ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СТУДИЯ


ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СТУДИЯ

В настоящее время существуют самые различные телевизионные студии, начиная от маленьких провинциальных с единственным кинопроектором и одним рабочим каналом и кончая гигантскими телецентрами, оснащенными новейшим техническим оборудованием. Но всем им присуще то, что отличает телевизионное производство, — атмосфера творческой напряженности, захватывающая в равной мере как актеров, так и технический персонал, работающих с сознанием, что все передаваемое камерой или микрофоном в то же мгновение воспринимается зрителем.

Мы постоянно должны помнить об этой напряженности— своеобразной атмосфере телевизионного производства.

В этой книге мы будем говорить о теоретических возможностях телевидения. Но только научившись соотносить теорию с практикой телевизионного производства, где властвует неумолимый закон — сиюминутность передачи, можно создавать программы, полностью реализующие эти почти безграничные возможности.

Перенесемся мысленно в обычную большую телевизионную студию. Световое табло предупреждает о том, что идет репетиция с передачей по замкнутому каналу, т. е. без выхода в эфир. Все студийное оборудование в действии, но его выходные сигналы контролируются только на местных приборах. А когда наступит час передачи, изображение и звук будут переданы в центральную аппаратную, а оттуда — к передатчикам.

Мы видим разбросанные по студии декорации: трех

стенные комнаты, часть уличной стены, а может быть, даже целый летний сад. Великолепие и красочность этих декораций — первое, что поразит нас, затем бросятся в глаза бесчисленные источники света — расставленные на полу, просто прислоненные к стенам, подвешенные . . . Трудно поверить, что каждый из них тщательно установлен и направлен именно под тем углом, который лучше всего соответствует условиям предстоящей съемки.

Несмотря на небольшие размеры студии и множество работающих в ней людей, здесь царит тишина — реверберация незначительна: специально обработанные стены поглощают звук. Допустим, что действие происходит в загородном доме. Микрофон на конце телескопической стрелы микрофонного журавля неотступно следует за актерами, действующими в «комнате». Камера беззвучно перемещается по специально выровненному полу — малейшая неровность вызвала бы подскоки изображения. Длинный кабель, как змея, извивается за камерой и тянется к штекерному гнезду в стене студии. Операторы, работающие с камерами, микрофонами и вспомогательной аппаратурой, «вооружены» наушниками. Это позволяет режиссеру и видеоинженеру координировать деятельность всего персонала.

Окна «загородного дома» выходят в «залитый солнцем сад». Из расположенного поблизости динамика доносится нежное «пение птиц». Оператор звуковых эффектов имитирует сигнал подъезжающей машины, и по знаку помощника режиссера только что прибывший актер входит в «сад». Как только он появляется в кадре, актеры, находившиеся в «комнате», идут ему навстречу. Камеры, за которыми мы наблюдаем, быстро отводятся к следующей выгородке, а передачу из «сада» продолжают теперь другие камеры и другой микрофон.

«Остановитесь, пожалуйста», — раздается голос режиссера, и действие замирает. Режиссер из контрольной аппаратной объясняет, как небольшое изменение мизансцены позволит создать более выразительный кадр. Актеры выполняют его указания, режиссер удовлетворен изменением, и на полу мелом размечаются новые направляющие линии. Через переговорную сеть режиссер спрашивает одного из операторов, достаточно ли места для перемещения камеры. Оператор, покачав камерой, самим изображением отвечает «да» или «нет», а в это время вторая камера панорамирует, чтобы показать режиссеру, как установлена первая. Такой контроль позволяет режиссеру на расстоянии решать задачи размещения оборудования и соответственно направлять движение камер.

Помощник режиссера, получив по переговорнику команду шефа продолжать репетицию, подает сигнал прекратить разговоры и начать действие. Помощник режиссера — его связной. Он следит за установкой декораций, ходом действия и игрой актеров. Но вот все проверено. Действие возобновляется, словно никакие осложнения его и не прерывали. Репетиция продолжается.

Режиссерская аппаратная

Каким должно быть устройство контрольной аппаратной, — вопрос спорный. На некоторых студиях все оборудование и обслуживающий персонал размещаются в одном большом помещении. Считается, что это экономично и облегчает совместную работу. Но в такой аппаратной сотрудники неизбежно мешают друг другу, и некоторые телецентры предпочитают изолированные комнаты — режиссерскую аппаратную, техническую аппаратную и звукорежиссерскую аппаратную.

Из окна режиссерской аппаратной мы видим расположенную внизу студию. Первое, что бросается в глаза в любой контрольной аппаратной, — целый ряд видеоконтрольных устройств, мониторов. Их просмотровые экраны непрерывно показывают то, что передают три, а иногда большее число студийных камер или источников видеосигнала. Любой план, как только он появится на контрольном мониторе, можно включать кнопкой или микшировать наплывом в передающий канал.

Представим, что перед видеоконтрольным устройством сидят режиссер и его ассистент. Через микрофон, расположенный на пульте, они инструктируют персонал, руководят перемещением всех работников и предупреждают их о следующем действии. Режиссер может и сам управлять кнопками и микшерами переключения видеосигналов, но на большинстве телецентров считают, что он и так слишком перегружен многочисленными обязанностями, и поручают эту работу ассистенту или технику.

Группу технических специалистов, ведущих программу, возглавляет видеоинженер. Поскольку он является также и техническим советником режиссера, в его обязанности может входить: управление камерами (непосредственная помощь при их расстановке и эксплуатации), микширование и переключение видеосигналов. Но главная функция видеоинженера— наблюдение за технической стороной производства.

Другие специалисты отвечают за порученные им участки производства:

шеф-осветитель планирует, размещает и контролирует освещение;

художник-декоратор осуществляет оформление сценической площадки;

художник-гример решает грим актеров.

Технический и творческий персонал любой студии многочислен и разнообразен. Это целая армия, состоящая из продюсеров, ассистентов режиссеров, администраторов, костюмеров и т. д.

Техническая аппаратная

Каждая телевизионная камера требует большого количества вспомогательного оборудования. Необходимо постоянно обеспечивать питание и импульсы различной формы, усиливать и корректировать видеосигналы от камеры. Все это осуществляется на контрольном блоке управления камерой, к которому последняя подключена двусторонним многожильным кабелем. После электронной регулировки изображение поступает на пульт управления, где его могут отобрать для передачи в эфир.

Над каждым блоком управления камерой помещена трубка видеоконтрольного устройства, фиксирующая изображение. Вот здесь-то техник (видеооператор) и следит за качеством изображения.

На соседних, более мелких экранах видны постоянно меняющиеся кривые видеосигналбв — электрических сигналов, образующих телевизионное изображение.

На многих телецентрах только один видеооператор наблюдает за работой электронного оборудования двух каналов. Даже при быстром темпе передачи это позволяет ему корректировать качество сигнала и изображения каждой камеры заранее, до того, как изображение пойдет в эфир. Впрочем, при переключении сигналов от разных камер возможны ошибки в согласовании качественных параметров этих сигналов.

Попытки поручить одному видеооператору контролировать видеосигналы всех камер на одном центральном пульте управления не увенчались успехом: когда происходит быстрая смена планов, видеооператор, занятый передаваемым в данный момент изображением, не в состоянии скорректировать изображения других камер на оптимальное качество.

Очень важно обеспечить тесный контакт в работе контрольного видеооператора и шефа-осветителя. Эта задача значительно облегчается, если установить пульт управления освещением рядом с контрольным пультом управления видеосигналом.

Звукорежиссерская аппаратная

По соседству с режиссерской аппаратной располагается звукорежиссерская аппаратная (оба помещения соединены смотровым окном). Здесь за большим контрольным пультом управления звуком звукорежиссер щя звукооператор внимательно следит за показаниями стрелки индикатора громкости и за изображением на мониторе. Регулируя громкость и характер звукового сопровождения так, чтобы оно соответствовало изображению, он вместе с тем через собственную переговорную сеть осуществляет руководство подчиненным ему персоналом. Так, звукорежиссер своевременно предупреждает операторов, работающих с микрофоном, чтобы журавли не попали в кадр, не бросали заметных теней и т. п. Он же добивается соответствия звуковой перспективы передаваемому изображению.

Рядом со звукооператором находится техник, работающий с несколькими магнитофонами, которые обеспечивают различные звуковые эффекты.

Магнитофоны, стойки с усилителями, станки для склеивания пленки и блок электронной реверберации дополняют комплект аппаратуры.

Такова описанная вкратце арена телевизионного производства. По существу она одинакова всюду. Различны лишь детали.

Познакомимся теперь поближе с основой основ телевидения— с телевизионным изображением и способом его получения.



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн