§ 107. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Наряду с крупными капиталистическими предприятиями общего характера существовало значительное количество коммерческих фирм, издававших специальную литературу по тем или иным отраслям знания. Одной из крупнейших была фирма К. Л. Рик-кера в Петербурге, основанная в 1 $61 году. Риккер начал издательскую деятельность с небольших изданий по медицине и фармакологии; со временем издательство расширилось, окончательно установило свою основную специальность — медицину и сделалось крупнейшим издательством медицинских книг.

Читательские круги, проявлявшие интерес к естествознанию и точным наукам, заставили Риккера расширить тематику своих изданий. Он стал выпускать книги по математике, физике, химии, естественным наукам, а затем и по истории и по литературе. Он печатал также несколько медицинских журналов как общего характера, так и посвященных отдельным отраслям медицины.

Другой крупный издатель, А. Ф. Девриен, начал издательское дело с 1872 года и специализировался на сельскохозяйственной литературе. Девриен издавал также большое количество детских книг, обычно хорошо оформленных: но славу создали ему капитальные труды по естествознанию и географии. Наибольшей известностью среди них пользуется переработка вольфовской «Живописной России», выходившей под редакцией П. П. Семе-нова-Тян-Шанского под заглавием: «Россия. Полное географическое описание нашего отечества»; с 1899 до 1914 года вышло девятнадцать томов, но издание не было закончено.

Многие роскошные иллюстрированные издания по естествознанию создали Девриену славу одного из лучших издателей. Из них можно назвать «Жизнь моря» Келлера (1897), «Атлас бабочек Европы» (1897), «Жизнь пресных вод» Ламперта (1900), «Животный мир Европы» (1900—1902, три тома). Печать и репродукционная техника, бумага, переплет — все в изданиях Девриена отличалось солидностью и доброкачественностью.

§ 108. ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Одновременно с крупными капиталистическими фирмами во второй половине XIX века появилось много частных издателей, которые ставили своей целью распространение в русском обществе просвещения путем издания научных, научно-популярных и литературных произведений и не считались с тем, приносят издания доход или убыток. Обычно коммерческая сторона таких издательств сводилась к самоокупаемости изданий в случае их распродажи; а так как продавались они крайне медленно и большая часть тиража залеживалась на складах, то часто такие издательства терпели убытки.

Среди издателей такого рода на первом месте хронологически и на одном из первых мест по размаху деятельности и качеству книг стоит московский издатель Козьма Терентьевич Солда-тенков (1818—1901). Нажив огромное состояние на торговле текстильным сырьем и принадлежа к московским промышленнофинансовым «тузам», Солдатенков расходовал значительные суммы на просветительно-благотворительные дела, на издательство книг и на собирание личной библиотеки и картинной галле-реи, которые по завещанию оставил Румянцевскому музею.

Изданием книг Солдатенков занимался в течение почти полувека. В конце 50-х годов он попал под благотворное влияние группы молодых деятелей литературы, близких к передовому общественному движению, — Н. X. Кетчера, Е. Ф. Корша и других и начал издавать книги на первых порах в сообществе с Н. М. Щепкиным, сыном знаменитого актера М. С. Щепкина. В эти годы были изданы первое собрание сочинений В. Г. Белинского (1859, в двенадцати томах), сочинения Огарева, Грановского, стихотворения Полежаева, Некрасова, Кольцова. В дальнейшем Щепкин отошел от издательской деятельности, и Солдатенков продолжал ее один.

В выборе книг для издания он пользовался указаниями и советами профессоров Московского университета; в его издательстве появились труды таких известных русских ученых, как Т. Н. Грановский, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский, и других. Книгоиздательство регулярно приносило Солдатенкову убыток; единственной доходной книгой оказались стихотворения А. В. Кольцова.

Издания Солдатенкова были посвящены главным образом гуманитарным наукам: истории, социологии, истории литературы, истории искусства.

