ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ


ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Самый факт передачи изображения на расстояние уже ни для кого не является чудом. Теперь волнует другой вопрос: как получить более совершенное изображение? Безусловно, возможности еще далеко не все исчерпаны.

Идеальное и доступное!

Можно добиться большей четкости изображения (за счет увеличения количества строк), более естественного цвета, большего диапазона изменений яркости, стереоскопичности изображения и стереофоничности звука. Но если даже предположить, что желательны именно эти и только эти усовершенствования, то и тогда приходится помнить, что, к сожалению, технологические и экономические ограничения так или иначе тормозят их реализацию.

Необходимо иметь в виду, что вынужденные упрощать представление о мире, сводя его воспроизведение к небольшому плоскому черно-белому изображению, мы отражаем действительность лишь в общих ее чертах. В дальнейшем мы \видим, что требуется большое искусство, чтобы использовать телевидение для интерпретации реальной действительности.

Что же такое телевидение?

Непосвященным техника телевидения кажется необычайно сложной. В действительности она основана на очень

простых принципах. Отраженные от снимаемого объекта лучи фокусируются на светочувствительной поверхности передающей трубки. Светочувствительная поверхность состоит из множества отдельных точек (элементов). Каждый элемент заряжается электрическим зарядом, величина которого зависит от интенсивности падающего на него света. Поэтому на светочувствительной поверхности — фотокатоде — образуется электрический рисунок, в котором заряд каждого элемента в каждой точке пропорционален распределению света и тени в передаваемом объекте.

Электронная пушка в передающей трубке излучает непрерывный поток электрических частиц (электронов). Этот тон-| кий точечный безынерционный «искатель» обегает электри-^ ческий рисунок на фотокатоде. «Считывая» рисунок строчка ’ за строчкой, электронный луч разряжает на своем пути каждый элемент изображения, вызывая изменяющийся по величине электрический ток, который, в свою очередь, пропорционален электрическим зарядам элементов, а следовательно, и распределению светотеней на передаваемом объекте.

Этот ток, называемый видеосигналом или сигналом изображения, усиливается и подается, как мы видели, на пульт управления.

По мере того, как каждый элемент отдает содержащуюся в нем информацию сканирующему лучу, он становится «совершенно чистым» и поэтому может снова заряжаться под воздействием вновь спроецированного на него изображения. Этот непрерывный процесс образования и считывания зарядов протекает достаточно быстро. Полное изображение, или кадр, развертывается двадцать пять или тридцать раз в секунду, причем число горизонтальных линий, или строк, зависит от принятого стандарта, т. е. может быть 405, 525, 625 или 819*. Наш глаз не успевает следить за быстрыми движениями электронного луча, и в результате мы видим лишь прямоугольник, состоящий из тонких горизонтальных линий.

Чтобы уменьшить мелькание, луч сначала считывает нечетные строки (нечетное поле) изображения (т. е. строки 1, 3, 5 . . .), а затем возвращается и считывает строки, расположенные между ними (т. е. строки 2, 4, 6 . . ^.Чересстрочное разложение изображения позволяет более эффективно использовать эфир, размещать в любом диапазоне частот большее количество передающих станций.

Обратное преобразование видеосигнала в изображение — также сравнительно простой процесс. На внутреннюю по

* В СССР и большинстве европейских стран — 625. (Прим, ред.)

верхность приемной телевизионной трубки — экрана кинескопа — наносится покрытие из люминофора, который обладает свойством светиться под воздействием падающих на него электронов. Электронная пушка в приемной трубке (подобно пушке в передающей трубке) испускает поток электронов, который перемещается по покрытому люминофором экрану

СИГНАЛ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Объектив камеры 1 фокусирует сцену иа светочувствительную поверхность передающей трубки 2, где образуется соответствующий рисунок из электрических зарядов, который последовательно разлагается электронным лучом на строки. Те изменения потенциала, которые «видит» иа фотокатоде сканирующий луч, преобразуются в непрерывный электрический видеосигнал. Чем ярче деталь, тем больше видеосигнал в дайной точке.

Рис. 2.1. п. 2.

Слева — характерная строка разлагаемого изображения. Справа — видеосигнал, соответствующий этой строке.

строка за строкой, синхронно со считывающим лучом в сту-дийной камере. Горизонтальные и вертикальные синхронизирующие импульсы обеспечивают синхронность начала дви

жения соответствующих лучей. По мере того как сканируется луч в приемной трубке, последовательно возбуждается каждая точка люминофора. Электронный луч постоянной интенсивности прочертит на экране белый прямоугольник (растр) из тонких горизонтальных линий. Но если интенсивность (ток) луча изменяется, то соответственно будет изменяться и яркость светового пятна на экране. Таким образом, используя видеосигнал для управления током луча в самом кинескопе, можно на экране кинескопа воспроизвести световой рисунок, соответствующий по распределению света передаваемой сцене.

Рис. 2.2.

ЯРКОСТЬ СЦЕНЫ. Если cDe-анюю яркость одной и той же едены регулировать. изменяя освещение диафрагмой объектива или сменой светофильтра. то средний уровень видеосигнала будет соответственно меняться. Показаны видеосигналы, соответствующие яркой сцене (сверху), сцене средней яркости (в середине) и темной сцене (внизу)

Рис. 2.3.

КОМПОНЕНТЫ ВИДЕОСИГНАЛА: i — максимальное значение уровня белого (пнк модуляции); 2— максимальное значение уровня черного; 3 — передняя площадка гасящего импульса; 4 — строчный синхронизирующий импульс; 5 — задняя площадка гасящего импульса; 6 — опорный уровень белого; 7 —опорный уровень черного; 3 — пьедестал; 9 — уровень гасящих импульсов; 10— уровень синхронизирующих импульсов

Полученное изображение быстро затухает и заменяется новым, но скорость непрерывно движущегося развертывающего луча настолько велика, что глаз не фиксирует его, и мы видим цельное, ясное, немелькающее изображение.

Таблица 2.1

Международные телевизионные стандарты

Число строк в системе

(Англия)

(США)

(Европа)

(Франция)

Число строк, наблюдаемое на

изображении (остальные пропадают в период гашения

луча)

483—499

563—587

Число кадров в секунду

Число полей в секунду

Строчная частота, кгц

10,125

15,75

15,625

20,475

Полоса частот сигнала изображения, мгц/сек

10,4

Полярность модуляции

Положит.

Отриц-

Отриц.

Положит.

Модуляция сигнала звукового сопровождения

Формат кадра

4: 3

4 = 3

4 : 3

Отношение числа полей к числу кадров

2: 1



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн