ДЕКОРАЦИИ 3


Рис. 8.13. п. 5.

Рассматривая поверхность с разных углов зрения, мы замечаем, что ее форма и кажущаяся глубина изменяются. При этом характер изменений (искажений) влияет на наше представление о форме и расположении самой поверхности. Здесь видно, какую роль играет движение камеры, как горизонтальные плоскости подчеркивают вертикальные движения, и наоборот, что позволяет нам с помощью правильно решенных декораций ослабить или усилить эти эффекты

Рис. 8.13. п. 6.

Мы внделн. как степень освещенности поверхности влияет на восприятие фор* мы, расстояния н размера (рис. 5.Ю. п. 2). Это полезный прием, позволяю* щнй как акцентировать, так н вуалировать форму и расстояние

Слева — тени помога РиС' 8 13, *' 7'

“понрииц тениЮподВчепкия»JLKPJi Ту ю Ф°Р«У и глубину детали. Справа — падая «подсказкой», вызываются К0ЯТУРы, которые являются для нас единственной

зуются в декоративных и Д£^СТа»леиие 0 Форме и глубине. Тени широко исполь-световых решениях. С их помощью имитируются кажущиеся плоскости и контуры

Рис. 8.13. п. 8.

Вверху— как правило, объекты в нижией части изображения кажутся расположенными ближе, чем в верхней части. Внизу — мы получаем большее впечатление о глубине благодаря размещению более дальних планов выше в изображении, при условии, что камера расположена ие выше этих планов. С помощью прогрессивно удаляемых планов такое впечатление было бы получить труднее. Подобным образом 3 можно подчеркнуть высоту при съемке под углом

Рис. 8.13. п. 9.

Предметы, расположенные вблизи, резче очерчены и кон* трастны: расстояние смягчает очертания, а также

тональные н хроматические контрасты. Эта воздушнрст}» перспективы достигается с помощью тюля, менее контрастного освещения, «удаленных» планов и ограничения глубины поля объектива камеры

Рис. 8.13 п. ю

Скорость перемещения планов при движении камеры зависит от их расстояния до камеры. Всякий раз. когда камера изменяет точку зрения, меняется и относительное положение планов (параллактическое перемещение). II в этом ценность горизонтального движения камеры, недостаток плоских декораций и достоинство многоплановой конструкции. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) кажутся расположенными ближе, чем холодные (зеленый, синий, фиолетовый). Поэтому если декорации переднего плана решены в теплых тонах, го создается впечатление большей глубины Пастельные тона как бы удаляют изображение, смягчают моделировку, в то время как жесткие основные тона приближают изображение, делают его более четким

Рис. 8.14.

ИЗМЕНЕНИЕ МАСШТАБА. Слева — если все детали в выгородке пропорционально уменьшены, актер выглядит великаном. Справа — если все предметы увеличены, то актеры кажутся карликами

Сценическое искажение. Изменяя нормальный размер или пропорции выгородки, мы вызываем представление о том, что она больше или меньше реальной, а это и есть так называемое искажение масштаба.

Использование многоплановости. Наши ощущения глубины относительны и основаны на сравнении. Чем больше плоскостей между нашей точкой зрения и горизонтом, тем большую информацию мы получаем и тем сильнее иллюзия пространства. Например, горная вершина на горизонте будет казаться ближе, если между нею и зрителем лежит плоская равнина, чем если бы их разделял ряд горных цепей. И поскольку наше впечатление о глубине и объемности зависит главным образом от соотношения переднего и промежуточных планов, то именно это обстоятельство мы и должны использовать в постановочной практике.

Рис. 8.15. п. 1.

ЛОЖНАЯ ПЕРСПЕКТИВА. Хотя такая перспектива точна только для одной, заранее выбранной точки, возможны и некоторые отклонения. Слева — простейший образец ложной перспективы: нарисованный или воспроизведенный фотоспособом плоский фон, сливающийся с разрисованным полом и создающий впечатление беспредельной глубины. Но при этом необходимо избегать предательских теней. Справа—наоборот,— вся выгородка может быть построена в ложной перспективе, тогда действие должно проходить в передней части сцены, чтобы избежать случайных искажений масштаба

■ модель фона-

Рис. 8.15. п. 2.

МОДЕЛЬ ФОНА, ИМИТИРУЮЩЕГО ПЕРСПЕКТИВУ, дает возможность некоторого параллактического движения

Рнс. 8.15. п. 3.

В некоторых выгородках иллюзия перспективы создается за счет того, что крупные предметы располагаются иа переднем плане, а по мере удаления от камеры — предметы все меньшего и меньшего размера

Поэтому в экстерьеры нужно вводить передний план (кусты, низкие стены, ворота и т. п.) и вести съемку сквозь них. В интерьеры между камерой и объектом съемки можно вводить мебель, архитектурные детали, драпировки. Этого принципа следует придерживаться даже в выгородках, решенных чисто декоративно (рисованных или абстрактных). Там, где мы жертвуем передним планом в угоду свободе передвижения камеры, теряется иллюзия глубины, объемности, законченности — всего того, что придает изображению передний план. Впрочем, и здесь не следует терять чувство .меры. Когда камера постоянно путается в дебрях переднего плана, это раздражает зрителя, и для оператора такая съемка превращается в игру «в кошки-мышки».

При тщательно продуманной съемке наиболее важные плоскости переднего плана должны входить в изображение естественно, как нечто само собой разумеющееся. Во всяком случае, такими они должны казаться зрителю.

И хотя зритель охотно принимает на веру самые неожиданные ракурсы, его раздражает, когда на переднем плане за какими-то предметами он не видит той стены, которая в его представлении должна непременно существовать в действительности. Вот почему невыразительными оказываются кадры, снятые сквозь низкие полки, из-за каминов и печей.

Рис. 8.16. п. 1.

Слева — промежуточные планы между передним планом и фоном усиливают иллюзию глубины. Справа — там, где на переднем плане расположены предметы, мешающие работе камеры, а удалить их нельзя, используют такие декорации (дверь, арки, окна), которые раздвигаются по мере прохождения через них камеры

Рис. 8.16. я. 2.

Для создания ощущения многоплановости следует* умело «естественно» расположить предметы на переднем плане

Иллюзия четвертой стены

Чтобы выгородка приобрела вид законченного интерьера, совсем не обязательно устанавливать все четыре стены. Кино приучило нас к тому, что трех или даже одной стеиы вполне достаточно, но иногда приходится монтировать всю комнату.

В кино декорации создаются для каждого плана съемки, с тем чтобы они соответствовали каждой новой точке зрения. В телевидении же приходится прибегать ко всякого рода уловкам.

Можно было бы построить такой четырехстенный интерьер, в котором стены поднимались бы, поворачивались на петлях или раздвигались, позволяя камере или микрофонному журавлю проникнуть внутрь. Но это привело бы к дополнительным трудностям, особенно для осветителей.

Гораздо проще придумать смотровые «глазки» или такие места, где бы можно было незаметно установить камеру. Тут могут пригодиться отверстия в картинах, занавеси, откидные доски на стене, металлические сетки, зеркала. Иногда достаточно уже существующего дверного проема или окна.

И тогда даже трехстенная выгородка превращается в законченный интерьер.

Чтобы снять сверху небольшую комнату, достаточно установить низкие стены. В крайнем случае, можно разделить комнату пополам. Тщательно продуманные, умело осуществленные переключения камер создадут у зрителя иллюзию цельного интерьера.

Фрагментарные выгородки

Строго говоря, большинство реалистических декораций воспроизводит лишь часть реального интерьера. Вряд ли мы будем возводить весь собор, если достаточно показать только его портал. И хотя такое решение декораций экономично, не требует большого пространства и т. д., оно ограничивает возможности постановщика в выборе плана съемки.

Умелое использование фрагментов декораций расширяет средства сценической выразительности, в особенности если в передаче много коротких сцен. Однако здесь нас подстерегает другая опасность — зритель может почувствовать, где «шито белыми нитками».

Фрагментарные выгородки бывают двух основных типов: те, которые позволяют зрителю воссоздать всю картину по одной, но вполне законченной детали, и те, которые состоят из ряда фрагментов, так скомпонованных, что у зрителя создается впечатление, что выгородка значительно больше, чем она есть на самом деле.

ФРАГМЕНТАРНЫЕ ВЫГОРОДКИ. Представление о делом возникает по фрагменту. Слева — для воссоздания обстановки интерьера лавки достаточно полок, укрепленных на плоском щнте. и стола на козлах. Справа — каменная кладка стены, лестница, мусорный ящик, водосточная труба, фонарь —и перед нами переулок

Рис. 17. n. I

Рис. 8.17. п. 2.

