ДЕКОРАЦИИ 2


Моделировка поверхности

Любую текстуру поверхности можно имитировать с достаточной убедительностью, умело пользуясь краской.

Всем известно, например, как легко нанести на поверхность узор любой породы древесины — стоит только пройтись жесткой кистью по свеженанесенному слою краски. Каких только нет способов окраски, с помощью которых преображается любая плоская поверхность!

Сухая кисть. На однотонно покрашенную поверхность сухой кистью наносятся полосы. Так имитируется фактура металла, дерева, ка^ня или ткани.

Штриховка (пунктир). На основной тон жесткой кистью, губкой, бумагой, тряпкой наносится множество близко расположенных цветных точек или мелких узоров. Подобная отделка хорошо имитирует камень, цемент или землю.

Заливка краской. Поверхность заливается различными красками, которые смешиваются и растекаются, образуя беспорядочные узоры. Так имитируют старую штукатурку стен, землю и т. д.

Тампонирование. Тампоном небрежно наносятся пятна различной интенсивности цвета.

Дессировка. Полупрозрачное покрытие наносится обычно более темным тоном по светлому.

Полировка. Нанесение более светлого тона на тон (сухой кистью) создает эффект отсвечивания.

Размывка. На фон наносятся пятна более светлого или темного тона того же цвета. Так имитируют падающие на поверхность тени или блики.

Отфактуривание. Неравномерная обсыпка порошкообразным материалом (опилками, песком) свежевыкрашенной поверхности создает шероховатости, свойственные той или иной фактуре.

'Контуры и фактура поверхности

Впечатления объемности можно достичь одним только рисунком, искусно пользуясь законами светотени и кистью художника. Таким образом легко имитировать кирпичную кладку, деревянную обшивку и т. п. Правдоподобие зависит от мастерства художника, от того, насколько близко находится камера, от угла съемки и от того, в какой мере светотени усиливают или разрушают иллюзию.

Впрочем, в нашем распоряжении всегда есть обои, на которые фотоспособом можно нанести километры кирпичной и каменной кладки всех времен и стилей, подделку под дерево, под штукатурку, покрытый галькой берег моря и т. п.

Папье-маше, штукатурка, фибровое стекло, пластики. Из всех этих материалов руками искусных мастеров можно создать подлинные шедевры. Поле деятельности разнообразно — от эффектных статуй и архитектурных деталей до стволов деревьев, кирпичных стен и булыжной мостовой. При этом возникает такая иллюзия правдоподобия, которая не исчезает, даже если декорации рассматривать с близкого расстояния. Каждый материал хорош по-своему, и выбирать его следует, принимая во внимание стоимость, вес, срок службы, легкость обработки и т. д.

Деревянные детали. Деревянные детали могут использоваться в виде фигурных резных изделий, панельной обшивки, карнизов, наличников и т. д. Они крепятся к щитам и удобны в хранении.

Обработка пола

Пол, окрашенный в нейтральные тона, служит фоном для большинства программ. Однако оставить его таким, каким он есть, значит отказаться от многих сценических возможностей.

Раскраска

Это самый экономичный и распространенный способ обработки пола. Ведь так просто нанести, а потом удалить лег-космываемые покрытия. Впрочем, общие тональные изменения достигаются и с помощью ковров, декоративной росписи, абстрактных рисунков, разноцветных плиток и т. п. Пластики— самые дешевые и легко укладывающиеся на полу материалы.

Раскрашенные полы облегчают свободу передвижения камеры на тележке «долли», но как быстро они становятся грязными! Особенно черные, ведь на них остаются все следы от колес и обуви.

Посыпка пола

Посыпая пол безвредными материалами (торфом, опилками, пробковой стружкой, листьями), легко придать его поверхности соответствующий вид (сад, луг и т. д.), но эти материалы, рассыпанные по полу, оседают на всех предметах в студии, в особенности когда работают вентиляторы. Всегда следует избегать песка и соли, они загрязняют и портят студийное оборудование.

Материалы для покрытия пола '

Можно обработать пол еще одним удобным способом — покрыть его коврами, циновками, грубым полотном, холстом

или брезентом (однотонным или раскрашенным), обоями, панелями из досок, гипса или торфа. Их можно укладывать прямо на пол. Однако нужно иметь в виду, что это затрудняет движение камер.

Потолки

Некоторые художники-декораторы утверждают, что потолку в решении интерьера следует уделять не меньше внимания, чем остальным деталям декорации и отделке поверхностей. Возможно, что потолок привносит психологическое «нечто» в трактовку и восприятие действия.

К сожалению, «проблема потолка» решается непросто. Как часто потолок затрудняет постановку света и становится причиной ухудшения звука! Как правило, зрителю приходится домысливать несуществующий потолок так же, как он домысливает несуществующую четвертую стену.

Но там, где съемка интерьера ведется снизу, «проблему потолка» игнорировать нельзя. Если вместо потолка зрителю откроется пустота или уходящие в бесконечность стены, действие потеряет свою убедительность. Многочисленные решения этого рода задач показаны на рис. 8.9.

Рис. 8.9. п. 1.

ПОТОЛКИ. Применение полных потолков возможно, если замысел и характер действия допускают освещение сцены через окна, двери или с помощью светильников, расположенных за мебелью, и т. д. Может выручить использование полупрозрачного материала, ио контровой свет, проецируемый через него, создает светлые пятна. Слева — простенки, которые создают видимость боковой стены, позволяют скрыть расположенный сзади источник света, Справа — детали потолка, которые появляются в кадре там, где этого требует замысел

Рис. 8.9, п. 2.

Слева — подвешивание щитов или (в центре слева) профильных декораций (например балок, свода) и арматуры, попадающих в верхнюю часть изображения, имитирует потолок. Справа — деталь потолка, нарисованная иа заднике (применимо в’ста-тичных сценах и при съемке неподвижной камерой)

9—190

Рис. 8.9. п. 3.

Слева — каше между камерой и выгородкой. Справа — электронная вставка, которая «вносит» потолок в передаваемый из студии кадр

Установка декорации

Некоторые, казалось бы, самые очевидные решения декораций менее всего осуществимы на практике, так как они либо дороги, либо затрудняют работу оператора. Вот несколько самых типичных вариантов.

Размер и форма декорации

Площадь пола, занимаемая выгородкой, зависит от раз-| мера студии, возможностей для установки декораций, количества и размера других декораций, используемых в данной передаче, характера и длительности действия, стиля и манеры, в которой решается оформление.

Как правило, реалистические декорации не превышают размеров оригинала. Отклонения допускаются лишь в тех случаях, когда необходимо создать ощущение пустоты или грандиозности пространства. Чаще же всего декорации мень-j ше оригиналов.

Восприятие размера декораций и перспективы зависит от. ракурса съемки. Срезанный сверху макет создает впечатление высокого помещения. И, наконец, декорации могут ре-; шаться в деталях с помощью спецэффектов и других сценических приемов, которые определяются характером и динамикой действия.

За пределами декораций. Когда камера случайно выходит за пределы выгородки и в поле ее зрения попадает соседняя декорация или другие участки студии, нужно изменить точку съемки или установить маскировочную выгородку.

Но если предусмотреть такие досадные сюрпризы, то легко избежать ненужных перестановок в последнюю минуту. Трудности возникают обычно в следующих случаях:

при перекрестной съемке в пустой выгородке (рис. 8.10);

#

Рис. 8.Ш. n. !.

Слева — в таких условиях легко вести перекрестную съемку. Декорации не создают впечатления глубины и объемности, но эаиимают мало места. В центре и справа — глубина и объемность несколько улучшаются, но при перекрестной съемке выгородка выглядит непропорционально широкой

Рис. 8.10. п. 2,

Слева — пропорции, наиболее приемлемые и широкоиспользуемые. В центре слева — боковые стены установлены под прямым углом. Камеры сдвигаются к центру, мешают друг другу, но при этом легко избежать искажения размеров интерьера при перекрестной съемке. В центре справа — любая перекрестная съемка ограничена. Камеры и микрофонный журавль громоздятся в центре. Справа — возможно лишь очень малое отклонение от фронтальной съемки. Звук резонирует, а свет падает под большим

' углом

Рис. 8.10. п. 3.

Высота декорации зависит от: предельного расстояния камеры А (при съемке общим планом высота задника должна быть увеличена); от самой низкой точки съемки В *(во избежание ненужных наклонов камеры) и высоты снимаемого объекта (если действие происходит иа возвышении, лестнице и т. д.). Обычная высота — 10 футов, высота 12 футов необходима для более крупных декораций. Следует избегать очень высоких декораций, так как нх приходится освещать под очень большим углом

при съемке действия на авансцене из глубины выгородки; при перекрестной съемке дверей и окон, за которыми не укреплен задник;

при сквозной обратной съемке выгородки через окно или

дверь под малым углом зрения;

при попадании в камеры нежелательных отражений от зеркала, застекленных картин и т. д.;

при использовании установленных под углом друг к другу смежных выгородок, двери или оконные проемы которых расположены визави.

Рис. 8.11. п. 1.

СКВОЗНАЯ СЪЕМКА. Слева —в сложных выгородках камеры и журавли, устанавливаемые с одной стороны выгородки, могут попадать через окна в поле зрения камер, работающих с другой стороны. Справа — в камеру попадает пространство, расположенное выше границы выгородки

Рис. 8.11. п. 2.

Слева — ограничительный щит, устанавливаемый для обозначения границ съемочного пространства. Справа — архитектурная деталь ограничивает пределы съемочного пространства

Неровности пола. Когда действие происходит на некотором возвышении (лестничные площадки, холмики), используются стенки различной высоты. Любые возвышения имитируются с помощью дополнительных блоков, каркасов, мешков с песком и т. д.

Ямы создаются за счет подъема общего уровня пола, на котором происходит действие, и сохранения старого уровня там, где требуется углубление.

Таким образом, не разбирая пол в студии, можно имитировать могилы, воронки от бомб, люки, колодцы и т. п.

Там, где камеры должны перемещаться по настланному полу, этот настил должен быть гладким, плоским, не скользким и соответствующим образом укрепленным.

У звукооператоров свои счеты с неровностями пола, в особенности не любят они станки в экстерьерных сценах. Из-за резонанса звук шагов кажется неестественно гулким. В этих случаях полезен войлок или пенопласт.

Проблемы пространства

Как бы ни была велика студия, там, где используются объемные декорации, от проблемы пространства не уйти. Даже если пренебречь сметой, все равно приходится принимать во внимание непрерывность действия, время и возможности передвижения исполнителей, камер, микрофонных журавлей.

Рис. 8.12. п. I.

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВА.. Слева вверху — боковые стены подвешиваются иа петлях так. чтобьфх можно было складывать внутри выгородки, когда они не нужны* Справа вверху — стены могут откатываться в нужное положение, переноситься вручную или подвешиваться, подниматься или опускаться (когда позволяют оборудование и освещение).Днызг/ — расположенные по соседству выгородки могут соединяться общей разделительной стеной, которая откидывается под требуемым углом, илн общей деталью (например соединительной дверью)

Рис. 8.12. п. 2.

Выгородка, оставаясь неизменной в главном, меняет внешний внд с помощью пере* носных деталей (вверху), перестановки сценических элементов (слева) нлн благодаря изменению освещения (справа)

| ^-первая выгородка вторая выгородка

сЬон неба Рирпроекцион-

Р*с. 8.12. п. 3.

Слева — выгородки могут вставляться одна в другую, причем внутренняя разбирается, когда нужно обнаружить внешнюю. Плоские шиты ставятся одни за другим и по Мере необходимости вносятся и выносятся. Справа — передвижные платформы ва колесах позволяют откатывать в нужные места выгородки илн фрагменты. Это позволяет быстро менять конструкцию очень сложных выгородок, более экономно использовать пространство и повысить маневренность камер

Поэтому в любой сложной постановке с динамичным действием мы не можем слишком широко расставлять декорации, если хотим обойтись небольшим количеством камер.

Известно много хитроумных устройств, позволяющих нам сжать съемочное пространство и обеспечить свободу движения аппаратуры.

Когда мы рассматриваем фотографию или рисунок, мы чаще всего воспринимаем плоское изображение как вполне приемлемую копию реальной действительности. Мы видим или, вернее, воображаем, что видим, объем, пространство, глубину и пропорции реальных предметов.

Точно так же мы воссоздаем в нашем сознании образы, возникающие на экране, основываясь на «подсказках». Эти видимые «подсказки» играют очень важную роль. Некоторые из них как бы лежат на поверхности, и зритель воспринимает их, не задумываясь. Другие ему менее знакомы. Но так или иначе, они — основа зрительного восприятия, подсознательная основа, ибо эти «подсказки» воспринимаются в силу привычки. Мы прибегаем к ним в трактовке света, приемах съемки и главным образом в решении декораций.

Умело используя «подсказки», мы можем создать более убедительную иллюзию объема и пространства и, что важнее, вызвать иллюзорное представление о подлинных размерах, пропорциях и т. д.

Можно создать «подсказки», которые в какой-то момент введут зрителя в заблуждение. А это сплошь и рядом необходимо для усиления драматического или комического эффекта.

«Подсказка» (намек, источник зрительных ассоциаций) широко используется в телевидении как прием, как средство вызвать определенный образ в сознании зрителя.

Вот два характерных примера: сценическое искажение и многоплановость.

Трехмерность пространства

Рис. 8.13. П. 1.

Так как количество деталей, которые глаз способен охватить, с увеличением расстояния уменьшается, отчетливая деталировка ассоциируется с ощуще-нием близости, а плохо различимая деталировка — с ощущением отдаленности. Весьма важный фактор, о котором не следует забывать при выборе фактуры декораций н их разме-

Рис. 8.13. п. 2.

Справа — сходящиеся в глубине параллельные линии и одновременное прогрессивное уменьшение расстояния между ними, что вызывает ощущение глубины и дали (линейная перспектива). Это ощущение отчетливее всего проявляется в тех случаях, когда предметы по отношению к нашему глазу расположены на разных интервалах. Слева — используя это. можно сознательно исказить глубину и расстояние

Рис. 8.13. п. 3.

Ощущение глубины вызывается сравнением относительных размеров знакомых нам предметов. Слева—когда фои однотонный, нет «подсказки», которая бы вызывала у нас ощущение глубины, В центре — там, где размеры предметов, находящихся на отдаленном фойе, ие ассоциируются в нашем представлении с определенными размерами, эта «подсказка» расплывчата, и не возникает отчетливого ощущения глубины. Справа — предметы знакомы нам. При сравнении их относительных размеров возникает ясное представление о глубине

Рис. 8.13. п. 4.

Слева — когда один план частично перекрывает (маскирует) другой, полускрытый план кажется более удаленным от зрителя. Справа—имитация соотношения между планами поверхностей, которые иначе показались бы соединенными



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн