ДЕКОРАЦИИ


ДЕКОРАЦИИ

В конструкциях телевизионных декораций нашло отражение богатое наследство, созданное практикой театра и кино. Но телевизионный художник-декоратор сталкивается со своими специфическими проблемами, которые требуют совершенно нового, а подчас и неожиданного решения. Ему приходится считаться с недостатком рабочих площадей, времени, с финансовыми и организационными трудностями. Вот почему на студии ценится не только талант художника, но и его изобретательность.

Декорации на телевидении должны удовлетворять многим требованиям — соответствовать теме и целям программы, размерам студии, быть удобными в производстве, не ограничивать свободу передвижения камер, микрофонов, осветительных приборов и т. д.

• При отделке поверхности декораций, выборе тона, цвета и контрастности, чтобы получить оптимальный художественный эффект, необходимо учитывать характеристики передающих трубок камер и особенности осветительной техники.

Успех работы художника-декоратора зависит не только от его собственного видения и интерпретации, но и от замысла шефа-осветителя и режиссера.

Типы выгородок

«Декорация» — понятие широкое. Оно охватывает различные сценические устройства — от подвешенной портьеры до макета деревни в натуральную величину. Независимо от то-

го, какова форма и художественное назначение декораций, их можно классифицировать следующим образом.

Нейтральный фон

Декорация, непосредственно не связанная с какими-нибудь определенными представлениями, ассоциациями или местом действия, например ровный серый фон.

Реалистические декорации

Бытовая декорация — точное воспроизведение объекта со всеми его деталями.

Стилизованная декорация. Выгородка, изображающая типичную для определенной исторической эпохи обстановку, например гостиную викторианского периода.

Символическая декорация. Возможности необозримы: от явно стилизованной выгородки, где мы комбинируем несколько предметов, вызывающих конкретные ассоциации или имитирующих определенную обстановку (например, письменный стол и стул на нейтральном фоне создают представление о типичной конторе), до единственного предмета-символа, который вызывает в памяти определенный образ (например, ветка или даже только ее тень вызывает представление о це» лом дереве).

Фантастические декорации

Абстрактные. Их очертания, форма и фактура, непосредственно не связанные с реальным миром, должны вызвать определенное настроение, разбудить воображение.

Силуэтные. Концентрируют внимание на контурах предметов.

Гротескные декорации, подчеркнуто искажающие реальность. Диапазон их широк: от водевильных задников и футуристических декораций до бредовых ракурсов, которые могут возникнуть лишь в сознании умалишенного.

Разметка студии

План студии

Общий рисунок студийного пола, обычно вычерчиваемый на листе бумаги, показывает расположение, соотношение и распределение выгородок. Условными знаками здесь обозначены производственные механизмы, крупнопанельные деко

рации, мебель и т. д. Копии согласованного плана передаются режиссеру, в оформительский отдел, шефу-осветителю и т. д.

Вид спереди

На чертеже в масштабе 1: 4 показываются характерные особенности и размеры всех вертикальных сценических плоскостей. Копии чертежей в увеличенном масштабе с подробной деталировкой конструкции передаются оформителям,

плотникам и т. д.

Опытный режиссер редко нуждается в макетах. Но там, где декорации сложны по своему решению, необходимо точно представить себе, как они будут выглядеть; макет избавит исполнителей от лишних и непроизводительных затрат времени. С помощью миниатюрного видоискателя можно заблаговременно представить себе вид каждого плана с любой точки съемки.

Эскизы

Зачастую работа над декорациями начинается с создания эскизов. Это могут быть либо основные планы съемки, излагающие идеи режиссера-постановщика, либо наброски, в которых художник решает общее настроение сцены, либо декорации в масштабе. Независимо от того, будут ли они потом использованы или окажутся просто попыткой запечатлеть эмоциональное звучание сцены, которое четкий чертеж никогда бы не смог передать, эти наброски часто вдохновляют коллектив и цементируют общие усилия всех участников передачи.

Способы конструирования выгородок

Студийная выгородка, как правило, строится из отдельных заранее приготовленных сценических блоков, которые крепятся друг к другу. Для достижения общего сценического эффекта они оформляются соответствующими деталями, реквизитом, драпировками и т. д.

Используя сборные блоки, можно быстро и легко воздвигнуть сложнейшие выгородки. Большая часть сценических блоков изготовляется так, чтобы их можно было легко разобрать и вновь использовать в различных комбинациях для других постановок.

И хотя даже незначительная отделка придает им самый разнообразный облик, существует всего несколько вариантов декорационных блоков: плоские, объемные, контурные и задние планы или фоны.

Рис. 8.1. п. 1.

РАЗМЕТКА СТУДИИ. Слева — плав выгородки, справа — общий план студии.

I — фрагмент; 2 — стол; 3 — пол, раскрашенный под ковер

Рис. 8.1. п. 2.

Вид спереди (подробности меблировки опущены)

Рис. 8.2. п. 1.

ПЛОСКИЕ ЩИТЫ. Слева — при ооедииении щитов заметны соединительные стыки. Справа—когда стыки не закрыты, их можно заклеить обоями или специальной клеевой бумагой, ио тогда нельзя установить щиты под углом, а иа светлых ровных поверхностях стыки все равно будут заметны

Рис. 8.2. п. 2.

«РАЗРЫВЫ* (слева) или «ПОВОРОТЫ» (в центре и справа) в очертаниях стен—наиболее эффективная маскировка; декорации выглядят более привлекательно и улучшается акустика

Рис. 8.3.

ЭКРАНЫ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ЩИТЫ. А — декоративные экраны из листового металла, проволочной сетки, перфорированного металла и т. д.; Б — щит е узором, выполненный из пластика, штукатурки, металла, дерева; В — плетеные щиты из картона,, дерева, металла, прутьев, планок, веревки; Г — открытые щиты из растянутой проволоки или веревки, столбиков, прутьев — для поддержки небольших контурных деталей, украшений и т. д.; Д — изогнутые щнты (малые циклорамы); Е — гибкие щиты

Плоский щит

Щит изготовляется из несгораемой фанеры или пластика толщиной дюйма, который набивается на деревянные подрамники. Размеры таких щитов колеблются от 8 до 14 футов в высоту и от 6 до 12 футов в ширину.

Поверхность щитов обрабатывается по-разному. Чаще всего они просто окрашиваются клеевой краской, темперой или водяными красками на козеине. А обои обеспечивают нескончаемое разнообразие рисунков, тонов и фактур. Значительно реже употребляемые покрытия — ткани, узорный или тонкопрокатный металл, пластмассы и кордные ткани.

Любая моделировка поверхности может быть имитирована с помощью красок или бумаги соответствующего рисунка (нанесенного фото- или типографским способом) или сделана из дерева, папье-маше, каркасов, обтянутых холстом, пластиком или штукатуркой и прикрепленных к щитам.

Объемные декорации

Существует две основные категории объемных декораций.

1. Декорации, непосредственно воспроизводящие архитектурные детали: дверные проемы, камины, окна. Изготовленные в виде полых деревянных каркасов, они устанавливаются между плоскими щитами или совершенно самостоятельно. Перечень таких декораций бесконечен: лестницы, колонны, балконы, фонарные столбы, скульптуры, скалы и т. д.

2. Декорации, которые служат конструктивным целям и не вызывают никаких конкретных ассоциаций.

Профильные декорации

Плоские вертикальные профили (см. рис. 8.6, п. 1 и п. 2) из фанеры, прессованного картона и т. д., которые крепятся к основным щитам и придают им нужные очертания.