Выгородка кажется более просторной, когда декорации на переднем плане. Слева — план внутренней части комнаты при съемке через переднюю дверь. В центре — впечатление о лестничной клетке создается с помощью трех щитов и перил. Справа — хорошо продуманное упрощение (вверху) вызывает представление об объемности (в центре) в помещении (внизу)

Рис. 8.17. п. 3.

. Еще один метод — электронная вставка: часть сцены, снимаемой в студии, накладывается на изображение фона (слева)

Рис. 8.18. п. 1.

МНОГООБРАЗНЫЕ ФУНКЦИИ БЛОКОВ. Отдельные блоки могут совершенно преобразить декорацию, если их по-разному смонтировать. Две застекленные двери превращаются в длинное окно или декоративный застекленный потолок

Рис. 8.18. п. 2.

Ограду можно превратить в решетку на окне нли в декоративную решетку в комнате

Рис. 8ЛВ. п. з.

Подобным образом подвальное окно может быть превращено в трон, а арка —

в книжный шкаф

Реализм и условность

В театре условность декораций воспринимается как нечто присущее самой природе театра даже в самой реалистической постановке.

В телевидении и кино ситуация несколько иная. Здесь, как правило, от декораций требуют большего правдоподобия. Грубо сработанная имитация никогда не сойдет за воспроизведение реальной обстановки. Нельзя на вырезанные из фанеры ветки деревьев насадить естественную листву. Но там, где эффект правдоподобия можно создать, ничто не ограничивает нашу изобретательность.

Какой парадокс — колышущееся полотно с грубо нашитыми на него клочьями ваты отлично имитирует гонимые ветром волны; два-три пятна, напоминающих тень листвы,— и вот уже создалось впечатление, что по соседству — дерево, и наоборот, тщательно выложенная каменная стена может выглядеть явно фальшивой, а подлинный античный гобелен окажется менее выразительным, чем его красочная копия на холсте.

Достоверность докораций в телевидении всегда требует большой изобретательности, умения воссоздать самый «дух» действия. Недостаточно одеть актера в подходящий для роли костюм. Не всегда нужно, чтобы этот костюм был «с иголочки». Иногда выгоднее, чтобы он выглядел поношенным. То же происходит и с декорациями.

Все эти эксперименты должны осуществляться так, чтобы они не приковывали внимания зрителя. Слишком часто нам предлагают на веру газеты с наклеенными заголовками и фотографиями, которые не обманут даже ребенка, или рисованное море, которое на протяжении всей сцены так и остается неподвижным фоном.

В редких случаях можно принять неподвижный задник за нормально движущийся объект. Застывшие деревья, фигуры людей поначалу не вызывают подозрений, но вскоре их инертность начинает раздражать, особенно в том случае, ко-

гда звуковое сопровождение подчеркивает движение (например порывы ветра, движение толпы).

Иногда для большего правдоподобия лучше использовать реальные детали, иногда — их имитацию, а иногда и то и другое вместе.

Сцену, место действия которой — деревня, можно сыграть на фоне настоящего дерна, вереска, высоких трав и не бояться даже пристального взгляда зрителя. При съемке общим планом вполне приемлемы травяные маты (соответствующим образом задрапированные и обесцвеченные). Искусственные цветьу и листва (в особенности изготовленные из пластикатов) выглядят живее и убедительнее, чем настоящие ветки и цветы, которые быстро вянут под действием тепла, излучаемого светильниками. А уж лужу с успехом заменит покрытие, отделанное стеклом.

Тюль

Тонкая хлопчатобумажная сетка, называемая тюлем, или маскировочной сеткой, широко применяется в телевидении. Черный или белый тюль с ячейкой диаметром от Vie до Vs дюйма позволяет получить такие сценические эффекты, которые нелегко достигаются другими средствами.

Тюлем пользуются вместо оконного стекла, чтобы придать дальним планам воздушность и перспективу.

Повешенный перед фоном тюль смягчает его контрастность и фактуру. Расписав тюль или прикрепив к нему объемные детали, можно создать впечатление, что предмет висит в воздухе, особенно если он освещается фронтально или силуэтно.

Во избежание чрезмерного поглощения света или затемнения расположенных за ним объектов тюль должен быть хорошо натянут, без видимых зрителю складок.

Циклорама

Старое, всем известное театральное приспособление—■ циклорама — помогает создать иллюзию неограниченного пространства. Ее неглубокая С-образная поверхность — эта клееная фанера или занавес из грубого полотна, холста, тюля или велюра, которые прикрепляются к полукруглой рейке.

Небольшие циклорамы служат задниками за окнами.

Циклорама матово-серой отделки широко применяется » небольших студиях. Ее нейтральный фон позволяет проецировать на нее любую теневую декорацию, а при случае превращать ее в небосвод.

на

Существуют циклорамы с отлично отделанной поверхностью. Ими пользуются постоянно, но при этом приходится строить мизансцены в зависимости от расположения циклорамы. Кроме того, они вызывают резкую реверберацию звука.

Рнс. 8.19.

ЦИКЛОРАМА. Может слиться с полом по кривой совмещения. Если исполь-зозать вогнутую поверхность, незаметно сливающуюся с циклорамой и полом, рисозанные декорации (в особенности в перспективе) кажутся непрерывными. Применяют при вогнутой рамке и нижней подсветке

Движущиеся машины

Там, где действие происходит в «движущейся» машине или экипаже, мы вынуждены каким-то образом донести идею движения до зрителя. Даже в том случае, когда видна только задняя часть кабины, покачивание камеры редко оказывается достаточным.

Мы можем заставить зрителя поверить в то, что экипаж движется, если он видит движение задника (уплывающие вдаль облака) или скользящие по интерьеру тени, отбрасываемые экипажем, вращающиеся колеса, натянутые поводья и т. д. Его убеждают такие признаки движения, как пыль, развевающаяся одежда, покачивание седоков и т. д. Хорошо, если при этом он еще и слышит сопровождающие движение звуки (пыхтенье паровоза, стук колес и т. п.).

Подвижные декорации. Подвижные декорации неоценимы, когда мы хотим создать движение в ограниченном пространстве. Вращающаяся площадка позволяет нам наблюдать объект с различных точек зрения, не прибегая к мучительным перемещениям камеры. Декорации на колесах позволяют передвигать части выгородки или устанавливать их для создания новых композиционных построений. Группы певцов, части оркестра для большего эффекта могут плавно откатываться в сторону. При этом используются самые различные вспомогательные средства — от примитивной буксировки на канате до дистанционно управляемых электрических повозок.

/, ?“!e"“lllii,ajl,LI ^ л»* • Рис. 8.20.

•M ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ. Сле

ва -— пружинящая платформа. В тех

случаях, где нужно показать движе-

* >■ сиас л/'oem йиим y Лл1?лпму и алта»

менее освещенных бокозых частях, а солист изолируется.

Там. где величина экипажа не позволяет установить его иа пружинящую платформу, иа эти платформы помещается фон, который движется, создавая иллюзию движения

экипажа

Для того чтобы придать телевизионной площадке законченный вид, создать впечатление заполненного народом пространства, достаточно нескольких несложных декорационных элементов, иногда двух-трех лишних предметов в углу выгородки. Умелый отбор предметов, а не беспорядочное их нагромождение — вот в чем искусство.

Выгородки, как правило, не перегружаются мебелью, так как нужно оставить пространство для движения актеров и камеры. Чаще бывает наоборот. И тогда, особенно при съемке общим планом, кое-где разбросанная мебель теряется на огромных свободных площадях пола.

Камера, установленная на кране, может вести съемку поверх мебели. Но при работе с камерой на простом штативе всякий раз, когда необходимо продвинуться вглубь для съемки под углом задней части сцены, мы вынуждены заново переставлять декорации на переднем плане.

Заменители

В декорации нельзя использовать только естественные материалы. Они слишком тяжелы, громоздки, непрактичны, а иногда даже опасны. Приходится прибегать- к замените

Оформление декораций

10—190

лям, которые в искусных руках выглядят убедительнее, чем натуральные.

Скалы, пещеры. Строятся из дерева и проволочных каркасов, покрываемых жестким раскрашенным холстом, папье-маше, гипсом.

Горящие бревна. Делаются из проволочных каркасов, покрытых смесью огнеупорной глины с асбестом; «горение» обеспечивается с помощью нескольких замаскированных газовых горелок.

Стекло. Так как стекло неудобно в хранении и транспортировке, его часто заменяют калькой, тюлем или тонким пластиком.

Матовая поверхность пластика, если ее покрыть глазурью, может быть превращена в полупрозрачную. Поэтому пластик используется для имитации декоративных матовых стекол.

Ледяные узоры имитируются росписью по стеклу раствором сернокислого магния в старом пиве.

В тех случаях, где по ходу действия бьют оконные стекла, используют специальное стекло или хрупкий пластик. Гравий. Настоящий гравий хрустит под ногами, поэтому предпочитают пользоваться пробковой стружкой.

Пыль и грязь. Воспроизводят окрашенными опилками, формовочной землей, торфом.

Дождь. Для воссоздания дождя в экстерьере на изображение накладывается кинокольцо. Иногда дождь имитируется разбрызгиванием воды через перфорированные трубки, шланг и даже с помощью лейки. При этом необходимо защитить пол (небольшие брезентовые корыта) и обеспечить сток воды. Иногда обходятся канавками из влагопоглощающих сухих опилок.

Вода. Достаточно пустого водяного бака, дно которого окрашено в черный цвет, стекла, уложенного на черный бархат, — и перед нами наполненный водой резервуар (рябь создается мельканием движущегося источника света).

Мокрая поверхность. На поверхности разбрызгивается глицерин, лак или растворимый в воде клей.

Лед. Это целлофан, а иногда плоское стекло, которое укладывается на ткань, окрашенную в светлый тон.

Снег. Для имитации падающего или лежащего пластами снега пользуются блоками из различных химических соединений с формальдегидом. Конфетти, перья, опилки, резаная бумага, мраморная стружка и т. д. обладают серьезными недостатками. Ни в коем случае не следует пользоваться солью. Она вызывает коррозию.

При совмещении сцен, происходящих в экстерьере, и кинокольца, изображающего снег, получаются достаточно убедительные результаты, однако для ночных сцен эффектнее всего подвижные световые рисунки.

Естественность облика декораций

Новым декорациям всегда в какой-то мере не хватает «обжитости», без которой они выглядят неубедительно-И тогда прибегают к так называемому искусственному изнашиванию декораций — загрязнению и пр. С помощью пульверизатора тонируются те части декорации, где время и употребление оставили бы свои следы — около дверных проемов* в углах и щелях, вблизи печей, на краях картин, у настенной проводки, у дверных ручек. Но стоит чуть переборщить — и декорация выглядит сильно изношенной, обветшалой.

Имитация повреждения декораций

Иногда по сюжету следует, чтобы по ходу действия декорация была повреждена. Это можно осуществить несколькими способами: показом всех последовательных этапов

повреждения на кинопленке, дублированием декораций — неповрежденных и поврежденных — или просто повреждением, их во время действия.

Для большей убедительности процесс разрушения сопровождается соответствующими эффектами (пылью, огнем, дымом и т. д.).

Стихийное бедствие (крушение, землетрясение, обстрел* бомбежка, пожар и т. д.).

Предварительно намеченные и тщательно замаскированные куски декораций в нужный момент выпадают из выгородки.

Части декораций, которые должны обрушиться на актеров, делаются из бальзы, пробки, обшитых холстом проволочных каркасов, картона и т. д. Подвешенные или балансируемые обломки (балки, пыль и т. д.) по сигналу вводятся; или выводятся из кадра.

Следы разрушений

После пожара. Разводы двух тонов наносятся на потускневшие, потерявшие первоначальный цвет стены. При освещении1 одним светом стена выглядит совершенно однородной, но ее вид резко меняется при освещении светом другого цвета или смене цветофильтра в камере (см. эффект Самойлова).

После наводнения. Используется тот же метод обесцвечивания. Отставшие от стены обои предварительно разрываются на куски, а затем крепятся к стене нитками или тесьмой. Удалите нити, обои отвалятся.

14 Г

Мебель

Обстановка, которая должна разрушиться, может быть заранее повреждена, а затем сшита, частично заклеена или обвязана. Предметы, сделанные из бальзы, -папье-маше, не опасны актеру.

Что видит зритель

Красочная декорация, завоевавшая сердца работников студии, чаще всего теряет свою выразительность при монохромном воспроизведении. Об этом нередко забывают. Три кита монохромного изображения — это композиционная линия, баланс полутонов, тональные переходы. В основе же цветного телевидения — гармония цвета, цветовой баланс и цветовые ассоциации. Все то, что великолепно смотрится в цветном телевидении, может оказаться совершенно бессмысленным на черно-белом экране.

То же может случиться, когда выгородки решаются с точки зрения общего эффекта, без учета всех возможных планов съемки: и тут все, что казалось таким эффектным при съемке общим планом, теряет всякую выразительность при переходе к более крупному плану.

Значение тонов

Резкие контрасты тонов улучшают изображение на общем плане, но та же резкая контрастность тонов на крупном плане при панорамировании или переключении с одной камеры на другую приводит к визуальному хаосу. Изображения окажутся не согласованными друг с другом.

Лучше всего это видно, когда резким движением камеры мы от чистого неба переходим к поверхности земли. Она выглядит темной, невыразительной массой, так как освещение было рассчитано на ясное небо. Если мы впадем в другую крайность, то обнаружим, что при недостаточной контрастности тона объекта сольются с фоном. Все это необходимо помнить и координировать работу над декорациями, освещением, гримом и подбором костюмов.

Деталировка поверхности

Унылая монотонность ничем не украшенной стены мала привлекательна. Затемнение или подсветка могут улучшить ее вид. Кроме того, при съемке на фоне однотонной стены отчетливо проявляются недостатки передающей трубки. Так, броские детали отвлекают внимание, создают нежелательное сплетение композиционных линий. Напротив, слишком мелкие детали не только теряются при неточной фокусировке,

ко могут превратиться в расплывчатое тональное пятно совершенно противоположного значения. Четкие полосы черного и белого превращаются при фокусировке в невыразительный серый фон.

Этот эффект проявляется резче, когда движения актеров на таком фоне лишены плавности.

Близко расположенные горизонтальные полосы — это проклятье телевизионных передач. То ли из-за этих полос, то ли из-за. мелкого рисунка, но возникает столь яростное биение строк, что внимание зрителя уже ничто другое привлечь не может.

Отделка поверхности

Там, где требуется воспроизвести полный диапазон контрастности, яркие поверхности, какого бы размера они ни были, — бич для видеоканала.

Меняющаяся яркость изображения, мешающие тени, подавление светлых тонов — вот характерные искажения. Поэтому поверхности с большим коэффициентом отражения (особенно если это искривленные поверхности) ставят перед нами целый ряд проблем.

Большинство художников-декораторов по возможности остерегается применять материалы с большим коэффициентом отражения. Небольшое сияние, бесспорно, может оживить декорацию, но грань между привлекательным сиянием и досадным блеском, увы, трудноуловима. Не удивительно, что декораторы вынуждены отказываться от стекла в картинах и окнах, от полированной мебели и имитировать блики с помощью сухой кисти. И вместе с тем, когда позволяет освещение и мастерство оператора, декоратор с успехом вводит натертый до зеркального блеска пол, обтянутые фольгой стены и т. п. Если поверхность все-таки вызывает досадный блеск, мы в некоторых случаях можем устранить его, изменив угол наклона декорации или угол съемки. Иногда достаточно обить поверхность каким-нибудь материалом или окрасить ее, хотя при этом может полностью исказиться ее фактура, ее вид. В подобных случаях используют мастику для полирования бумаги и дерева, блестящую краску, пластики, шпаклевку, пластилин для небольших стеклянных и металлических поверхностей, политуру для светлых поверхностей, которые трудно поддаются обработке, воск твердый Или жидкий для металла, стекла, дерева и т. д.

В тех местах, где выгородка переосвещена, первое побуждение— приглушить падающий на нее свет. Это не всегда лучший выход из положения, так как соседние поверхности лишаются необходимого освещения. Проще всего слегка обрызгать переосвещенную поверхность черной гуашью. В уме

лых руках такая операция дает отличные результаты. Но и этим не нужно увлекаться. Ведь так легко загрязнить и •обесцветить поверхность, испортить ее рисунок. Подобным же образом, покрывая белой гуашью, можно осветлить затемненные поверхности.

Как правило, на телевидении избегают переосвещенных поверхностей. Любой белый предмет или костюм, или реквизит в действительности не должен быть чисто белым. •Скатерти, простыни, бумага, фарфор, драпировки и т. д. должны быть светло-синими, зеленоватыми, сероватыми или желтоватыми. Книги и газеты должны окрашиваться в более темный тон. При умелом сочетании эти не совсем белые предметы на экране будут выглядеть чисто белыми, и мы .избавим изображение от всех недостатков, которые были 6bi неизбежны при более светлых тонах. Но и здесь не следует увлекаться. Иначе зритель увидит актера в грязной рубашке, читающего серую газету!



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн