ТЕХНИЧЕСКИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА


Конец XIX века был временем широкого введения механизации в полиграфическое производство. К этому времени относятся многие изобретения и усовершенствования в области полиграфического производства, созданные русскими изобретателями. Крупнейшими из них были наборная машина П. П. Княгининского и способ цветной печати И. И. Орлова.

Петр Петрович Княгининский являлся изобретателем первой в мире автоматической наборной машины. Приехав в Петербург в 60-х годах, Княгининский сблизился с известным издателем Л. Ф. Пантелеевым. Пантелеев и друзья Княгининского, зная о его работе по созданию наборной машины, помогли ему собрать необходимую сумму для поездки в Париж. Здесь на одном из заводов Княгининскому удалось построить машину, и он привез ее в Россию в 1870 году. Машина демонстрировалась на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге. О ней много

говорили, называли изобретение Княгининского гениальным, но использовать его не сочли нужным. Казенные типографии не могли расстаться со старыми способами производства, капиталистические фирмы боялись затрат на постройку машины, боялись также того, что наборщиков трудно обучить работать на ней Изобретение осталось неиспользованным и было забыто, как это случилось со многими замечательными изобретениями в царской России. В своих воспоминаниях Пантелеев сообщает, что Княги-нинский умер в 70-х годах в крайней бедности.

Изобретение Ивана Ивановича Орлова относится к репродукционной технике. В 1896 году Орлов сделал доклад в Русском техническом обществе об изобретенном им новом способе многокрасочной печати. Способ заключался в следующем: краски, нанесенные на печатные цилиндрические формы, передавались на соответствующие эластичные цилиндры, а с них на одну общую печатную форму, и уже с этой общей формы изображение передавалось на бумагу. Это изобретение предвосхищало офсетную печать тем, что Орлов применил промежуточную эластичную поверхность.

В 1895 году в Петербурге открылась первая Всероссийская выставка печатного дела, устроенная Русским техническим обществом. На выставке демонстрировались лучшие образцы печатной продукции казенных и частных типографий, а также русская книга в ее историческом развитии, начиная от Ивана Федорова. Показав как достижения в области производства книги, так и многие недостатки, выставка повысила интерес к издательскому делу, полиграфии и оформлению книги. Последнему в русском книгопроизводстве, бывшем в основном крупнокапиталистическим, уделялось мало внимания.

В различных элементах оформления русской книги второй половины XIX века можно обнаружить много замечательного, но обычно в нем отсутствует единство творческого замысла и строгость художественного вкуса. Бросается в глаза хорошее качество бумаги и печати; на большой высоте стояла репродукционная техника. В большинстве типографий имелось значительное количество разнообразных шрифтов иногда красивого рисунка. Отрицательным моментом было то, что наборщики и метранпажи плохо умели пользоваться наличным ассортиментом шрифтов, особенно в акцидентных работах. В иллюстративной технике применялось много различных способов одноцветной и многоцветной репродукции, начиная со старых — торцовой гравюры на дереве и литографии, до последних изобретений в области фотомеханики. В 70-х и 80-х годах широко применялась литография, особенно цветная, в 90-х годах — автотипия и фототипия.

Долгое время было принято считать, что вторая половина XIX века в области книжной иллюстрации является периодом упадка. В это время большие мастера-иллюстраторы не участвовали в украшении книги. Одной из причин этого являлась

•капиталистическая система книгопроизводства: хорошие иллюстрации удорожают издание, что невыгодно издателям. Проще и дешевле было пригласить посредственного художника; еще проще закупить использованные клише за границей, как делал, например, Вольф. Художники в свою очередь не стремились к иллюстрированию книг. Большинство художников этого периода воплотило свои замыслы в полотнах, писанных масляными красками; их не привлекала книжная графика, обычно ограниченная небольшими размерами рисунков и одноцветной черной печатью.

Рис. 98. Рисунок И. Е. Репина к рассказу Лескова «Лев старца Герасима»

Некоторые издатели делали попытки создать хорошие иллюстрации к известным литературным произведениям, но эти попытки не всегда приводили к хорошим результатам. Выше говорилось о дорогих, но малохудожественных изданиях Вольфа и Суворина. Московский книгопродавец В. Г. Готье издал «Евгения Онегина» (1893) и «Капитанскую дочку» (1891) с иллюстрациями П. Соколова. Эти издания являются типичным подражанием французским библиофильским изданиям. Весь их роскошный облик мало подходит к реалистическим произведениям Пушкина, а дорогая цена делала их доступными лишь для богатых буржуазных собирателей. Иллюстрации выполнены гравюрой на стали («Капитанская дочка») и фототипией («Евгений Онегин»); в некоторых экземплярах они даны в особенно богатом оформлении. Роскошные переплеты сделаны из цельного сафьяна, с внутреннею отделкой, с золотым теснением и золотым обрезом.

Издательство «Посредник» привлекло знаменитого художника И. Е. Репина к иллюстрированию своих дешевых книжек. На рис. 98 воспроизведена иллюстрация к рассказу Н. С. Лескова «Лев старца Герасима». Репин сделал к этому рассказу два замечательных рисунка, выполненных затем литографией. Эта книжечка, простая и дешевая, является замечательным памятником творчества великого русского художника.

Перелом в области книжной иллюстрации начался с 1891 года, когда вышло трехтомное собрание сочинений Лермонтова в издании Кушнерева и Прянишникова. К иллюстрированию произведений Лермонтова были привлечены лучшие современные художники: И. К. Айвазовский, В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин и другие. Хотя это издание в целом страдает отсутствием единства и оставляет впечатление стилистического разнобоя, тем не менее иллюстрации к отдельным произведениям Лермонтова превосходны. Издание сочинений Лермонтова создало поворот в самом отношении к иллюстрации со стороны как издателей, так и публики; после него начали непрерывно появляться хорошие иллюстрированные издания. Спустя несколько лет после выхода сочинений Лермонтова появилось собрание сочинений Пушкина в издании П. Кончаловского, также с иллюстрациями ряда крупных художников.

В конце века появилось новое течение в изобразительном искусстве, органом которого являлся художественный журнал «Мир искусства», начавший выходить в 1899 году. Возникнув в годы общественного подъема, общество «Мир искусства» заняло крайне реакционную позицию, провозглашая вновь лозунг «искусство для искусства». Пропаганда ухода от жизни в область «чистого» искусства, естественно, привела к реакционной тематике — к фантастике, мистике, уходу в прошлое. Художники «Мира искусства» оставили, однако, несколько памятников высокохудожественного оформления книги. Таковы издания «Пиковой дамы» и «Медного всадника» А. С. Пушкина с иллюстрациями А. Н. Бенуа, иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам Пушкина и к русским былинам, иллюстрации Е. Д. Поленовой к русским сказкам.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.