Солдатенков напечатал множество переводов превосходных научных книг и немало способствовал ознакомлению русского общества с лучшими произведениями западноевропейской науки. В его издательстве вышли такие общеизвестные классические труды, как «Всеобщая история» Лависса и Рамбо (восемь томов 1897—1903), «Древняя история народов Востока» Г. Масперо

(1895), «Римская история» Моммзена (пять томов, 1885—1887), серия «Библиотека экономистов»; много трудов по истории литературы разных народов: древнегреческой (Магаффи), французской (Лансон), итальянской (Гаспари), испанской (Тикнор), скандинавской (Горн). Неоднократно издания Солдатенкова конфисковала цензура; такая участь постигла, например, один из томов знаменитой «Истории литературы XVIII века» Г. Геттнера и один из томов «Искусства в связи с общим развитием культуры» М. Карьера. С 1885 до 1893 года Солдатенков издавал «Всеобщую историю» Георга Вебера в пятнадцати томах. Перевод был поручен Н. Г. Чернышевскому, проживавшему последние годы жизни в Астрахани. Сочинение Вебера Чернышевский снабдил собственными примечаниями.

К последнему десятилетию XIX века относится возникновение в Москве издательства, принадлежавшего другому крупному московскому фабриканту и финансисту, Михаилу Васильевичу •Сабашникову (1871 —1944). Оно существовало около 30 лет под фирмой «М. и С. Сабашниковы» и являлось как бы продолжением издательства К. Т. Солдатенкова в улучшенном и расширенном виде. Начало этому издательству было положено в 1891 году, когда Сабашниковы с помощью своих друзей студентов подготовили и издали ряд книг по естествознанию; позднее профиль издательства стал исключительно гуманитарным.

Сабашниковы специализировались на издании серий, которые всегда подбирались с исключительной тщательностью. Основная серия — «Памятники мировой литературы» содержала лучшие произведения литературы и памятники народного творчества всех стран в переводах современных писателей. Превосходно с научной стороны были изданы русские былины, скандинавский народный эпос «Эдда», карело-финский народный эпос «Калевала» и многие другие произведения; особенное внимание уделялось античным авторам.

Из других серий издательства следует отметить «Страны, века и народы», «История», «Пушкинская библиотека», «Ломоносовская библиотека» и т. д. Большую ценность для истории русской литературы представляет многотомный сборник, составленный и редактированный М. О. Гершензоном под названием «Русские Пропилеи». Советское правительство оценило заслуги издательства Сабашниковых перед наукой и просвещением: оно продолжало работать несколько лет после Великой Октябрьской социалистической революции, пользуясь предоставляемыми ему Советским правительством льготами. Из числа изданий Сабашниковых в советское время особенную известность приобрела серия «Записи прошлого», в которой опубликовывались мемуары, дневники, письма и другие исторические материалы, как «Дневник С. А. Толстой», «Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта» П. В. Долгорукова, «Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей» П. И. Бартенева и др.

Все издания Сабашниковых выделялись своим строгим, красивым оформлением, тщательно подобранными шрифтами, бумагами, обложками, особенно заметными среди многих безвкусных и неряшливых изданий частных издателей.

Из числа петербургских издательств просветительного направления наибольшую популярность завоевал Флорентий Федорович Павленков (1839—1900). Начало его издательству было положено в 60-х годах, но полного расцвета оно достигло в последние два десятилетия XIX века.

Павленков получил образование в Михайловском артиллерийском училище и состоял некоторое время на военной службе, а затем начал пробовать свои силы в издательском деле. В 1866 году он решил выпустить собрание сочинений Д. И. Писарева, блестящим талантом которого он увлекался. Издание вышло в свет без предварительного разрешения согласно цензурным законам того времени; но по выходе второго тома издатель был привлечен к судебной ответственности за помещение антиправительственных статей Писарева. После суда том второй был изъят и из него вырезаны крамольные страницы. В 1868 году Павленков вновь подвергся преследованию за организацию похорон Д. И. Писарева, которые превратились в мощную демонстрацию. На похоронах Павленков произнес речь, в которой содержалась резкая критика существующего строя. На этот раз Павленков был арестован и выслан сначала в Вятку, а затем в Ялуторовск.

В Вятке Павленков продолжал работать над подготовкой к изданию книг. Здесь он собрал и издал альманах «Вятская незабудка» (1877), имевший большой успех благодаря тому, что в нем был помещен местный публицистический материал, поданный остро и своевременно. Здесь же он составил и издал свою известную «Наглядную азбуку», обработанную таким образом, что по ней можно было научиться читать без помощи учителя. «Наглядная азбука» положительно отмечалась многими деятелями педагогики и издавалась много раз.

Вернувшись после ссылки в Петербург, Павленков энергично принялся за издание научно-популярной литературы и беллетристики, имевшей общественный уклон. В характере Павленкова соединялись большая деловитость с бескорыстным служением делу распространения дешевых книг в народе. Годы, на которые приходится развитие его деятельности, характеризуются ростом грамотности, появившимся в результате стремления широких масс крестьян к учению. Этому способствовало и увеличение количества школ, открытых земством.

Книги, изданные Павленковым, предназначались для широких кругов читателей. В большом количестве он издавал научно-популярную литературу и дешевые издания произведений классиков. Павленков создал новый тип издания — однотомник произведений классического писателя. Эти однотомники, очень скромные по оформлению, но хорошо напечатанные, пользовались большим

спросом вследствие своей доступности и по содержанию, и по оформлению, и по цене. Однотомники Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей выходили ежегодно и быстро раскупались. Особенную известность приобрел Павленков выпуском биографической серии «Жизнь замечательных людей», состоявшей из небольших книжек, посвященных описанию жизни и деятельности знаменитых людей в области политики, науки, литературы, искусства и т. д. (рис. 97). Биографии замечательных людей

составлялись на основании лучших научных источников и популярно излагались. Каждая книжка была снабжена портретом и стоила 25 копеек.

Почти все книги, изданные Ф. Ф. Павленковым, пользовались любовью читателей, но самый большой успех выпал на долю его однотомного энциклопедического словаря. Словарь содержал большое количество слов с кратким, но точным объяснением каждого слова, причем многие объяснения сопровождались иллюстрациями. Этот словарь выдержал более 30 изданий и сделался настольной книгой каждого грамотного читателя, не имевшего возможности пользоваться большими энциклопедическими словарями.

Павленков высоко ставил роль книжного издателя. Он понимал, какое значение имеет выбор литературы для удовлетворения культурных запросов народа; он учитывал воспитательное значение своей деятельности и моральную ответственность за качество выпускаемых книг. Может быть, поэтому он помещал свое имя не внизу обложки и титульного листа, как это было принято, а наверху. «Жизнь замечательных людей. Биографическая серия Ф. Ф. Павленкова». Павленков 20 лет занимался напряженной и плодотворной издательской деятельностью, которая была отмечена многими прогрессивными деятелями и писателями его времени.

Близким по направлению к издательству Павленкова являлось издательство Лонгина Федоровича Пантелеева (1840—1919).

ЖИЗНЬ ЗАЯФЧАТЕЛЬНЫХЪ ЛЮДЕЙ

ы«*1та*ич>:гкая вов.нчпаи ф. ПАв^имов*

Н. И. НОВИКОВ!

IV.

ЕГО ЖИЗНЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВТОГРЛ«|!Ч гскгв ОЧГРКЪ

С. Е. Усовой

(г «огрето»* Капком, грИи»НЫПст* л ПлкрОур,* ' К. Адпаг.

Ц1>нл 25 коп.

с.-ПЕТЕРБУРГЕ

гпмгдои тмимиакти <мк№т-«спг №П»>, I. оодг»ч..39 18!)1

Рис. 97. Обложка одной из книг серии «Жизнь замечательных людей»

Пантелеев был одним из активных участников первой русской революционной организации народников — общества «Земля и воля» 60-х годов, а по некоторым сведениям даже одним из первых организаторов этого общества. В начале 60-х годов он был исключен из Петербургского университета за участие в студенческом движении. Вскоре его арестовали и в 1865 году приговорили к шести годам каторжных работ. После освобождения Пантелеев работал на Урале, сначала в качестве сотрудника, а затем и совладельца крупной фирмы золотопромышленников. Вернувшись в Петербург в 1876 году обладателем большого состояния, он в 1877 году основал издательство. В 1901 году Пантелеев был вторично выслан, но издание книг под его именем не прерывалось. Печатал Пантелеев почти исключительно научную литературу, русскую и переводную, сначала по вопросам естествознания, а позднее главным образом по истории социологии и экономике.

Издательство О. Н. Поповой в Петербурге, начало которого относится к 1894 году, известно как одно из наиболее прогрессивных. По общему характеру оно напоминает издательство Павлен-кова. Попова издала много наиболее передовой и современной популярно-научной, научной и беллетристической литературы. Ее издательство выпустило большое число каталогов, отличавшихся от каталогов других издательств тем, что все перечисленные книги снабжались хорошими аннотациями, то есть примечаниями, раскрывающими содержание и характер книги. Основательно поставлены были выбор книг для издания и редактирование. Издания по отдельным научным дисциплинам возглавлялись крупными учеными: так, например, отделом естественных наук руководил К. А. Тимирязев. В 1900 году в издательстве О. Н. Поповой вышла книга Сиднея и Беатрисы Вебб «Теория и практика английского тред-юнионизма» в переводе с английского В. Ильина (псевдоним В. И. Ленина).

В 1898 году в Петербурге возникло новое издательство, вскоре завоевавшее широкую популярность в передовых кругах читателей. Это было товарищество «Знание», одним из главных руководителей, участников и авторов которого являлся А. М. Горький. «Знание» выпускало преимущественно произведения современных русских писателей реалистического направления — Горького, Куприна, Серафимовича, Скитальца, Гусева-Оренбургского, Гарина и многих других. Наибольшую известность приобрели литературные «Сборники товарищества «Знание», в 1903— 1913 годах их вышло сорок томов. В «Сборниках» помещались по большей части еще не опубликованные произведения: так, например, в сборниках XVI—XIX 1907 года была напечатана повесть Горького «Мать».

Уже в деятельности «Знания» дореволюционного периода выявилось настойчивое стремление Горького ознакомить русских читателей с лучшими творениями мировой литературы путем издания хороших переводов. В это время «Знание» издало некоторые

греческие трагедии, «Фауста» Гёте в точном переводе прозой П. И. Вейнберга; трехтомное собрание сочинений Шелли; поэму Лонгфелло «Песнь о Гайявате», представлявшую собой обработку народного эпоса североамериканских индейцев; «Иридион» польского классика Зигмунта Красинского; собрание сочинений Т. Г. Шевченко; переводы произведений многих современных авторов.

Товарищество «Знание» выпускало также научные книги — по искусству (известный труд Мутера «История живописи в XIX веке» с дополнительным томом, посвященным русской живописи), по естественным наукам, педагогике, экономике, социологии.

В сентябре 1905 года «Знание» заключило договор с Центральным Комитетом партии большевиков на издание серии политических брошюр под названием «Дешевая библиотека товарищества «Знание». Выбором книг руководила редакционная комиссия, в которую входил В. И. Ленин. Печатание и распространение этой литературы производилось издательством «Знание» наравне с другими своими изданиями. Таким образом, этот отдел «Знания» являлся неофициальным партийным издательством.

В годы реакции «Знание» потерпело большой материальный ущерб: цензура уничтожила произведения Маркса, Энгельса, Ла-фарга, Бебеля, запретила к продаже тома «Сборника» с произведениями Горького «Мать» и Вересаева «На войне». В 1909 году был конфискован «Кобзарь» Шевченко.

Издательство «Знание» прекратило свое существование в 1913 году после ареста и последующей эмиграции Горького и других его руководителей.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.