Рис. 8.47

АРХИТЕКТУРНЫЕ БЛОКИ. С по-мощью объемных блоков мы создаем основные очертания помещения. / — контурный шит нлн каркас (образец одностороннего блока, который виден только с одной стороны); 2 — дверная рама; 3 — камин; 4—оконный блок, отделанный с обеих сторон (он может рассматриваться с любой стороны)

Рис. 8.5.

ОБЪЕМНЫЕ ДЕКОРАЦИИ, / — столбы: цилиндры нли остовы из клееной фанеры; 2—лестница (ступеньки, сходни) или лестницы; 3—ростры, станки, подушки—помосты различной формы и уровня из каркасов, которые обшиты материалом и раскрашены в соответствии с замыслом; 4—скат; 5—арка — типичная объемная декорация, имитирующая каменную кладку; 6 — каркас для драпировки; 7 — выкружка — полая вогнутая поверхность, используемая для маскировки вертикальных н горизонтальных плоскостей без соединения; 8—подставка (подножка), дерезяиный остов для

актеров, мебели и т. д.

Используют следующие типы профильных декораций: отдельные декоративные детали, например «Новогодняя

елка»;

боковые крылья, маскирующие границы сценической площадки;

настилы, маскирующие переход пола в фон или же очерчивающие сценические площадки (линия холмов на горизонте, крыши домов и т. п.).

Поскольку профильные декорации всегда плоские, то создать впечатление объемности они могут только на расстоянии. Только на расстоянии профиль дерева будет восприниматься как реальное дерево. При съемке же под углом иллюзия пропадет.

Рнс. 8.6. л. 1.

ПРОФИЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ. Слева — профильные декорации, расписанные ь перспективе, помогают создать иллюзию расстояния в экстерьере. Справа — ряд профильных декораций имитирует последовательные планы.

Рис. 8.6. п. 2.

Слева — профиль лочвы, в центре — крыло (вид спереди и сзади), справа — декоративное украшение.

Удачно расписанные профильные декорации дешевы и вполне заменяют сложные сценические сооружения. По мере перемещения камер параллактическое движение между плоскостями создает удивительное по своей реальности ощущение трехмерности.

Задние планы (фоны)

Строго говоря, любая поверхность, видимая позади объекта, является его задним планом или фоном. Некоторые в этом же смысле употребляют термин «задник». Более точно— задний план — сценическая поверхность, перед которой развертывается действие. (Слово «задник» скорее применимо к частям заднего плана, которые видны в глубине выгородки за окнами, дверьми и т. д.)

Нейтральный фон

Нейтральный фон не вызывает никаких ассоциаций. Самый простой нейтральный фон — ровная однотонная поверх-ность, которая образуется из ряда плоских щитов, циклорамы, задника, полупрозрачного экрана.

Декоративные эффекты достигаются с помощью различного освещения (затемнения, штриховки), моделировки поверхности, создания различной фактуры (обмазка, обрызгивание и т. д.), декоративных щитов и т. д.

В качестве нейтрального фона широко используются драпировки из различных материалов — от хлопчатобумажных тканей и холста до велюра и бархата. Следует помнить, что пластикатовые или полированные материалы дают неприятный блеск. Они легко натягиваются, укладываются в складки, гофрируются и потому принадлежат к числу самых удобных сценических элементов. Не следует лишь увлекаться материалами с ярко выраженным рисунком. Такой рисунок не только отвлекает внимание, он вызывает появление муаровых разводов, а лица на таком фоне (в особенности, если расстояние до фона невелико) кажутся расфокусированными. К тому же постоянный зритель мгновенно запоминает такой фон, а это лишает нас возможности пользоваться им часто.

Плоский декоративный фон

Совершенно ясно, что- в студии нельзя беспредельно усложнять декорации. Но, к счастью, камера не различает на расстоянии плоские объекты от пространственных. Поэтому даже когда необходимо создать реальную обстановку, мы удачно можем имитировать ее и на плоском декоративном фоне.

Идеальный фон должен быть свободен от пятен, ложных ярких просветов или теней, должен соответствовать перспективе, пропорциям и тонам переднего плана. Однако на практике могут оказаться пригодными самые удивительные отклонения от идеала.

Плоские фоны создаются с помощью: |

росписи на тканях; 1

увеличенных фоторепродукций; |

рирпроекции; электронных вставок.

Расписанные задники. Широко используемые большие декоративные полотна — часто настоящие шедевры театральных художников; их можно закатывать на рейку, которая оттягивает нижний край, или выводить из поля зрения, подтягивая вверх. Такие задники делаются из холста или саржи и обычно подвешиваются на трубах, рейках или штанкетах.

Чтобы задники не слишком походили на нарисованные картины (а это нередко случается даже с лучшими образцами), перед ними развешивают белый тюль. Это усиливает ощущение перспективы.

Фоторепродукции. Предельно убедительные фоны — увеличенные фотографии. Они выполняются на листах из светочувствительной бумаги и крепятся к плоским щитам или холсту. Более сложные полупрозрачные репродукции выпол

няются на специальных светочувствительных тканях и освещаются с обратной стороны.

Расходы на изготовление таких фоторепродукций достаточно велики, но зато их удобно хранить и можно многократно использовать, в особенности когда видна только часть выгородки, например вид из окна.

Рирпроекция (см. гл. 20). Неподвижное или движущееся изображение объекта, находящегося на заднем плане, проецируется на обратную сторону полупрозрачного экрана, перед которым происходит действие.

Электронная вставка-фон (см. гл. 20). С помощью специального электронного устройства мы можем ввести актеров, снимаемых одной камерой, в изображение фона, получаемого от другого источника. Этот фон, невидимый самими актерами, может быть получен от любой камеры, кинопроектора, диапроектора и т. д. И тогда действие словно происходит на этом фоне, воспроизведенном с фотографии, рисунка, модели и т. п.

Рис. 8.7.

• КАРКАСНЫЕ ДЕКОРАЦИИ. Чисто декоративный эффект, основанный на естественных объектах (вверху слева)- могут использоваться фрагменты реалистических выгородок (вверху справа) или чисто абстрактные декорация (внизу)

Рожденные современным театром, каркасные декорации нашли применение на телевидении в музыкальных, балетных и других спектаклях. Они обычно монтируются из отдельных блоков, деревянных или металлических каркасов. К ним крепятся профильные детали.

В результате мы видим чисто декоративный, обобщенный фон, вместе с тем создающий впечатление определенного интерьера.

Каркасные декорации

Каркасные декорации лучше всего смотрятся в условно решенных сценах, снятых общим планом. На крупных планах они менее выразительны.

МЕТОДЫ СБОРКИ И КРЕПЛЕНИЯ ЩИТОВ. Большинство декорационных щитов не имеет собственных опор. Различные фиксирующие устройства позволяют быстро скреплять (слева), зажимать L-образной пластиной, привинчивать, ослаблять штиф в дверной петле (в центре) или собирать щнты в единое целое (справа). 1 — уголок: 2 — поперечина; 3 — фигурный уголок; 4 —костыль; 5—соединительная клемма; б — соеднннтельный зажим; 7 — петля; 8 — стопорные планки для подгонки щитов

«рючои

раздвижной

металлический

упор

Рис. 8.8. п. 2.

Щит может крепиться к стене или поддерживаться упором с тяжелым подвесом или мешком с песком на конце (слева). Изредка используется раздвижной металлический упор (в центре слева), который крепится к полу там, где необходимо очень

прочное крепление.

Используется также подвеска груза (в центре справа) или крепление сверху там, где двусторонняя обшивка не позволяет производить крепеж обычным образом (справа). При некоторых обстоятельствах (колонны, деревья, столбы и т. д.) единственными практическими методами крепления оказываются подвеска на веревках или использование нижнего опорного груза



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн