ГРИМ В ТЕЛЕВИДЕНИИ


ГРИМ В ТЕЛЕВИДЕНИИ

Различают три основных типа грима: обычный, корректировочный и характерный.

Обычный грим

Его назначение, ничего не меняя в облике актера, так распределить светотень на лице, чтобы добиться в изображении нужного баланса тонов и сгладить недостатки лица: завуалировать пятна на коже, блеск лба, исправить линию бровей, убрать синеву свежевыбритого подбородка, тени вокруг глубоко посаженных глаз и т. д.

Корректировочный грим

Употребляется для того, чтобы скрыть недостатки лица, выгодно подчеркнуть его привлекательные стороны. Иногда для этого достаточно лишь изменить очертания глаз, линию губ, носа, иногда же приходится прибегать к наклейкам, подтягиванию складок кожи, парику.

Характерный грим

Используется для того, чтобы выявить специфические черты образа, создать типаж.

Меняя контуры лица, его овал, прическу, можно преобразить актера до неузнаваемости. Но не всегда следует прибегать к кардинальной трансформации: опустите уголки губ, распушите брови, подтяните щеки — и внешний рисунок образа готов.

Специфика телевизионного грима

Техника грима в телевидении отличается от техники грима в кино лишь тем, что непрерывность телевизионной передачи не позволяет вносить улучшения в грим или менять его по ходу действия. Приемы же театрального грима при съемке камерой резко обнажаются и кажутся слишком обобщенными и грубыми. Поэтому к ним прибегают только в стилизованных постановках, где нет необходимости во внешнем правдоподобии, например при съемке цирковых представлений.

Способы наложения грима на разных телевизионных студиях могут отличаться в деталях, но в главном они совпадают.

Еще во время репетиции художник-гример проверяет, как выглядит на мониторе пробный грим, и отмечает, какие именно изменения следует в него внести. Свои замечания он передает гримерам, которые обрабатывают актеров. В большинстве случаев процесс нанесения грима занимает от 6 до 20 мин. Через несколько часов грим обычно растекается под действием тепла осветительных приборов или впитывается кожей. Тогда приходится наносить свежий грим или подновлять старый.

Как правило, актеры гримируются в соседней комнате. Но часто «чудеса превращений» свершаются прямо в студии, в суматохе постановки. Разумный режиссер прибегает к этому лишь в самых крайних случаях.

При киносъемках грим подбирается для каждого отдельного плана или сцены. Непрерывность телевизионной передачи лишает нас этой возможности. В идеале общий план требует более четкой, броской трактовки грима, чем крупный план (подобная закономерность наблюдается и в технике освещения). Отсюда, казалось бы, возникает необходимость при смене планов непременно изменять грим. Но в повседневной практике, когда актер долгое время находится в кадре, приходится мириться с проступившими на лице капельками пота и с растрепавшимися волосами.

Выбор грима диктуется не только художественными соображениями, но зависит и от чисто технических факторов:

интенсивности освещения, светового баланса, направления света ц т. д.;

декораций, соотношения контрастности лица и фона;

регулировки видеосигнала, освещенности изображения на фотокатоде трубки, коэффициента контрастности, уровня черного, спектральной характеристики трубки и т. д.;

характера костюмов, соотношения контрастности лица

актера и костюма.

- Вот почему иногда возникает необходимость менять грим актера в разных о|енах одной и той же постановки.

Основы техники грима

Грим и освещение должны дополнять друг друга. В ряде случаев недостаток одного можно компенсировать усилением другого, например высветлив гримом глазные впадины, мы устраним на лице тени от высоко расположенных светильников.

По мере передвижения объекта эффект освещения меняется, тогда как эффект грима остается неизменным. Это важно учитывать при выборе характера грима. С помощью грима получают необходимый эффект во многих случаях:

когда тональные изменения охватывают большие участки— высветление всего лица;

когда они охватывают локальные участки — затемнение части лба;

когда необходимо создать переход одного тонального

участка в другой;

когда подчеркивается одна деталь — например квадратный подбородок;

когда обрисовываются или изменяются контуры (заново

созданные поверхности).

Большинство законов грима сродни законам графического и пластических искусств. Светлые локальные пятна как бы увеличивают размеры и рельефность участка, тогда как темные уменьшают его размер и сглаживают моделировку. Поэтому, умело высветлив или затемнив участки лица, мы изменяем его рельеф и пропорции.

Мы можем сгладить или подчеркнуть уже существующую моделировку или имитировать ее там, где ее не было, не забывая, однако, при этом, что такой обман не выдерживает пристального разглядывания.

Общий тон служит своего рода грунтовкой, которая сглаживает пятнистость и другие недостатки кожи, а там, где это необходимо, маскирует естественную линию губ, бровей, висков для того, чтобы можно было нанести новые, совершенно другого рисунка.

Моделировка поверхности (пластический грим)

Когда возникает необходимость с помощью грима изменить рельеф лица, обычно прибегают к двум способам:

а") обработке лица косметическими средствами;

б) объемно-скульптурной деформации лица при помощи наклеек, налепок и других пластических деталей.

Шрамы, рубцы и т. п. имитируются с помощью коллодия. Коллодий (густой клейкий раствор клетчатки в смеси спирта и эфира) безболезненно стягивает кожу. Если он все же вызывает раздражение на коже, прибегают к быстро сохнущим жидким пластикам. В известных пределах для этого используют и рыбью кожицу. Нужные участки лица обрисовываются и затем подтягиваются пластырем из рыбьей кожи с сан-дарачным лаком. Так изменяют разрез глаз (например, когда требуется сделать их раскосыми), маскируют дряблость кожи.

Новые контуры поверхности можно создать несколькими способами:

а) пластическими деталями из воска и пластилина;

б) латексными растворами на резиновой основе, мягким коллодием на касторовом масле, эфире, спирте или различными равноценными пластическими заменителями.

Если нужно создать выпуклость, подкладывают подушечки из ваты или губки, а затем производят соответствующую отделку поверхности. Так как грунтовка плохо удерживается на такой поверхности, обычно наносится пластическая основа, которая одновременно предохраняет кожу от раздражения. Так моделируются носы, мешки под глазами, родинки, раны и т. п.

Для кардинальных трансформаций прикрепляются частичные или полные маски, которые специально отливаются. Маски могут сделать все — от двойных подбородков до гротесковых искажений лица. Их преимущество не только в том, что они позволяют резко менять внешность актера, но и в том, что они могут быть приготовлены заранее, быстро и легко закреплены.



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн