ТЕЛЕВИЗИОННАЯ КАМЕРА


ТЕЛЕВИЗИОННАЯ КАМЕРА

Телевизионная камера — дитя фотографии и электроники, поэтому, чтобы правильно оценить заложенные в ней возможности, следует рассмотреть:

1) конструктивные параметры — оптику и механику;

2) электрические характеристики, их влияние на качество телевизионного изображения.

Изучение устройства и принципов работы камеры в значительной мере поможет нам решать постановочные и производственные задачи.

Особенность конструкции

Штативы камер.

В большинстве своем телевизионные камеры настолько велики и тяжелы, что их нельзя удержать в руках. Но даже

Слева — камера 1 крепится к штативу 3 с помощью панорамирующей головки 2, Справа — панорамирующая головка обеспечивает двустороннее панорамирование и наклон, которые могут быть ограничены или зафиксированы с помощью вращающейся фрикционной ручки

Рис. 3.2

ТРЕНОЖНЫЙ ШТАТИВ. Слева — простой треножный штатив с независимым перемещением опор. Высота заранее фиксируется н с трудом поддается регулировке. Штатив легок, портативен, но мало подвижен. Укрепленный на роликовой площадке, он приобретает некоторую подвижность. В центре — треножный штатив, который, в отличие от других штативов, позволяет устанавливать камеру на наклонной или неровной поверхности. Справа — тренога, которая позволяет вести съемку иа уровне пола. Чтобы опоры не скользили, тренога иногда устанавливается на металлическом треугольнике или крестовине {нижний рисунок).

когда это возможно (видиконные камеры), очень трудно избежать дрожания и неустойчивости изображения. Более того, без специальных приспособлений оператор и не может спокойно и плавно выполнять те движения которые необходимо мы при телевизионной съемке. Чтобы обеспечить необходимую мобильность камеры, в кинематографии были разработаны различные типы штативов. В основном после некоторого усовершенствования они были приняты на телевидении. Обычный штатив имеет исключительно высокую маневренность. Он позволяет осуществлять вертикальное и горизонтальное панорамирование в пределах 3—5 футов* и легко

Рис. 3.3.

ШТАТИВ. Высота камеры регулируется от 3 до 5 футов с помощью рукоятки, кривошипа, противовеса, пневматического или гидравлического регулятора /, в зависимости от конструкции. Три взаимосвязанных колеса в основании штатива легко перемещаются с помощью управляющего диска 2 или могут быть зафиксированы в заранее выбраином положении. Вес всей установки — от 350 до 500 фунтов.

перемещается по полу. Небольшие изменения высоты штатива и его перемещение легко производить также во время съемки. Но при этом очень трудно обеспечить плавность и

* фут=0,305 м. (Прим, ред.)

высокое качество изображения, так как обычно оператор одновременно следит за фокусировкой и композицией изображения, регулирует положение камеры и направляет штатив. При максимальном же подъеме или снижении камеры плавность и высокое качество изображения становятся практически недостижимы.

Пользуясь обычным раздвижным штативом, каждый оператор стремится выбрать удобную для себя высоту положения камеры. Поэтому работа оператора ростом в 5 футов заметно отличается от работы оператора ростом в 6 футов. Раздвижной штатив имеет много существенных достоинств и широко применяется в студиях. Он сравнительно дешев, не требует большой площади, его можно спрятать в любом уголке студии, легко и быстро развернуть вокруг собственной оси.

Малые краны (тележка сдолли», малый операторский кран).

Малый операторский подъемный кран позволяет с большой точностью осуществлять разнообразные сложные движения камеры. Хотя он более громоздкий, чем штатив (вес его достигает 800 фунтов)*, и требует большого пространства для маневрирования, гибкость его в работе исключительно велика. Но чтобы кран передвигался плавно и изображение не

Рис. 3.4

МАЛЫЙ КРАН. Примерные размеры: длина осиоваиия — 3—5 футов, высота подъема объектива — от 2 до 6 футов. Основные детали: 1 — руль управле

ния; 2—штурвал для управления подъемом и спуском стрелы крана (может быть зафиксирован в определенном положении); 3— место оператора; 4 — стрела крана; 5 — штурвал для поворота площадки 9 и стрелы краиа; 6 — место для второго оператора, работающего со штурвалами 2 и 5; 7 — ограждение, предотвращающее попадание различных деталей под колеса; $ — стопорный винт поворотной-площадки; 9 — поворотная площадка; 10 — зубчатый сектор для регулировки высоты подъема стрелы краиа; И — домкрат; 12 — заднее колесо, управляемое рулем /; 13—передние колеса, фиксированные, как показано иа рисунке, или расположенные под прямым углом к указанному направлению

дрожало и не дергалось, необходима идеально ровная и гладкая поверхность пола.

Ассистент оператора управляет передвижением крана, он же может поднять, повернуть или снизить стрелу. Иногда эти же функции выполняет второй ассистент.

Кран. Большой кран очень похож на малый операторский кран. Показанный на рис. 3.6 кран был разработан для ки-

* фунт=453,6 г. (Прим, ред.)

Рис. 3.5.

МАНЕВРЫ МАЛОГО КРАНА. Вверху слева — подъем вверх. Максимальная высота объектива камеры—7 футов, минимальное снижение объектива — 3 фута. Вверху в центре — двустороннее движение влево и вправо. Вверху справа—панорамирование от продольной оси стрелы крана приходится ограничивать пределами ±20°, чтобы оператор мог следить за действием через видоискатель. Широкое панорамирование рискованно. Внизу справа— показаны два метода откатывания вбок (жирные стрелки) при одновременном приближении камеры к сцене или удалении от нее {слева, тонкие стрелы)

ностудий, но он широко используется и в студиях крупных телевизионных центров. Поскольку такой кран требует значительно больше места, чем стандартный малый кран, и обслуживает его бригада из трех — четырех человек, он обычно применяется в тех постановках, где могут быть полностью использованы все его возможности, — преимущественно в массовых сценах.

Рис. 3.6.

КРАН. Максимальная высота — около 9 футов, минимальная высота — около 1,5 фута, общий вес— 3640 фунтов, площадь основания — 6X3,5 фута, наибольшая длина — 14,5 фута, максимальная скорость подъема 5 л* в минуту, перемещается с помощью электродвигателя. Основные детали: / — противовес; 2 — ограничитель подъема станины (предупреждает перемещение стрелы краиа в нерабочем состоянии); 3—ножной тормоз вращения платформы с камерой; 4 — поворотная площадка, на которой размещаются камера, панорамирующая головка, сидеиие и оператор. Панорамирующую головку можно повернуть, оттолкнувшись ногой; 5 — центральный штатив с гидравлическим подъемником; 6 — ручной насос штатива и выпускной клапан; 7 _ тормоз и рычаги переключения направления движения крана; 8 — опорная рукоятка; 9 — ось противовеса; 10—место ассистента оператора

2«—190

Как и в малом кране, камера и панорамирующая головка здесь остаются в заданном положении, независимо от угла наклона стрелы. Сидение оператора крепится к штативу, что позволяет ему вращать камеру и самого себя на 360°, отталкиваясь ногами от платформы, на которой они расположены.

Большие размеры, вес и инерционность крана требуют исключительно квалифицированного управления, иначе невозможно достичь плавности и безопасности его движения. Кран-тележка с механическим управлением. Когда дистанционное управление всеми движениями камеры находится рядом с оператором, отпадает необходимость в ассистентах и сам процесс управления упрощается. Ведь при одновременном панорамировании, поворотах и перекатывании тележки потребовалась бы почти сверхъестественная координация работы всей бригады. Ножные педали, ручное дистанционное управление дают возможность сосредоточить в руках одного оператора полный контроль над работой камеры. Но и здесь есть свои подводные камни. Без дополнительной помощи обслуживающего персонала оператор не в состоянии одновременно следить за действием, движением актеров, последовательностью планов, за фокусировкой, композицией изображения, менять объективы. Длительные непрерывные передачи требуют значительной концентрации внимания. И при введении каждого нового дистанционного регулятора круг обязанностей оператора все расширяется и расширяется.

Появление механических приспособлений во многом облегчило ручное управление тележкой «долли». Вот почему эти тележки, снабженные моторами, приобретают все большую популярность на крупных телецентрах. Но там, где от камеры требуется особая точность и гибкость, целесообразнее прибегнуть к электронному управлению, способному конкурировать по точности с ручной регулировкой. Кроме того, необходимо использовать специальные блокировочные устройства, которые бы страховали тележку от случайных движений и повреждений.

Подвесные камеры. Часто в студиях каждый сантиметр пола приходится брать с боя. И поэтому некоторые предлагают устанавливать подвижные камеры на специальных рельсах, подвешенных под потолком. Это действительно освободило бы пол, но, пожалуй, лекарство оказалось бы опаснее болезни.

Штативы необычных типов. В сущности нет пределов возможным вариантам штативов. Важно лишь, чтобы камера была удобно размещена и находилась в безопасности. С помощью специальных приспособлений, устанавливаемых на панорамирующей головке, камеры укрепляются в полых стальных барабанах, салазках, рамках, подъемных механизмах и т. д.

Достоинствам такого оригинального метода установки приходится противопоставить его недостатки — ограниченность движений головки камеры, затрудненность доступа к ней. Часто оказывается более удобным применение зеркал, заранее снятых на кинопленку вставок и т. п.

Камеры в студии. В телевизионной студии редко бывает больше четырех камер. Даже на больших телецентрах обычно работают только с тремя камерами. Двух камер на малых кранах (или механизированных тележках «долли») и двух на штативе вполне достаточно для постановки самой сложной пьесы. Многие студии довольствуются камерами на передвижных треножных штативах. В обычных условиях сложность используемого штатива определяется не только экономическими соображениями, но и габаритами помещения. Чем сложнее выгородки или меньше студия, тем ограниченнее возможности применения кранов. Если работают один или два малых крана, они несут на себе основную нагрузку, а камеры на штативах являются вспомогательными.

Постановщик должен всегда соотносить свои приемы с имеющимся в его распоряжении оборудованием.

Камера с дистанционным управлением. Камера, подобно другим механизмам, может управляться непосредственно или дистанционно. Существует множество приспособлений, которые могут быть использованы как для одного, так и для другого вида управления. В идеале можно иметь даже тележки с роботами, управляемыми из аппаратной. Для того чтобы не отвлекать внимание оператора, применяется дистанционное управление отдельными механизмами. Однако в основном управление все же лучше оставить в руках оператора. При ведении внестудийных передач, когда нежелательно или нерационально «привязывать» оператора к камере, использование дистанционного управления является наибо-

лее приемлемым выходом из положения. В условиях обыч ной телевизионной студии это не всегда целесообразно.

Объективы камеры

Объектив камеры обычно состоит из ряда отдельны:! линз, установленных в общей круглой металлической опра ве. Она крепится на вращающуюся турель.

Здесь мы не будем касаться технической стороны устрой ства объективов. Однако, чтобы лучше их использовать, не мешает вспомнить основные законы оптики.

Фокусное расстояние и угол зрения. В телевидении объективь различают по двум признакам: по их фокусному расстоя нию (длиннофокусные и короткофокусные), по углу зрЫ ния — с большим углом зрения (широкоугольные) и с малым углом зрения (узкоугольные, или телеобъективы).' Кроме того, существуют объективы с переменным фокусным расстоянием (с переменным углом зрения).

Рис. 3.8.

УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ. Слева — вид спереди. В центре — вид сбоку. Справа — вид сзади. 1 — турель объективов с тремя-шестью объективами, в зависимости от конструкции управляется ручкой 7 или дистанцноиио. Заменяется одинм объективом с переменным фокусным расстоянием (вариообъектив); 2 — смеииые объективы с бандой; 3 — контрольная лампочка, указывающая, что камера в эфире; 4 — видоискатель для удобства наблюдения может наклоняться; 5 — регулятор фокусировки перемещает трубку вдоль оптической оси рабочего объектива (обеспечивает точную фокусировку); 6 — камерный кабель длиной 400—1000 футов, по которому подается питание в камеру, телефонная пара и т. д.; 7 — ручка поворота турели (1); 8 — панорамирующая ручка для поворота камеры; 9 — индикатор диафрагмы объектива (внутри видоискателя); Ю — индикатор объектива (внутри видоискателя), который показывает номер используемого объектива; 11 — контрольная лампочка, которую вндит оператор, когда он смотрит в видоискатель; 12 — небольшой кинескоп видоискателя, показывающий видимое через объектив телевизионное изображение (оптически увеличенное линзой). Обычно видна несколько большая площадь, чем в действительности передается (это позволяет оператору наблюдать объекты за пределами передаваемого изображения); 13 — принимающий объектив — его положение зависит от конструкции камеры; 14 — регулятор диафрагмы объектива (может регулироваться дистанционно); 15— штекерное гнездо дтя подключения микрофона и наушников, с помощью которых оператор поддерживает связь с режиссером, техниками и т. д.; 16 — зажим для камерных карточек; 17—передающая трубка; 18 — приемная трубка видоискателя

Фокусное расстояние указывается на оправе объектива (например 2 дюйма *) и измеряется в дюймах или миллиметрах.

Когда расстояние от объектива до заданной поверхности (светочувствительного экрана передающей трубки, фотопленки и т. д.) равно фокусному расстоянию объектива, то резко сфокусированными оказываются наиболее удаленные объекты. Увеличивая расстояние между объективом и светочувствительным экраном, мы улучшаем фокусировку близко' расположенных объектов. Именно это и происходит, когда мы производим фокусировку камеры, т. е. изменяем расстояние от объектива до передающей трубки. При этом больше всего нас интересует, какой участок сцены можно наблюдать с помощью выбранного объектива с заданного расстояния.

Рис. 3.9.

УГЛЫ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТИВА. Объектив охватывает пространство в виде пирамиды с четырехугольным основанием, высота которого V составляет 3/4 длины Я. Все, что находится за пределами, остается невидимым. Мы используем вертикальный угол зрения, когда нас интересуют вертикальные параметры объекта (вид сбоку). Чаще пользуются горизонтальным углом, так как интересуются видом сверху. Пои заданном положении камеры, чем меньше угол зрения объектива, тем ближе расположенным кажется объект, но тем меньше видна остальная часть сцены.

Чем больше угол зрения, тем отдаленнее кажется объект, ио зато видно большее количество деталей сцены. Справа—на рисунке показаны различные изображения при различных углах зрения: 1 — при

очень широком; 2 — при широком; 3 — при нормальном; 4 — при узком и 5 — при очень узком. Уменьшая угол зрения, мы как бы «растягиваем» наиболее важную для нас деталь, заполняя ею весь кадр.

Если один объектив заменить другим, у которого угол зрения в три раза больше, то охватываемая площадь на изображении увеличится в три раза, однако размеры объектов в три раза уменьшатся по сравнению с первоначальным изображением. Уменьшения угла зрения вызывают обратный эффект.

Чем больше фокусное расстояние объектива камеры, тем меньше угол ее зрения. Чем короче фокусное расстояние F, тем большую площадь охватывает объектив с одного и того же расстояния. При объективах с одинаковым фокусным расстоянием размер кадра зависит от размеров фотокатода передающей трубки. Используя трубку с большой площадью фотокатода, мы как бы расширяем угол зрения объектива, в то время как при малой площади фотокатода поле зрения будет меньше.

Фокусное расстояние лишь частично характеризует объектив. Поэтому операторы различают их по углу зрения.

* дюйм=25,4 мм. {Прим, ред.)

Рис. 3.10. П. 1.



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн