ВИЗУАЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ


ВИЗУАЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

Мы привыкли считать, что постановочные эффекты — это нечто захватывающее и необычное. Но как это ни парадоксально, самые интересные эффекты те, которые помогают Создать иллюзию естественности, а самые убедительные — которые менее всего заметны.

В данной главе мы столкнемся с целым рядом методов и приемов — старых и новых. Некоторые из них настолько общеизвестны, что стали профессиональными штампами, другие же, к сожалению, запатентованы и потому не могут быть широко использованы.

Визуальные эффекты

Сухой лед — твердая двуокись углерода. Под высоким давлением двуокись углерода превращается в твердое, похожее на лед вещество, которое при нагревании медленно испаряется, испуская облака безвредного белого пара, и постепенно превращается в бесцветный газ. Сухой лед очень дешев, безопасен в обращении. Его легко хранить. Необходимо соблюдать единственную предосторожность: во избежание ожогов не допускать длительного соприкосновения с кожей.

Небольшие его куски, брошенные в воду, растворяются, выделяя пузырьки белого «пара». Идеален для имитации кипящих в ретортах жидкостей, таинственных ядов — эффект весьма драматичен и безопасен.

По мере охлаждения воды испарение сухого льда замедляется. Горячая вода усиливает процесс выделения пара. Но

в тех случаях, когда нам нужно создать плотный туман, лучше всего сухой лед разогревать на электрической плитке или поместить его в портативную электропечь.

Густой белый пар быстро оседает, и если подуть на него, можно создать впечатление поземки, воздушного облака у ног танцовщицы, клубов дыма и т. д. Пар очень быстро исчезает, и лед необходимо непрерывно добавлять; но и это неплохо, ибо устойчивые облака пара затруднили бы работу в студии.

Огонь. В большинстве декоративных каминов и печей пламя создается с помощью перфорированных газовых трубок, хотя более безопасны различные заменители.

Ликоподиевая горелка — самое надежное и легко контролируемое приспособление, так как порошок воспламеняется лишь тогда, когда он попадает на фитиль. Величина пламени регулируется подачей воздуха.

Древесный спирт в жидком виде или других формах позволяет создать впечатление, что языки пламени яростно пожирают мебель, здания, вырываются из факелов. Огонь усиливают, добавляя парафин или другие примеси.

Рис. 20.1.

ЛИКОПОДИЕВАЯ ГОРЕЛКА. Порошок ликоподия вдувается на горящий фитиль через отверстия, t — ликоподие-.вый порошок; 2 — фитиль; 3 — воздушная труба

Чтобы избежать реального пламени, мы можем производить совмещение изображения с пламенем, отснятым на кинопленку. Умело использованные дым и мелькающий свет тоже создают иллюзию огня (см. также рис. 20.36).

Резервуар. Небольшой сосуд, наполненный водой, — какие возможности он таит! Бросьте щепотку марганцовокислого калия, размешайте его, и вы увидите поднимающиеся вверх облака, разноцветные полосы, таинственные очертания. Переверните изображение, и что бы вы ни бросили в воду, все будет казаться поднимающимся вверх. Это великолепный прием для имитации взрывов и вулканических извержений. Так создаются катастрофы на воде, наводнения, бушующие потоки. А буквы надписей расплываются до неузнаваемости.

Стеклянные перегородки позволяют осуществить несколько эффектов в одном и том же резервуаре.

Рнс. 20.2.

Стеклянный резервуар с водой дает возможность получить ряд эффектов. 1 — стеклянный резервуар с водой; 2 —фои

Стеклянные панели. Панель из небьющегося стекла, установленная перед камерой, защищает ее от случайных повреждений, от таких неприятностей, как брызги воды, пыль, возникающая при обвалах или падении декораций, сплошь и рядом погребающих под собой и камеру, и оператора. Лекторы часто используют невидимые стеклянные панели как доску, на которой они чертят, стоя лицом к камере. Не следует увлекаться этим приемом: при неумелом использовании зритель воспринимает его как трюк. Кроме того, чертеж и студийный фон могут слиться.

Поворотные устройства. Широко применяются поворотные круги размером от 6 дюймов (миниатюрные диски) до съемочных площадок, вращаемых электрическими моторами. Горизонтальные поворотные круги неоценимы там, где мы хотим показать скульптуры, модели и т. д. с различных точек зрения. Вертикальные круги могут вращать заголовки, детали декораций или даже самый фон (например для того, чтобы создать представление, что у человека кружится голова, и т. п.).

Движущийся фон. Существует несколько приемов, позволяющих создать иллюзию движения фона по отношению к неподвижным объектам. Иногда для этого достаточно непрерывно протягивать на роликах специальную ткань, если она нечетко сфокусирована и не имеет ярко выраженного рисунка. Можно использовать и движущуюся рирпроекцию, электронные вставки движущихся фонов. Движение человека, не совпадающее с движущимся фоном, обычно кажется неестественным.

Весьма эффектны вращающиеся полы, особенно если суметь освободиться от сопровождающего это движение скрипа.

Иллюзию движения фона в ночных сценах можно создать с помощью одного лишь света, используя вращающийся зеркальный барабан (см. рис. 20. 13).

Туман и плотный дым. Наиболее удобно и легко управляется изображение дыма, получаемое при совмещении изображения с кинопленкой или с помощью наполненного стеклянного резервуара (рис. 20. 2). Однако оно теряет свою убедительность в тех случаях, когда перемещаются актеры или камера.

Естественный дым неприятен, с трудом рассеивается и сохраняется в следующих сценах. Специальные устройства,

в которых через горячие трубки прогоняются пары нефти, создают легко управляемые облака густого дыма.

Специальные дымовые пиротехнические устройства зажигаются особыми запалами или с помощью электрических контактов, но они продолжают гореть до тех пор, пока не кончится горючее.

Сухой лед обеспечивает безвредный «дым», который быстро рассеивается.

Рве. 20.3.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫДУВАНИЯ ПУЗЫРЬКОВ. Для полученвя непрерывного потока пузырьков проволочные петли медленно вращаются в растворе мыла с глицерином. Затем пленка, образуемая на петлях, сдувается воздушным потоком вентилятора и образуются пузырьки

Рве. 20.4.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ВСПЫШКИ. 1 — проволока в порох; 2—зажимы; $ — асбестовая прокладка. Электрический ток расплавляет проволоку предохранителя, воспламеняя порох

Иногда применяется дым от специальных горючих смесей (кубики этой смеси бросаются на горячую плитку) или четыреххлористого титана. Он очень вреден для дыхания. Приспособления для вспышки с горючим порошком и магнием обеспечивают клубы дыма в любой момент.

Ветер. Для создания реального ветра используется целый ряд устройств — от комнатных вентиляторов до авиационных пропеллеров, вращающихся с различной скоростью. Но они громоздки, и, кроме того, это—вентиляторы направленного действия. Более того, к моменту, когда они создают достаточно интенсивное движение воздуха, по студии уже носятся бумага и пыль, а микрофон рокочет.

Локализация ветра может уменьшить эти недостатки. Но лучше всего прибегнуть к имитации ветра. А это так просто. Достаточно ритмично подергивать драпировку, помахивать доской или даже шляпой, чтобы создать впечатление о ветре какой угодно силы.

Паутина. Специальное приспособление, позволяющее каучуковому раствору стекать тонкой струей на вращающиеся лопасти вентилятора, используется для изготовления паутины, которая удовлетворила бы даже паука. Тонкие волокна обычно наматываются на рамку с растянутыми хлопчатобумажными нитками. Рекомендуется и еще более простое уст

ройство: выжать каучуковый раствор между двумя досками,, затем разъединить их. Опыленная «фулеровой землей», паутина становится заметной зрителю.

Стрельба и пулевые отверстия. Подлинная стрельба малопопулярна на телевидении. Обычно пулевые отверстия предусмотрительно высверливаются, затыкаются шпонками и засыпаются порошком. А потом по сигналу прочищаются или выстреливаются специальными приспособлениями.

Взрывы могут имитироваться с помощью специально

Рис. 20.5.

ПУЛЕВЫЕ ОТВЕРСТИЯ. Слева — щелчок мышеловки, пробка вылетает из заранее-просверленного отверстия и замыкает металлический контакт. Электрически зажигаемые заряды взрываются. Справа — для создания эффектов взрыва в земле баллон со-сжатым воздухом подключается к зарытой в землю трубе с высверленными отверстиями. Воздух поочередно продувает отверстия, обеспечивая вполне достоверное распыление по поверхности. Резиновые отводные трубкн расширяют поле дейотвяя

Рнс. 20.6.

ЧАСТИЧНЫЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ. Черный костюм или черный экран на черном фоне' позволяют объекту или частн его как бы исчезнуть, оказаться невидимыми

Рис. 20.7.

КАШЕ. Слева — виньетка (каше), используемая для маскировки. Справа— для полученвя частичного совмещения

329-

закладываемых зарядов или, что более удобно, системой со сжатым воздухом.

Частичное исчезновение объекта. Если мы прикроем или окрасим какую-то часть объекта, находящегося на черном фоне, черным же, то эта часть как бы исчезнет, она будет абсолютно не видна.

Таким образом возникают на экране безголовые тела, конечности, лишенные туловища, балерины, наперекор закону земного притяжения парящие в воздухе (партнер на поддержке весь в черном), и сотни других трюков.

Виньетки. Перед камерой просто устанавливается черный картонный трафарет для маскировки или изоляции частей сцены.

Световые эффекты

Искры. Мерцающий свет звезд и характерное для них мелькание имитируется блестками, металлизированной пряжей или мелкой слюдой. Чтобы придать блеск декорации, часто используется стеклянная мишура. Но помните — к ней нельзя прикасаться.

Металлическая пыль (та же, что используется для искрящихся причесок), брошенная в луч света, сделает этот свет мерцающим. Переключите камеру с Мефистофеля на такое мерцающее облако, и он исчезнет.

Отражения. До недавних пор чисто декоративные и выразительные возможности световых отражений использовались мало. Отражение может отбрасываться непосредственно на ■сцену (сзади или спереди) или совмещаться с другим планом. Мы можем закрыть рефлектор трафаретом, и надписи, рисунки или символы будут изменяться до бесконечности. Прикрывая рефлектор, можно заставить исчезнуть любую часть отражения. Изменяя отделку поверхности рефлектора (например лакируя ее, смазывая маслом), мы можем регулировать относительную яркость, четкость и фактуру частей изображения. Для локализованных отражений используют станиоль, блестки и т. п. Более того, поместив в обоих концах рефлектора различные рисунки и изгибая их, можно производить различные манипуляции.

Вот несколько примеров: звезды, туманность, движения планет, облака, молнии, подвижные абстрактные рисунки, рой сновидений, хаос мыслей, таинственные и сверхъестественные видения или вдруг ожившие надписи.

Рябь. Блики ряби отраженного от воды света имитируются с помощью прибора, изображенного на рис. 20. 9.

Применяемые в театре (для получения подобного эффекта) движущиеся стеклянные или металлические шаблоны в телевидении не выдерживают всевидящего ока камеры.

Рис. 20.8.

ОТРАЖЕННЫЕ ФОРМЫ. Полирован-ный материал, расположенный па пути резко сфокусированного светового луча, отражает его на ближайшие повеох* иостн. Изгибая рефлектор, мы иска* жаем форму отраженного изображе* лия. 1 — источник света; 2—камера

Рис. 20.9.

РЯБЬ. Слева— приспособление для получения водной ряби. Справа — зеркальное приспособление для получения водной ряби (осколки зеркала на дне наполненного водой лотка), / — лампа; 2 — стеклянный поднос с водой; 3 — отражающее аеркало

Огонь в камине. Естественный огонь камина слишком слаб. Он недостаточно освещает сцену и не читается на изображении. Поэтому, чтобы воссоздать огонь в камине, прибегают к мерцающему свету мощной лампы, размещенной на полу. Впечатление усиливают колеблющиеся ленты или ветви с листвой. Менее удобны принятые в кино газовые рожки или струи дыма. Мелькающий свет дают и специальные автоматические приборы, но лишь в редких случаях удается добиться естественности и убедительности этого света.

Вспышки. Для получения вспышки света, имитирующей молнию, взрывы и т. п., мы можем на мгновение открыть яркий источник света, дуговую лампу или включить устройство для вспышки.

Зигзагообразные молнии можно имитировать несколькими способами с помощью кинопроекции, отраженных световых рисунков, электронной вставки или шаблонов, устанавливаемых в прожекторах.

Проецируемые тени. Большинство теневых эффектов, с кото-, рыми мы встречаемся, распадается на три группы: тени, определяющие время, погоду, окружающую обстановку; тени — средство художественной выразительности, например предательский силуэт на занавеске; или чисто декоративные тени — решетка, кружевной орнамент и т. д. Эти тени получают с

помощью оптически проецируемых трафаретов или диапозитивов, или размещая силуэты различной формы на пути светового потока. Тени могут отбрасывать и реальные объекты (листва, окна, люди и т. д).

РАЗМЕР ТЕНИ, РЕЗКОСТЬ И ОСВЕЩЕННОСТЬ. Тень никогда не может быть меньше актера. Слева — размер увеличивается с уменьшением расстояния от источника света. Чем ближе светильник, тем больше измеиеине размеров и искажение перспективы. Справа — размер увеличивается с увеличением расстояния от объекта до

фона

Рис. 20.10. п. 2.

Слева — резкость тени увеличивается с уменьшением площади световых источников и уменьшается при рассеивании света н удалении объекта от фона или при приближении к светильнику. Справа — интенсивность тени зависит от тоиа н отделки фона (тень слабее иа темных фонах, гладких или покрытых рисунком поверхностях) и от степени засветки тени посторонним светом

ИСКАЖЕНИЕ ТЕНИ. Если камера и источник света не находятся иа одной линии» а экран и отбрасывающий тень объект не расположены под прямым углом к ней» обязательно возникает искажение теин. Наклон фона (относительно камеры) или изменение направления светильника (относительно фона) также внесет искажения

лампа

лампа

лампа

Рис. 20.12. п. 1.

МНОГОКРАТНЫЕ ТЕНИ. Два иля большее число светильников, отбрасывающих тени на один н тот же фон, создают глубокие тени в местах совпадения, полутоновые тени — там, где тень от одного светильника высвечивается светом от другого, а фон освещается их общим светом. Цветофильтры могут обеспечить мягкое цветосме-шение. Затемняя светильники отдельными экранами или выключая нх, мы можем

Рис. 20.12. п. 2.

Несколько источников света иа вращающемся колесе вызывают многократные тени, которые колеблются, непрерывно изменяясь по тону

Многократные тени. Работая с несколькими источниками света, мы можем превратить один резко очерченный силуэт в сложную многократную тень. Такой прием использовался для получения движущихся декоративных рисунков, силуэтов и абстрактных конфигураций (рис. 20. 12).

ДВИЖУЩИЕСЯ СВЕТОТЕНИ. Слева—вращающийся круглый каркас, установленный над светильником, в который вмонтированы шаблоны и затемиители. В центре — зеркальный барабан. Фокусировка светового луча на барабане с прикрепленными к нему кусками зеркала имитирует скользящий свет (улнчные фонари, свет фар движущейся машины). Следует избегать повторяющихся очертаний. Справа — световой журавль. Сбалансированный источник света может обеспечить иллюзию покачиваю-

менять тени на фоне

Рис. 20.13. п. 1.

щегося переднего света (например качка корабля)

Рис. 20.13. п. 2.

Тени от двери лифта. Справа — наклоненный под углом прожектор проецирует двв жущийся теневой рисунок на полупрозрачные двери лифта. За полупрозрачным окнами, по-видимому, достаточно иметь подвижной щит или жалюзи

Движущиеся светотени. Чтобы создать впечатление, что по объекту скользят движущиеся тени, достаточно передвигать рассеиватели, помахивать веткой и т. д. в луче главного фронтального света. Но для более значительных эффектов незаменим круглый барабан. Иногда применяется прожектор-(см. рис. 20. 36).

Рис. 20.14.

УСТРАНЕНИЕ ТЕНЕЙ НА ФОНЕ. Чтобы избежать тени иа фоне и показать, что объект как бы изолирован в пространстве, мы можем его либо поместить иа стеклянную панель вдали от фона, либо установить иа освещенной полупрозрачной панели

Тени на фоне. Хотя рассеянный свет уменьшает тени на фоне, но он также ухудшает моделировку поверхности, делает менее заметной ее фактуру.

Невидимый свет (ультрафиолетовые лучи). Все, что освещается только ультрафиолетовыми лучами, остается невидимым для глаза и камеры, за исключением флюоресцентных материалов, которые в этих лучах светятся яркими красками. Обработанные флюоресцентной краской и освещенные только ультрафиолетовыми лучами, костюмы и декорации очень красиво выглядят на темном фоне. Это обстоятельство используется в рекламе, айс-ревю и т. п.

К сожалению, значение этого света на телевидении ничтожно. Несмотря на наличие мощных источников ультрафиолетовых излучений, камере этого света недостаточно, да. и качество изображения плохое: полностью теряется цвето-тональная выразительность. Тем не менее режиссеры постоянно возвращаются к этому эффекту и столь же постоянно терпят неудачи. (Полезный совет: попробуйте ввести белые украшения в совершенно черные костюмы. И все это на фоне черных драпировок. Так и изображаются танцующие скелеты).

Зеркала

Так как зеркала — непременная составная часть многих устройств, используемых для визуальных эффектов, нам придется познакомиться с некоторыми их особенностями.

Зеркало может изменить фактическое положение камеры или объекта.

Чтобы увидеть происходящее действие, поверните объектив в сторону зеркала так, чтобы угол падения луча от предмета был равен углу отражения луча от зеркала. Фокусируйте на изображении объекта, а не на поверхности зеркала.

Чем больше угол наклона, под которым мы снимаем: зеркало, тем больше оно должно быть.

Наклон зеркала относительно его вертикального положения вызывает следующие изменения отражаемых вертикальных объектов: при наклоне верхней части вперед относительно вертикального положения объект кажется наклоненным вперед и в зеркале располагается выше. При наклоне назад объект откидывается назад и оказывается в нижней части зеркала.

Рассмотрим различные способы использования зеркал.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ. Слева — свет отражается под углом (г), равным углу падения (/). Линия, перпендикулярная к поверхности зеркала в точке падения и отражения луча, называется нормалью. Обычно падающий и отраженный лучи и нормаль лежат в одной плоскости. Справа — отраженное изображение кажется повернутым вокруг оси и расположенным за зеркалом иа таком же расстоянии, на котором объект находится от зеркала. 1 — падающий луч; 2—отраженный луч света; 3 — нормаль; 4 — зеркало; 5 — камера; 6 — отражение; 7 —объект

Рис. 20.16. п. 1.

ИЗМЕНЕНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЗЕРКАЛ. Использование одного зеркала. Слева вверху — вид сверху перевернутого н зеркального изображения объекта. Справа — аналогичный зеркальный кадр, снятый под углом. Слева внизу — кадр, снятый под очень малым углом

Рис. 20.16. п, 2.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВУХ ЗЕРКАЛ. Слева — кадр, снятый сверху, справа — кадр, снятый под большим углом

Рис. 20.16. п. 3.

Слева — кадр, снятый под малым углом. Справа — кадр, снятый параллельно полу. Зеркала могут монтироваться отдельно (в форме портативного перископического штатива) либо крепиться к штативу камеры

Полупосеребренные зеркала. Поскольку на эти зеркала наносится очень тонкое серебряное покрытие, то они ведут себя либо как полупрозрачные, либо как отражающие поверхности, в зависимости от относительной яркости объектов с каждой стороны.

Полупосеребренное зеркало — очень удобное приспособление для демонстрации мод и съемки тех планов, которые иным способом снять невозможно. В любом случае при съемке через зеркало на камеру попадает менее lU отраженного света, так что мы должны компенсировать потери за счет большей диафрагмы или увеличения интенсивности света.

Рис. 20.17

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕРКАЛ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ РАССТОЯНИЯ ДО ОБЪЕКТА. Слева — эффективное расстояние до каперы увеличивается, чтобы получить более общий план, чем позволяет студийное пространство. Справа — глядя в зеркало, как в замочную скважину, камера видит отражение сценического фона на расстоянии как бы в два раза большем, чем расстояние от зеркала до фона. I — камера; 2—зеркало;

Дуплексная съемка. При такой съемке одна камера может передавать две надписи или два небольших изображения, или обслуживать два кинопроектора. Развивая идею двойной съемки, мы можем производить передачу от многочисленных источников изображения, впрочем, за счет усложнения установки и ухудшения качества изображения.

Контурное отражение. «Тень отца Гамлета» — древний театральный прием. Единственное, что для него требуется,— стеклянная пластинка, укрепленная под углом к объективу. И тогда мы видим одновременно реальную сцену за этим стеклом и призрачное изображение, которое является отражением объекта, находящегося за пределами сцены. Регули

22—190

руя их относительную четкость, мы можем сместить акценты, изменив ' относительные значения изображений. Заменив стекло полупосеребренным зеркалом, можно добиться большей яркости и четкости отраженного изображения.

«Тень отца Гамлета» возможна не только в «Гамлете» Шекспира. Мы с легкостью можем любое реальное изображение совместить с его призрачным отражением. Эта же идея использована в так называемой теневой камере для своеобразной подачи надписей. Наплывы, наложения, переключения осуществляются изменением характера освещенности. И. все это делают, пользуясь одной камерой.

Рис. 20.18. п. I.

МНОГОКРАТНЫЕ изображения и эффект разделенного экрана.

Слева — чей меньше угол между зеркалами, тем больше изображений. В центре — параллельные зеркала. Справа — тройные зеркала

Рис. 20.18. и. 3.

Слева — разговор на разделенном экране, когда актеры находятся в двух выгорая* ках, в различных частях студии. Справа — мираж или отражение от воды

Рис. 20t19.

ЗЕРКАЛЬНЫЙ КАДР, в котором мы комбинируем отражение и прямые объекты

Рис. 20.20.

ПОЛУП ОСЕРЕБРЕННЫЕ ЗЕРКАЛА.

. Камера в стене, и мы можем одновременно следить за исполнителем спереди (/) и сзади, а также за его отражением (2)

Рис. 20.21.

ДВОЙНАЯ СЪЕМКА. Камера воспринимает иллюстрацию А через центральное подвижное зеркало н фиксированное зеркало, компенсирующее поворот изображения по оси. Когда вращающееся зеркало поворачивается или скользит, камера воспринимает другую часть — иллюстрацию Б; смена изображений осуществляется плавно. А—иллюстрация 1; Б — иллюстрация 2; 3 — подвижное зеркало; 4 —

фиксированное компенсирующее зеркало; 5 — объектив камеры

Самовозникающие титры. Нас всегда завораживают надписи, возникающие словно из ничего. Техника постепенного возникновения изображения всегда привлекает внимание. Более того, когда приходится вводить большой графический материал, лучше делать это постепенно, словно рисуя на глазах у зрителя. Правда, некоторые режиссеры используют этот прием как зрительное оправдание затянутого повествования. И тогда он сразу превращается в унылую банальность.

22—190

Рис. 20.22.

«ТЕНЬ ОТЦА ГАМЛЕТА». Слева — фигура вне плана съемки отражается на объектив в виде призрака, стоящего рядом с актером. Справа—так называемая теневая камера. По мере освещения каждая иллюстрация становится видимой: А — прямо; Б—правильно отраженной; В — после двойного отражения, / — объектив; 2—полу* посеребренные зеркала; 5—стеклянные пластины

Рнс. 20.23.

САМОВОЗНИКАЮЩИЕ ТИТРЫ. Слева—нанесение рисунка на плоский стеклянный стол, прн этом отражаемое зеркалом изображение воспроизводится камерой. В центре — художник, одетый в черное, стоит перед черным фоном н рисует белой краской иа чистом стекле (основные контуры могут быть намечены заранее). Справа — рисунок выполняется на полупрозрачном материале и фокусируется на экран, с обратной стороны которого камера передает изображение. / — лампа; 2 — объектив; 3 —экран

рирпроекции

Перевернутое и зеркальное изображения. Всякий раз, когда возникает необходимость перевернуть изображение или получить его зеркальное отражение, прибегают к оптике или электронике. Для коррекции изображения, снятого через зеркало (например для того, чтобы создать впечатление, что че-

ловек ходит по потолку), мы можем переключить цепи развертки камеры, т. е. изменить направление строчной развертки и получить зеркальное изображение или изменить направление отклонения по вертикали — перевернуть изображение. Там, где не предусмотрена возможность изменения направления развертки, эффективно используются зеркала или вращающиеся призмы.

Наклон изображения. Существует несколько приспособлений из зеркал или призм, которые позволяют наклонять или вращать изображение. Смешивая изображение, отснятое под углом (с помощью совмещения или электронной вставки), с нормальным изображением на другой камере, мы легко создаем впечатление парения в безвоздушном пространстве, полета, штурма высоких гор и др.

Рис. 20.24. п. I.

Наклоненные изображения получаются с помощью наклонных зеркал (к объективу камеры прикрепляется вертикальное зеркало под углом в 45°)

Рис. 20.24. п. 2.

Слева — призма Порра (две призмы, поворачивающие изображение). Вращение одной из призм вращает изображение. Подобное устройство может быть получено из двух спаренных зеркал. Справа вверху — призма, переворачивающая изображение. При повороте приспособления изображение вращается. Справа внизу—приспособление аналогичного назначения из трех зеркал. Здесь происходит двойной поворот

изображения

Искажение изображения

Бывает так, что иногда для комического или драматического эффекта нам необходимо исказить изображение.

Обработка стекла и искажения. Можно вести съемку через лист чистого стекла, предварительно слегка смазанный вазелином, парафином и т. д. Особой выразительности искажения достигают в том случае, когда это стекло движется. Постепенно изменяя характер обработки стекла, мы можем варьировать характер искажений, пока изображение не станет неразборчивым. Не всегда нужно исказить все изображение. Можно локализовать эффект или использовать искажение для внесения светового пятна.

Матовое стекло. Большинство разновидностей матового стекла передает четкие, но искаженные изображения и используется для получения ряби или многократно повторяемого изображения.

Отражение от металла. Снимая через изогнутое зеркало (например хромированный лист или посеребренные пластинки), мы можем искривить, изогнуть, исказить изображение, как в комнате смеха с кривыми зеркалами.

Широкоугольный объектив. Для искажения пропорций мы можем вести съемку объективом с необычно широким углом зрения (гл. 3).

Призматические устройства. Это небольшой барабан с разными призмами или призматическая насадка на объектив с большим числом граней. Они дают нам несколько наложенных друг на друга прямых изображений, которые сливаются на своих границах. При дистанционном или ручном вращении изображение может вращаться вокруг центра, оставаясь при этом прямым.

Регулировка качества изображения

Как мы уже видели в главе 4, эффективная яркость и контрастность изображения в известных пределах регулируются с помощью электронных приборов. Это позволяет усилить яркость и выразительность изображения.

Инверсия тонов (поворот по фазе)

Чтобы получить негативное изображение, достаточно осуществить простое переключение в усилительном канале камеры (перевернуть канал по фазе на 180°). Это дает нам возможность:

передать в эфир негатив фильма, что избавляет нас от необходимости печатать позитив;

изменить тона титров (чтобы облегчить их совмещение);

изменить тона дыма, облаков и т. п., передаваемых с пленки (темные или светлые, с помощью простого переключения) ;

получить комические эффекты (например превратить певца, распевающего невинную песенку, в пройдоху и негодяя) ;

получить драматические эффекты. Иногда негатив может придать изображению зловещую окраску (например черная молния на белом небе, черные огни, сверкающие на белой глади моря, белые тени).

Рис. 20-Й.

СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ. Слева — отражения от воды. Камера направлена на зеркальное дно резервуара, наполненного водой. Получается перевернутое изображение. Стеклянный лоток располагается на пути зеркального перископа. Можно создать рябь на изображении, которая полностью его исказит. Справа — рябь, получаемая электронным способом за счет изменения амплитуды строчных синхронизирующих импульсов

Фильтры

Контрастные фильтры. Назначение контрастных фильтров —

ослаблять или усиливать цвета. Этот прием сознательно применяется для усиления художественной выразительности. У нас может возникнуть необходимость в осветлении конкретной цветовой поверхности (чтобы сосредоточить на ней внимание). В монохромном изображении два различных цвета воспринимаются как почти идентичные серые тона. Цветовой фильтр придает им более светлый или более темный оттенок, увеличивая контрастность между ними. И хотя при этом мы не добиваемся точности, однако получаем более убедительный результат.

Основная особенность цветофильтра в том, что при его использовании цвета объекта, соответствующие цвету фильтра, будут казаться более светлыми, а остальные — более темными, чем в оригинале.

Следует помнить, что большинство поверхностей отражает цвет, который является смесью цветов части спектра. Это относится и к фильтрам. Следовательно, фильтрация влияет на целый ряд тонов. Чем плотнее фильтр, тем более заметно его влияние.

Рис. 20.26. п. 1.

МНОГОКРАТНО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ПРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИНЗЫ. Число и положение этих изображений определяется количеством граней призмы. Периферийные изображения вращаются при повороте линзы, но остаются иеперевериутымн

Рнс. 20.26. nv 2.

Слева —■ калейдоскоп. Съемка через трех- нли четырехстороннюю зеркальную трубу, Прн повороте трубы изображения вращаются вокруг центрального объекта. Справа — два зеркала, поставленные под углом. Число изображений определяется 360

по формуле -- . Во избежание побочных изображений приме-

v * угол между зеркалами

няются зеркала с серебряным покрытием. Изображение всегда перевернуто

Когда же мы практически используем фильтры? В основном, чтобы получить более эффективную контрастность пастельных тонов тканей, упаковки, при воспроизведении выцветших документов и т. п.

Поляризационные фильтры. Обладают уникальным свойством направленно пропускать световые лучи. Нечувствительные к цвету, они могут использоваться в черно-белых и цветных системах для уменьшения света, отраженного от блестящих поверхностей. Вращая фильтр перед объективом камеры, можно выделить или погасить определенные отражения.

Без этого фильтра не обойтись, когда мы сталкиваемся с отражениями от гладких или блестящих поверхностей, в особенности под углом около 35° к объективу. Для материалов с грубой поверхностью изменения почти незаметны. Редко применяемый на движущейся камере поляризационный фильтр при съемке неподвижных планов позволяет приглу-

шить яркие блики на воде, стекле, металлических поверхностях и т. д., а также снимать сквозь прозрачную среду без каких бы то ни было дополнительных отражений от поверхностей (например смотреть в воду, сквозь оконное стекло и т. д.).

красный

желто-красный

пурпурно-красный »

А ! А.

Пурпурный-;

пурпурно-синий

синий

сине* зеленый

желтый

зелено-желтый

Рнс. 20.27.

ЦВЕТОВАЯ ДИАГРАММА МАНСЕЛЛА. Цветофнльтр осветляет тональные значения поверхностей, цвет которых подобен цвету фильтра, н затемняет поверхности, тона которых являются дополнительными к цвету фильтра: они лежат на противоположной стороне цветового круга

К сожалению, как и во всех фильтрах, потеря света неизбежна.

Специальные фильтры: «дымка», «ночь», «туман».

«Д ы м к а » — съемочный фильтр светло-желтого цвета, используемый для устранения действия атмосферной дымки.

Фильтр «ночь» помогает создать вечернюю и ночную атмосферу в сценах, снимаемых при ярком свете. В монохромном телевидении этот темно-красный фильтр затемняет голубые и зеленые тона и подчеркивает бледность кожи. В цветных системах фильтр «ночь» придает изображению синеватый оттенок.

Фильтр «туман» помогает воспроизвести туман — от легкой дымки до густого, плотного лондонского фога, сквозь который свет пробивается ореолом.

Диффузионные светофильтры. Это стеклянные диски с отлитыми ребрами или впадинами, которые придают изображению мягкость и расплывчатость. Иногда их с успехом может заменить грубая миткалевая сетка или нейлон. Впрочем, пользуясь диффузионным светофильтром, трудно предсказать, что окажется в результате: легкая приятная дымка или

плотная ватная завеса. Точечные источники света вызывают сверкающие ореолы. Зато морщины на лицах становятся незаметными. Рассеяние (диффузия) света, прочно похороненное в фотографии, в телевидении нашло свое место в фантастических сценах, феерических представлениях, сказках и т. д.

Эффект Самойлова. Посмотрите через красный фильтр на исполнителя, в гриме которого преобладают алые тона. Его

внешность покажется естественной. Но измените фильтр или освещение на зеленое, и лицо покажется черным. Это эффект Самойлова. Его используют всякий раз, когда нужно, чтобы актер состарился или помолодел, для комических и нелепых трансформаций, а иногда для изменений фона при съемке графиков, диаграмм и т. п. В то время как цветное освещение вносит локальные изменения, фильтр неизбежно влияет на весь кадр.

Рис. 20.28.



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн