КНИГА В ГРЕЦИИ


Греческий алфавит в его древнейшей форме был точной копией финикийского: у греков сохранилась та же последовательность букв в алфавите, что и у финикийцев, и даже наименования букв обозначались искаженными семитическими словами. Например, греческое слово «альфа» происходит от семитского «алеф», что значит бык, причем буква «А» в первоначальном начертании напоминала голову быка с двумя рогами; греческое слово «бета» — семитское «бет» (дом); греческое слово «дельта» — семитское «далет» (дверь) и т. д. В древних греческих надписях сохранилось и семитское направление письма: знаки писали справа налево. В направлении письма у греков было переходное звено, при котором первая строка шла справа налево, вторая слева направо, третья опять справа налево и т. д.; это называлось «бустрофедон» — бычий поворот, то есть письмо, подобное ходу пашущих быков. И только в IV веке до нашей эры греки переходят на письмо слева направо.

Начало письменности в Греции относится к древнейшему периоду ее истории — к VIII и VII векам до нашей эры. В V веке в греческом алфавите появляются знаки для гласных букв (рис. 10).

Центром греческой культуры была Афинская рабовладельческая республика со столицей Афины, где жили величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл и Еврипид, комедиограф Аристофан и знаменитые философы Сократ, Платон и Аристотель. В Афинской республике, как и в других греческих городах-госу

дарствах, народное образование стояло на значительной высоте — дети всех граждан обучались в школе.

В Афинах существовали также и высшие школы, где юноши изучали науки под руководством учителей-философов. Наиболее известными из философских школ были две: школа Платона, основанная близ Афин в садах, посвященных памяти героя Академа1, и школа Аристотеля. Если учение Платона было абстрактным, то преподавание Аристотеля основывалось преимущественно на наблюдении явлений природы. Он читал свои лекции во время прогулок с учениками. Некоторые взгляды и открытия Аристотеля до сих пор вызывают- изумление ученых. Повидимому, некоторые из сочинений, дошедших до нашего времени под именем Аристотеля, являются записями его лекций, сделанными учениками.

Одним из высших проявлений эллинского творческого гения было театральное искусство. В период расцвета афинской культуры поэты создали замечательные трагедии и комедии, многие из них в позднейших списках дошли до наших дней.

Однако греческая культура была поставлена на службу только свободным гражданам, рабы же не обучались грамоте. Если среди рабов и встречались образованные люди и даже писатели, то это было редким исключением.

Книга того времени представляла собой папирусный свиток; папирус доставлялся в Грецию из Египта. Текст на свитке писали узкими столбцами, направление строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую, так что в поле зрения находились одновременно два-три столбца, а остальная часть свитка с левой и правой стороны была скатана. Вследствие того что папирусные свитки были восприимчивы к влаге, которая разрушительно действовала на них, подлинных книг того времени не сохранилось; дошедшие до нас в большом количестве папирусы принадлежат

N-1 ОУСШСА' П01Н СА I АСТ1 ЫТН 2 А‘1

л»ссиотюукепо1 нсеытАчУПОтот ВАС!спрос

П01 НбМТН

А АУТОУ КА1 о утих

П АСА1/П гуымк^

П бр I © Н С О УС I ^Т|_

м Н АЛТО! САМ ДРАЧ

Рис. 10. Греческое письмо IV века до н. э.

либо эллинистическому Египту, либо городу Геркулануму, засыпанному пеплом Везувия. Египетские и греческие свитки сохранялись в течение двух-трех тысячелетий в абсолютно сухом египетском песке. Древнейший сохранившийся свиток на греческом языке — поэма Тимофея Милетского «Персы», найденная

х От этого собственного греческого имени происходит слово «академия».

в 1903 году, — относится к первой половине IV века до нашей эры. Большинство известных папирусов сохранилось в виде отрывков, но иногда эти отрывки значительны по объему. Сокровища греческой литературы сохранились благодаря большой любви греков к творчеству своего .народа: сочинения писателей и ученых множество раз переписывались и тщательно хранились.

В Афинской республике было широко распространено искусство письма, существовали профессионалы переписчики и велась торговля книгами. В Греции, Малой Азии и особенно в Египте, при греческих правителях Лагидах, потомках Птоломея Лага, составлялись обширные библиотеки; крупнейшей из них была знаменитая библиотека в Александрии, собирание которой продолжалось в течение нескольких столетий.

Греки применили новый материал для письма. Это был пергамен, выделывавшийся из кож животных. Он был более прочен, чем папирус. Применение кож для письма началось с очень давних времен в Египте, Греции и Малой Азии, где оно получило наибольшее распространение. По преданию, в городе Пергаме (Малая Азия) приблизительно в I веке до нашей эры был изобретен новый способ получения материала для письма из кож животных — пергамена. Римский естествоиспытатель Плиний рассказывает, что пергамен был изобретен в Малой Азии вследствие того, что один из Птоломеев, боясь конкуренции малоазиатских библиотек с Александрийской библиотекой, решил уменьшить вывоз папируса из Египта. Этот рассказ является, повиди-мому, легендарным, так же как и предание о происхождении пергамена из города Пергама. Древнейшие кусочки пергамена с сохранившимися отрывками текстов относятся к I веку до нашей эры, но применять этот материал для книг стали только со II века нашей эры.

Для изготовления пергамена употребляли шкуры овец, коз, ослов и телят. Шкуру вымачивали в известковой воде, соскабливали с нее шерсть, натягивали на раму, высушивали, выглаживали пемзой и обрабатывали мелом. По сравнению с папирусом пергамен имел большую прочность, более гладкую и светлую поверхность, на нем можно было писать на обеих сторонах. Для особенно роскошных рукописей пергамен окрашивали в желтый, голубой, черный и другие цвета. Особенно часто применяли окраску пергамена пурпуром, на котором писали золотом или серебром. Пергамен явился серьезным конкурентом папирусу и уже в IV веке нашей эры занял преобладающее место в книжном производстве. Тысячу лет книга из пергамена господствовала в Европе, тогда как в азиатских странах совершала свой победный путь бумага. Благодаря пергамену сохранилось значительное количество рукописей эпохи раннего средневековья.

В Греции применялся еще один вид материала для письма, получивший потом широкое распространение; это были деревянные дощечки, покрытые слоем воска, на котором медной палочкой

можно было выдавливать линии и буквы. Эта палочка была заострена с одного конца, а с другого конца имела форму лопаточки, которой заглаживали написанное; называлась эта палочка «стиль». «Поворачивать стиль», то есть стирать написанное, означало отделывать красоту языка; отсюда появилось выражение «литературный стиль». Восковые дощечки употреблялись главным образом для летучих заметок и для писания писем, но иногда на них писали литературные и научные тексты. В этом случае несколько дощечек скрепляли вместе с помощью продернутого с одной стороны ремешка или шнурка, так что получалась книга, напоминающая по форме книгу нашего времени. Этот способ письма получил особенно большое распространение в Риме и оттуда проник в страны средневековой Европы. В Париже еще в XIII веке существовали мастерские для изготовления восковых дощечек.

От греческого алфавита ведут свое происхождение почти все европейские алфавиты. На западе алфавит распространялся через греческие колонии, расположенные в южной части Апеннинского полуострова. От греков алфавит был заимствован римлянами и от них распространился по всем странам Западной Европы.

Греческий алфавит продвинулся и на восток: в конце IV — начале V века он оказал значительное влияние на возникновение армянского алфавита, в VI веке возник грузинский алфавит — часгью из греческого, с добавлением некоторых букв; впрочем, некоторыми грузинскими историками высказывается мнение, что грузинский народ имел свою письменность еще до принятия христианства из Византии.



История письменности и книги, Кацпржак Е. И.