издание Маркса — еженедельный иллюстрированный журнал «Нива», выходивший с 1870 до 1917 года. Исключительно низкая цена журнала и интересный литературный и иллюстративный материал способствовали тому, что «Нива» стала наиболее распространенным журналом в России (рис. 96). Приступая к изданию «Нивы», Маркс предназначал ее в качестве «семейного журнала» — для чтения в свободные вечера в домашнем кругу. Этим Маркс сразу определил тот читательский круг этого журнала, на который он рассчитывал: круг средней и мелкой буржуазии и провинциальной интеллигенции.

Маркс предпринял издание «Нивы» с незначительными средствами. Вскоре он сумел выйти из материальных затруднений и, употребляя весь доход от изданий на расширение дела, создал крупнейшее в России того времени издательство универсального характера с собственной большой типографией и всеми необходимыми подсобными учреждениями. Одного за другим привлекал Маркс к участию в журнале известных русских писателей. В «Ниве» впервые появились произведения Лескова, «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, «Воскресение» Толстого с иллюстрациями Л. Пастернака, а также произведения многих других писателей. Особенно привлекали внимание читателей к журналу иллюстрации, помещавшиеся в «Ниве». В основном это были снимки с картин западноевропейских художников, но затем стали помещаться и репродукции с картин русских мастеров живописи, в том числе репродукции с многих произведений художников-передвижников. Для воспроизведения иллюстраций в «Ниве» долгое время применялась гравюра на дереве; позднее перешли на автотипию.

С 1891 года Маркс начал давать к «Ниве» большое количество разнообразных литературных приложений. Цена журнала, число подписчиков которого достигло 170 тысяч — небывалой до того времени цифры, была несколько повышена; зато к нему обязательно прилагалось полное собрание сочинений одного из крупнейших русских писателей. Так, подписчикам «Нивы» были разосланы сочинения Тургенева, Гончарова, Гоголя, Григоровича, Достоевского, Шеллера-Михайлова, Данилевского, Лескова, Писемского, Мельникова-Печерского, Жуковского, Фета и других писателей.

В последние годы к «Ниве» давались сочинения и некоторых западных писателей в новых переводах — Мольера, Гейне, Метерлинка, Ростана, Уайльда.

Кроме журнала Маркс издавал много книг научных и художественных. Учитывая большой интерес читателей к естествознанию, Маркс издал ряд работ научно-популярного характера по зоологии, ботанике, геологии, астрономии. Обычно эти издания, богато иллюстрированные и оформленные, были доступны по цене для покупателя среднего достатка. Понижения стоимости книг Маркс достигал увеличением тиражей и никогда при этом не ошибался, хорошо зная книжный рынок и спрос потребителя. Географические атласы Маркса являлись незаменимыми пособиями, по которым изучало географию не одно поколение. Маркс выпустил ряд книг по искусству и произведения русской и переводной классической литературы в роскошных изданиях. К числу их относятся «Фауст» Гёте с иллюстрациями Зейбертца (1889), «Лис Патрике-евич» Гёте с иллюстрациями Каульбаха (1902), «Потерянный рай» Мильтона с иллюстрациями Доре (1895), «Натан Мудрый» Лессинга с иллюстрациями Пахта (1897), «Мертвые души» Гоголя с иллюстрациями Далькевича (1900).

Наибольшее значение в издательской деятельности Маркса имеет распространение им сочинений классической русской литературы. Выписывая ряд лет «Ниву», можно было составить хорошую библиотеку классиков, что для провинции и сельских местностей имело огромное культурное значение.

К числу крупных издательств универсального характера относится издательство А. С. Суворина — владельца реакционной газеты «Новое время». Первым его изданием был «Русский календарь» (1872) — справочник по разным вопросам. Издательство выпустило большое количество книг по всем отраслям знаний, преимущественно гуманитарным. Некоторые его издания считались в свое время непревзойденными по качеству; например, книги по искусству, истории, истории литературы. Под фирмой «Новое время» Суворин открыл несколько книжных магазинов в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Саратове. В конце XIX века типография издательства в Петербурге сделалась одной из лучших в России; она постоянно расширялась, обновляла свое оборудование, приобретая новейшие наборные и печатные машины, и достигла высокого технического совершенства. При типографии имелась школа для полиграфистов, печатались руководства по типографскому делу и графическим искусствам.

Суворин первым из русских издателей стал выпускать библиофильские или любительские издания, по образцу распространенных в издательской практике Западной Европы, особенно во Франции. К таким изданиям относятся «Бахчисарайский фонтан» (1892) и «Каменный гость» (1895) А. С. Пушкина. Оба издания безвкусно отпечатаны в два цвета. Такие издания могли удовлетворять вкус только богатых мещан.

Суворин издавал научные книги, а также календари и справочники всякого рода, как, например, адресные книги «Вся Россия», «Весь Петербург», «Вся Москва». Одним из лучших и полезнейших издательских предприятий Суворина была серия «Дешевая библиотека». Маленькие книжечки этой серии, стоившие обычно от 10 до 30 копеек, имели широкое распространение. В них представлены многие классики русской и иностранной литературы, особенно переводы античных авторов и русские поэты. Несколько дороже стоили томики «Новой библиотеки» Суворина, в которой помещались произведения русской и иностранной беллетристики.

Крупнейшим московским издателем конца XIX века являлся Иван Дмитриевич Сытин (1851 —1934). Происходил он из крестьян Костромской губернии. Мальчиком он был привезен в Москву и отдан в обучение в книжную лавку Шарапова. Необычайно талантливый и энергичный, он с детских лет питал любовь к книге. Сначала Сытин с помощью Шарапова открыл в 1876 году маленькую литографию, предназначенную для печатания настенных лубочных картинок. Лубочные картинки в дореволюционной России имели широкое распространение в народе, особенно в кресть

янской среде. В большинстве неграмотные, крестьяне, не имевшие возможности читать книги, охотно покупали печатные картинки. В конце XIX века производство такой печатной изобразительной продукции для снабжения деревни было широко распространено; существовали литографии в Москве, Петербурге и других крупных городах. От издателя к потребителю лубочные картинки (лубки) попадали через разносчиков, так называемых офеней. Уложив свой товар в короб, который назывался лубком, они разносили его по самым отдаленным уголкам страны. Название короба перешло и на название картинок. Сытин был связан с несколькими офенями; он снабжал их картинками, иногда в кредит, а они осведомляли его о характере спроса. По сюжетам лубочные картинки представляли собой изображения на религиозные темы, портреты царей и генералов и т. п.; самыми любимыми были иллюстрации к сказкам, песням, особенно к известным литературным произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова. Излюбленным лубком в народе являлась иллюстрация к стихотворению Пушкина «Под вечер осени ненастной». Турецкая война 1877—1878 годов внесла в тематику лубочных картин новую струю: появились картинки, изображавшие военные эпизоды, виды театра военных действий, портреты героев. Не беда, что эпизоды рисовались тут же, в Москве, художниками, никогда не видавшими военных действий: непритязательный покупатель охотно брал и этот товар.

Угадывая спрос и умея выпустить продукцию в самый короткий срок, Сытин разбогател на лубочных картинках, изображавших военные события. В дальнейшем Сытин сумел, часто идя на материальный риск, увеличить производство лубочных картин, улучшить их качество и создать постоянные кадры про-давцов-офеней. Постепенно к картинкам присоединяются книжки, тоже рассчитанные на широкие круги, главным образом, на деревню. При дальнейшем развитии своей деятельности Сытин в основном всегда оставался поставщиком книжной и изобразительной продукции деревни и удовлетворял ее запросы. До конца своей издательской деятельности он продолжал печатать лубочные картинки, календари, иллюстрации к песням и сказкам и т. п. Сытинские картины по качеству стояли значительно выше, чем листы других издателей. Сытин приглашал хороших художников, воспроизводил рисунки хромолитографией в несколько красок, не жалея затрат на производство. Благодаря миллионным тиражам он получал огромные прибыли.

Дешевые народные книжечки, которыми в таком большом количестве снабжал Сытин деревню через офеней, представляли собой буквари и книги для первоначального чтения, переделки — часто плохие — известных литературных произведений, песенники, сказки, романы о приключениях средневековых рыцарей, сонники, гадательные книжки и т. д. Наиболее распространенными были «Повесть о приключении английского милорда Георга»,

обычно называвшаяся просто «Милорд», далее «Битва русских с кабардинцами или несчастная магометанка, умирающая на гробе своего мужа» и «Подвиги генерала Блюхера» — прусского генерала, воевавшего против Наполеона. Собрания сказок и песен не являлись подлинными записями произведений народного творчества, а представляли собой литературно безграмотную их переделку. Это была как раз та литература, о которой Некрасов сказал в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

Придет ли времячко,

Когда (приди, желанное!)

Дадут понять крестьянину,

Что книга книге рознь?

Когда мужик не Блюхера И не Милорда глупого —

Белинского и Гоголя С базара понесет.

С такого рода литературой боролись многие прогрессивные писатели и издатели, но эта борьба была трудной, так как правительство покровительствовало производству и распространению лубочной литературы, видя в ней некоторый противовес изданиям революционных организаций; эти издания начали проникать в деревню.

В 60-х годах Н. А. Некрасов предпринял серию дешевых изданий для деревни под названием «Красные книжки», где помещал стихотворения, рисующие тяжелую долю крестьянина. В «Красных книжках» были напечатаны «Забытая деревня», «Огородник» и «Коробейники». Вслед за Некрасовым некоторые общественные организации пытались бороться с засильем лубка путем издания доброкачественных книжек для народа. Сытин, как умный человек, видел, что его продукция, с одной стороны, несет в деревню книгу, и, следовательно, грамотность, а с другой — наносит вред, пропагандируя скверную по качеству литературу. Когда представился случай, Сытин охотно пошел на совместную работу с организованным Л. Н. Толстым и В. Г. Чертковым издательством «Посредник» (1884).

Издательство ставило целью борьбу с лубочной литературой путем издания хороших дешевых книг для народа — произведений художественной литературы, книг по сельскому хозяйству, по медицине и санитарии, по борьбе с заразными болезнями, по уходу за детьми, а также религиозно-философской литературы. Чертков решил привлечь на свою сторону Сытина — своего самого серьезного врага, крупнейшего распространителя лубка, он убедил Сытина взять на себя печатание изданий «Посредника». Сытин пошел на такого рода содружество и принял все условия, поставленные «Посредником».

Так как издательство «Посредник» не было заинтересовано в извлечении прибылей, то его книги продавались по самой низкой цене. Оптовая продажная цена — 1 копейка за книгу и даже менее; при продаже на базаре или через разносчиков она увели

чивалась на 2—3 копейки. Совместная работа Сытина с «Посредником» продолжалась в течение 15 лет.

Сознавая просветительное значение издаваемой литературы для народа, Сытин как капиталист не упускал из виду и прибылей. Печатая издания «Посредника», он продолжал издавать приносившие ему огромный доход сонники, гадательные книги и т. п.

Начав в 70-х годах с небольшого литографского предприятия, в котором он лично выполнял большую часть технической работы, Сытин за несколько лет создал одно из крупнейших издательств в России. Он основал книгоиздательское Товарищество и при новой организации добился еще больших успехов, построил типографию, оборудованную по последнему слову полиграфической техники; начал издание книг, календарей, учебных пособий.

В дальнейшем Сытин издавал разнообразную научную, научно-популярную и художественную литературу; он выпустил сочинения крупнейших русских писателей, много детских книг, скромно, но хорошо оформленных и недорогих по цене, как, например, журнал для юношества «Вокруг света». Научные книги выпускай Сытин в серии «Библиотека для самообразования».

В начале XX века предприятие Сытина, неуклонно разрастаясь, поглощает постепенно своих конкурентов, издающих дешевые книги. Затем Товарищество Сытина захватывает и более крупные издательства; так, в последние годы перед Великой Октябрьской революцией издательство Маркса остается только по названию, основной капитал принадлежит Товариществу Сытина.

В 1918 году издательство и типография были национализированы, устаревшее оборудование заменено новым, поставлены машины советского производства, и бывшая частная типография Сытина превратилась в одну из наиболее крупных фабрик книги в СССР, получившую почетное название Первой Образцовой типографии. В 1948 году ей присвоено имя А. А. Жданова.

Несмотря на капиталистический характер деятельности И. Д. Сытина, он принес большую пользу, сумев распространить дешевую книгу в самых, глухих уголках России, чем способствовал повышению культурного уровня темной и забитой деревни. Это значение издательской деятельности Сытина отмечали многие передовые люди. Так, А. М. Горький высоко оценивал деятельность Сытина, а писатель К. А. Тренев, вспоминая свое детство, писал самому Сытину: «Однажды к нам в землянку, затерянную в балке среди безлюдной степи, каким-то чудом зашел коробейник с книжками, на которых было имя «И. Д. Сытин». Считая по пальцам светлые дни своего темного, безрадостного детства, я включаю туда и этот день».

Из числа крупных капиталистических предприятий следует упомянуть еще петербургскую фирму Ефрон, тесно связанную с германским издательством Брокгауз в Лейпциге. Главное их издание — Энциклопедический словарь в 86 томах (1890—1907); к составлению и редактированию его были привлечены лучшие

ученые того времени. Большой известностью пользуются две серии, издававшиеся фирмой «Брокгауз — Ефрон».

Первая — «Библиотека великих писателей» под редакцией известного литературоведа и библиографа С. А. Венгерова; в этой серии последовательно вышли собрания сочинений Шиллера, Шекспира, Байрона и Пушкина. Эти издания были роскошно оформлены, имели огромное количество иллюстраций, принадлежавших разным художникам и разным эпохам, что лишало издание художественной цельности и единства оформления.

Вторая серия издательства Брокгауз—Ефрон — «История Европы по эпохам и странам в средние века и новое время» под редакцией известных историков Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого. Многие выпуски этой серии представляли научную ценность.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.