ГРАФИКА, ЗАСТАВКИ, ТИТРЫ


ГРАФИКА, ЗАСТАВКИ, ТИТРЫ

Графика — будь то надпись, иллюстрация, диаграмма или рисунок — непременный компонент каждой программы.

Надписи

Хорошая надпись привлекает внимание, поясняет смысл и возбуждает интерес зрителя. Она не должна быть загадочной, превращаться в орнамент, однако ее нельзя лишать индивидуальности. Хорошая надпись компактна, но не сжата.

Шрифт уже сам по себе создает настроение. Строгая надпись, соответствующая официальной беседе, оказалась бы совершенно неуместной на веселом водевильном заднике.

Надписи, выполненные в пропорции 4:3, правильнее всего заполняют экран. Чаще используются заголовки размером 12X9 дюймов, хотя в некоторых случаях размер варьируется в зависимости от характера изображения. Обычно рекомендуется минимальный размер шрифта выбирать в пределах 1/10—1/25 высоты изображения. Возможен н еще более мелкий шрифт (даже до 1/60 вертикального размера кадра), но при этом его впечатляющая сила пропадает.

Надписи-разъяснения

Костюм, архитектурные детали, декорации и т. д. позволяют зрителю мгновенно понять время и место действия. Когда же такие зрительные подсказки отсутствуют или недостаточно отчетливы, без короткой разъяснительной надписи не обойтись.

IEa^er)

infer m<a

FORMAL

TITLING

PLAIN

TITLIN6

Стиль надписи можно варьировать в зависимости от вазиаиения

PAlilS

AUGUST 1796

>■

Рис. 19.2.

Надписи на экране поясняют событие, но есть надписи... и надписи. Вот перед нами надпись; «Париж, август 1798». Она понятна лишь тем, у кого она вызывает конкретные исторические ассоциации, и лишь тогда несет глубокий смысл, А вот заставка с излишней информацией, повторяющей один и тот же смысл дважды, — «Париж* и Эйфелева башня. И, наконец, третья заставка, которая все рассказывает, не акцентируя очевидное, оставляя нам возможность домыслить и испытать от

этого удовольствие

Надписи-рассказы. Старинная практика кино — предварять повествование предисловием, напечатанной преамбулой — изживается с трудом и до сих пор время от времени проявляется, не вызывая, впрочем, никакого энтузиазма у зрителей. Там, где без таких разъяснительных вступлений не обойтись, предпочтительнее, чтобы это были комментарии за кадром, диалог или какой-нибудь другой, более оригинальный способ. Титры. Объяснительные субтитры позволяют ввести дополнительную информацию, не прерывая плавного течения изобрази

‘КОМПОЗИЦИЯ НАДПИСЕЙ В КАДРЕ

жения. Накладывая эти титры (совмещением или с помощью электронной вставки), нужно выбрать такой участок кадра, который мог бы служить фоном. При этом важно следить, чтобы титры не нарушали общей композиции изображения. Диаграммы. Хорошая диаграмма заменяет детальное описание, проясняет то, что казалось непонятным, делает информацию наглядной, устанавливает соотношения, пропорции.

Иногда диаграмма сама по себе вызывает интерес зрителя, даже если он не понимает ее смысла. И тут следует избегать другой крайности; в наших попытках сделать диаграмму доступной всеобщему пониманию мы можем упростить ее до того, что она потеряет всякий смысл.

Репродукции. Используем ли мы их в качестве обычной иллюстрации, или для того, чтобы расширить нашу информацию о предмете или событии, или чтобы ввести в действие планы, недоступные студийной камере, — роль репродукций в телевидении огромна.

Многие программы целиком построены на репродукциях, — начиная от детских сказок и кончая лекциями по искусству и науке. Однако фотографии объемных предметов требуют особо искусного подхода. Панорамирование или наезды могут разрушить иллюзию трехмерности. Плоский характер фотографии становится очевидным, так как мы не увидим ни параллактического движения, ни пропорциональных изменений размеров, и, что хуже всего, — передача в целом может превратиться в плохо замаскированную серию аллоскопных картинок.

Типы надписей

Неподвижные надписи

Шрифт. Это — тоже одно из средств выразительности. Надписи могут быть:

напечатанными или написанными от руки; имитирующими скульптурный рельеф; теневыми, силуэтными, отраженными, вырезанными на трафарете;

объемными или плоскими, сделанными из прозрачных, полупрозрачных материалов, дерева, пластикатов, проволоки, веревки ... и даже зубной пасты;

мозаичными, выложенными из прутьев, гальки, кубиков, гвоздей и т. п.;

вычерченными на снегу, на песке и т. и.

Можно иметь коллекцию заранее изготовленных букв. И тогда мы быстро и без особого труда получим нужную надпись. Но надписи —это искусство. И если шрифты в нашей

коллекций сделаны недостаточно хорошо, зритель увидит скучные безжизненные здетзвки*

Надпись и фон. Фон для надписей может быть самый разнообразный:

Надписи н фон могут комбинироваться самыми разнообразными способами

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ УСТАНОВКИ НАДПИСЕЙ. Можно установить щит с надписью на полке, наклон которой регулируется (увы, она пригодна только для небольших надписей); или же в ящик с пазами, величина которых тоже регулируется. Этот ящик предназначен для целой серии следующих друг за другом надписей. И, наконец., надписи устанавливаются на мольберте с ремнями, которые висят сзади и подгоняются для надписей любых размеров. При этом каждый размер требует индивидуальной подгонки

гладкий, ровный, однотонный;

поверхность фона может быть фактурной — дерево, кирпич, гофрированная или рельефная бумага, стекло; ткани — шелк, набивная ткань, обои; листва;

наконец, само изображение: студийная декорация, предметы-символы, водная рябь, плывущие облака и т. п.

Заставки в выгородках

Надписи (заставки) обладают особой привлекательностью, когда они вводятся как составная часть выгородки. Это могут быть чертежи, карты, висящие на стене или проецируемые. Их можно ввести как естественные детали—'Заглавия книг, стоящих на полке, иллюстрации, ярлыки на чемодане, афиши, знаки уличного движения или рисунки мелом на плитах тротуара и т. д. Их можно прикалывать к мебели, одежде, смотря по обстоятельствам.

К счастью, зрители воспринимают эти нестандартные методы введения информации как нечто само собой разумеющееся при условии, что они не кажутся случайными и не отвлекают их внимания.

Динамические надписи

Движение всегда привлекательно. Оно делает надпись живой, пробуждает к ней интерес. Создать движение можно просто переключением или совмещением различных надписей, или панорамированием, или наездом камеры. Умелое использование всех этих приемов дает удивительные по своей выразительности и убедительности результаты. Но и они не исчерпывают всего разнообразия возможностей.

Существуют еще наплывы, вытеснения, рябь, надписи, рождающиеся на глазах зрителя, строки, возникающие из снега, дождя, и, наконец, надписи из танцующих, вертящихся букв и даже языков пламени. Но и это еще не все! Тут нет «редела изобретательности.

Рассмотрим чаще всего встречающиеся приемы создания

динамичных надписей.

«Барабан». В каждой студии есть устройство для протягивания надписей. Оно может быть самой разнообразной конструкции— от жалкого ручного барабана до ультрасовременного робота.

Протягиваемые надписи. Они дают нам непрерывный поток информации. Но поскольку длительное их использование утомляет своей монотонностью, для разнообразия вводят так называемое «скольжение строк».

Скольжение строк помогает преодолеть ощущение визуальных ограничений. Становится ли оно чисто декоративным

элементом или способом подачи надписи, скольжение строк так или иначе повышает интерес зрителей, в особенности если оно сопровождается сменой тона и формы.

Перекидные щиты могут обеспечить резкую смену изображения, адекватную переключению. При этом для всей серии надписей достаточно одной камеры.

Трафареты (прорезные надписи) — надписи, в которых буквы вырезаны, как это обычно делается в трафаретах . Это один из наиболее распространенных способов оживления надписей.

Рис. 19.6.

Надпись может быть выполнена в виде объемной модели, которая возникает на экране по мере того, как камера движется мимо составляющих ее элементов

Рис. 19.7. п. I.

«Слева — кассеты с надписями сменяются, создавая впечатление вытеснения. В центре — вращающиеся блоки. Справа — лента с надписью на вращающемся блоке может двигаться по вертикали или в зависимости от положения камеры

Рис. 19.7. и. 2.

*Слева — поворотный iroyr, Слева в центре — вращающиеся планки-строки. В центре справа — барабаны. Справа — надпись движется вокруг рисунка, расположенного в центре кадра. Это осуществляется совмещением

LETTEBS-

V- ■

Рис. 19.7. n. 3.

Мы можем установить надпись на барабане (слева) или сделать ее частью небольшой декорации (справа)

ROLL** УЛ

*APT»0N4 ^

:'рейм»У

: CDMTiMOM. :

I MOVlNQ I 1Р|ГбЙМАИвв

'mix-

A'oocp,

I ЯОНЕИ

INTEREST

thbowVh

? CAPTIONS-

j PtHMIl

MOVEMENT

т**и

RQUE.R/

CAfTipHf

¥AYV

Рис. 19.8. о. 1.

Слева — протягиваемые надписи. Слева в центре— скольжение строк. Справа в центре — вариант протягиваемых надписей. Справа — декоративная маска, сквозь которую протягивается заголовок

Сквозь прорези букв на трафарете может просвечивать движущийся фон. Он бывает весьма разнообразным и по фактуре и по рисунку, например вращающийся диск из полосатого картона, рифленого стекла. Фон может быть и многослойным, состоящим из тисненого шелка, проволочной сетки и специально обработанных фотопластинок.

Рис. 19.9. п. 1.

ПЕРЕКИДНЫЕ ЩИТЫ. Слева — в форме книги на соединительных кольцах; вариан-том ее является перекидная книга с металлической скрепкой, которая облегчает, перелистывание страниц. Слева в центре — двусторонний щит иа горизонтальном стержне. Справа в центре — аналогичное устройство на вертикальном стержне. Справе — вращающийся щит

Рис. 19.9, п,- 2.

Слева — щиты, которые переворачиваются каждый в отдельности или все сразу, чтобы показать новую надпись или фон. Справа —еще один вариант: надпись просматривается через прорези в скользящем щите. Ои смещается вниз, закрывая первую надпись и открывая вторую

Рис. 19.9. п. 3.

ЗАСЛОНКИ. Слева — верхний заголовок смещается, как при вытеснении, чтобы открыть следующий. В центре— один (белый) ряд щитков движется за другим (черным), закрывая первую надпись в раскрывая следующую, как при наплыве. Справа — разрезной вращающийся щит исчезает в щели нижнего щита, открывая следующую

надпись

Рис. 19.9. в. 4.

Слева — щит раздвигается, и возникает новая надпись. В центре слева — щит раскрывается. В центре справа — бумажный щит скатывается в рулой, открывая новую информацию. Справа — занавески или жалюзи, поднимаясь, вводят новую информацию

Трафарет помогает зрителю поверить, что надпись рождается у него на глазах. Заклейте надпись непрозрачной пленкой с невидимой зрителю стороны щита. И в момент прикосновения пера или карандаша к бумаге незаметно срывайте пленку. Буквы будут обнажаться (появляться) одна за другой.

Движение букв. Мы можем «оживить» надпись, заставив буквы двигаться, скользить, выскакивать на пружинах, на вращающихся дисках, двигая их с помощью магнита или составляя буквы из отдельных элементов.

содрать ленту,

Рис. 19.10.

ЗАКЛЕЕННАЯ ПЛЕНКОЙ НАДПИСЬ (вид сзади)

Многослойные надписи. Надпись строится из нескольких прозрачных или резных слоев. Открывая или закрывая те или иные слои, мы вносим новые детали или изменяем характер появления букв в надписи. Таким образом, не только буквы, но и целые рисунки могут появляться, исчезать или преображаться.

Движущаяся надпись и освещение. Освещение вносит динамичность в надписи. Мерцающий свет или проецируемые рисунки оживляют надпись. Изменяя цвет освещения, можно добиться исчезновения и появления цветной детали и изменять размер и форму поверхностей (эффект Самойлова). Надписи загораются и гаснут. Для этого достаточно нескольких ламп и светящихся букв.

Рис, 19.11.

МНОГОСЛОЙНЫЕ НАДПИСИ. Слева вверху — установка из разрисованных стекол и черного картона. (Удалите картон, и откроется расположенное за ним изображение). Справа вверху — подобным же образом, в зависимости от освещения каждой из полупрозрачных пластин, раскрывается нарисованная или выгравированная на ней деталь. И жолудь на наших глазах может превратиться в гигантский дуб. Внизу — многоплановые щиты с вырезанными деталями. Каждая из деталей выявляется с помощью освещения

Рис. 19.12. п. I.

ОЖИВЛЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЕМ. Слева — затемнение, локализующее внимание. В центре — свет выделяет нужные участки изображения. Справа — тени, на которых сосредоточивается наше внимание и которые создают атмосферу

Рис. 19.12. п. 2.

Внешний вид надписи может полностью измениться с изменением направления освещения

Графический иллюстративный материал

Рисунки даже статистику делают привлекательной и значительной. Самые сложные статистические данные могут быть изложены в форме простого и убедительного рисунка, который так изобразит развитие, пропорции и соотношения, что зритель воспримет их без всякого напряжения.

Иногда простые аналогии убедительнее самых сложных моделей. Представьте себе солнце в виде футбольного мяча, а какую-нибудь планету — в виде горошины, находящейся от него на расстоянии длины теннисного корта, и еще одну планету— размером с булавочную головку на расстоянии полумили, и астрономический размах действительных пропорций впервые будет реально ощутим. Тут нам на помощь приходит бесчисленное множество предметов: монеты, песочные горки, деревянные чурки и т. д. Впрочем, мы должны быть осторожны в выборе таких аналогий. Важно, чтобы они были сравнимы.

Одно и то же количество жидкости в высоком тонком и в широком сосудах будет выглядеть совершенно по-разному.

Принципы создания динамических надписей

Привлекательность мультфильмов не нуждается в реко-, мендациях. Но такой фильм — слишком дорогое удовольствие для одной передачи, и в него, к сожалению, не внесешь изменений в последнюю минуту. Нам надо добиться эффекта мультфильма гораздо более дешевым и простым способом. Во многих студиях были разработаны такие приемы «оживления» иллюстративных материалов, которые почти полностью достигли этой цели.

Вот несколько примеров: движущиеся карты, графики, карикатуры. Они могут демонстрировать работу механизма, органы человеческого тела, научный эксперимент и т. д.

С некоторыми конструктивными принципами их применения мы уже познакомились. Сами по себе эти методы достаточно просты. Искусство состоит в умении и изобретательности, с которыми они применяются. Существует несколько способов, с помощью которых мы можем получить один и тот же эффект.

Какие же возможности привлекают нас в динамической

иллюстрации?

1. Убрать или добавить информацию к иллюстрации (деталь, надпись и т. д.).

2. Показать движение (например вращающееся колесе, бьющееся сердце).

3. Продемонстрировать поток (например движение жидкости в трубе, товаров на ленте конвейера).

4. Показать изменение состояния (например изменение

давления, плотности и т. д.).

5. Показать направление (например путь корабля пе карте).

6. Привлечь внимание к конкретной детали.

7. Заставить деталь двигаться (например показать, как предмет обрабатывается в машине).

8. Показать изменение размеров (например объема, количества и т. д.).

9. Продемонстрировать скрытые детали машины (например удалить капот с мотора и показать его устройство).

10. Увеличить какие-то части объекта.

Какие же существуют более или менее стандартные способы осуществления этих возможностей?

Их довольно много.

1. Чтобы убрать или добавить информацию, вращайте часть иллюстрации (надписи) на блоках, барабанах и т. д. Скройте иллюстрацию за прозрачным или непрозрачным щитом и действуйте с помощью приспособлений, изображенных на рис. 19.7 и 19.9. Кроме того, новую информацию можно ввести ручным способом, приклеивая, удерживая магнитом, крючками и т. д. новые элементы иллюстрации.

2. Чтобы показать движение, укрепите иллюстрацию подвижно на петлях, шарнирах или на роликах и управляйте ими с помощью рычагов, пружин, магнитов и т. п.

3. Чтобы продемонстрировать поток, сделайте вырезы на фоне по руслу движения потока и имитируйте его движение С помощью роликов поворотного круга и т. п.

4. Чтобы показать изменение состояния, измените плотность, тон или скорость движущегося приспособления.

5. Чтобы показать направление или привлечь внимание к конкретной детали, используйте движущиеся маски. Установите объект на стеклянном щите, который перемещается по фону. Перемещайте свет. Используйте магнит или электронные вставки.

6. Чтобы заставить двигаться деталь, используйте магниты, стеклянные поверхности, специальные ушки или проволочки в прорезях фона.

Рис. 19.13. п. 1.

ТИПИЧНЫЕ ПРИЕМЫ ИМИТАЦИИ ДВИЖЕНИЯ. Слева — движение над поверх-ностью. В центре — движение под поверхностью. Падение воды имитируется раскра* шенным диском, появляющимся в отверстиях трафарета, а повышение уровня жид* кости в чашке имитируется с помощью раскрашенного картонного щита, который движется вверх. Справа — передвижное стекло. «Перст указующий» нарисован иа етекле, которое движется по неподвижному фону

21—190

лай» а

Рис. 19.13. п. 2.

Слева—трафарет и окрашенный в два тона выдвижной щиток. Щиток выдвигается, н на трафарете «оживают» пунктирные линии маршрута. Этот же прием может использоваться для «оживления» надписей (рис. 19.10). Справа — освещен трафарет. На полупрозрачной карте участки, видимые в прорези трафарета, кажутся яркими. Освещение отдельных участков можно регулировать, затемняя ту или иную часть

трафарета

скрытый механизм

Рис. 19.13. п. 3.

ВНЕЗАПНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ. Слева — внезапно иа мишени появляется стрела. Справа — стрела, прикрепленная к концу рычага, в нужный момеит проталкивается в

щель фона

7. Чтобы показать изменение размера (см. 1), составьте

объект из ряда секций, которые «оживляются» одновременно, Переключайте камеры так, чтобы показывать последовательно все стадии движения. Меняйте цвет освещения.

8. Чтобы показать скрытые детали и секции машины (см. 1), выводите участок поверхности путем откидывания, отклеивания, скольжения и т. д.

9. Чтобы увеличить какие-то части ’объекта, введите увеличенное изображение участка иллюстраций с помощью электронной вставки или совмещением.

Рис. 19.14.

Используя отраженный передний свет, можно избежать теней иа многослойной надписи

Динамические иллюстрации требуют освещения, не вызывающего теней. К сожалению, источники мягкого света редко обеспечивают такие условия. Если бы нам удалось разместить точечный источник света в том месте, где находится объектив, то камера снимала бы объекты, совершенно лишенные теней. Но практически почти невозможно поместить источник света достаточно близко к оптической оси объектива. Вместо этого мы можем применять отраженный свет методом, показанным на рис. 19.14.

Паразитные световые отражения искажают многослойные

надписи (иллюстрации), которые делаются на стекле. Поэтому художники часто вместо стекла стараются использовать натянутый тюль.

Еще один апробированный прибор, упрощающий «оживление». Это стол, сделанный из полупрозрачного материала или гладкого стекла, покрытого пластиком или тонкой бумагой, на которой вычерчивается рисунок фона. Детали любых плоских вырезных фигур, положенные на него, видны с обратной стороны и улавливаются камерой. Чтобы они исчезли, достаточно убрать их из поля зрения камеры.

Рис. 19.15.

ПРОСТОЙ стол для «ОЖИВЛЕ-ния». Для правильного воспроизведения изображения следует перевернуть его зеркальное отражение.

} — стеклянная крышка стола; 2 — зеркало; 3— камера

Демонстрационные экраны

Демонстрационный экран — это отличный, бесконечно меняющийся фон для показа любого графического материала. Неподвижная или движущаяся рирпроекция на полупрозрачный экран, находящийся в стене выгородки, — лучшее тому доказательство. Устройство еще более гибкое, хотя и обладающее меньшими средствами выразительности, — это монитор, помещенный в стене выгородки. На его экран мы можем по собственному выбору переключить любой источник видеосигнала. С помощью специальных звуковых устройств добиваются того, что диктор через экран монитора непринужденно разговаривает с другими людьми, не находящимися в это время в студии.

Всякий раз, когда камера ведет съемку с экрана монитора, возникают неизбежные искажения (помимо световых отражений и ухудшения градаций тонов за счет постороннего света).

Причем горизонтальный свет или темная тень неизбежно покрывают часть изображения на мониторе и ползут по вертикали при любом изменении положения камеры. Тут уж ничего не поделаешь. Можно только пытаться свести к минимуму эту досадную помеху, к которой, к сожалению, иногда добавляется и так называемый эффект фотовспышки, — слабое повторение изображения на мониторе, которое накладывается на весь кадр.

Дефекты эти не так уж и существенны, но кто предостережен, тот вооружен...



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн