РЕГУЛИРОВКА ВИДЕОСИГНАЛА


РЕГУЛИРОВКА ВИДЕОСИГНАЛА

Трудно определить, какое именно качество изображения привлекает зрителя. Далеко не всегда он ограничивается отчетливостью деталей и полутонов.

Отлично сфокусированное изображение с большим диапазоном тонов может технически безупречно воспроизводить передаваемую сцену. Но если изображение не привлечет, не направит и не удержит внимание зрителя, значит, с художественной точки зрения, оно не выдержало экзамена.

Декорации, свет, характер съемки и исполнения создадут определенное настроение. Но будет ли оно донесено до зрителя? Это в огромной мере зависит от искусства и способностей видеоинженера, от регулировки изображения в видеоканале.

Техническая необходимость регулировки качества изображения

Первый шаг, с которого все телецентры начинают подготовку к передаче, — техническая проверка студийного оборудования. Тест-таблица, находящаяся перед камерой, позволяет контролировать рабочие характеристики последней, настроить ее таким образом, чтобы обеспечить оптимальную четкость и градацию тонов, проверить различные электрические параметры. Все это входит в компетенцию видеоинженера. Остальное уже дело оператора.

Проверяя и настраивая видеотракт, видеооператор должен помнить об ограниченных возможностях системы, пределы которых преступать нельзя.

тона теряются на нижнем загибе

Рис. 4.1.

РЕГУЛИРОВКА ЯРКОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ- Регулируя диафрагму объектива или применяя нейтральный фильтр, можно изменять общую освещенность изображения на фотокатоде передающей трубки, Слева — при недостаточной яркости тона объектов попадают на нижний загиб световой характеристики, в результате чего плохо передаются темные тона, а самые темные—сливаются, увеличивается шум на изображении, четкость ухудшается (из-за черной «тянучки»), становятся заметными пятна трубки (в виде фона), лица и светлые тона воспроизводятся более темными (если при этом не было увеличено усиление в видеоканале). В центре — правильное освещение. Справа — слишком сильное освещение трубки приводит к слиянию самых светлых тонов, светлые участки изображения становятся слишком яркими (засвеченными), лица лишены моделировки, пластичности, возникают новые дефекты изображения (ореолы и т. п.), но самые темные тона сцены (//), (12) передаются более четко

Диапазон возможностей освещения передающей трубки.

Оператор должен следить за тем, чтобы на передающую трубку падало не слишком много и не слишком мало света. Регулировать освещенность он может либо с помощью диафрагмы объектива, либо переменным нейтральным светофильтром (клином).

Тона объекта воспроизводятся пропорционально только тогда, когда они расположены на прямолинейном участке световой характеристики передающей трубки—между ее верхним и нижним загибами (см. рис. 3. 21). Очевидно, чем длиннее этот участок, тем шире может быть передан и воспроизведен диапазон градаций. В трубках типа суперортикон длина участка зависит от электрического режима работы. Но регулируя режим, удлиняя прямолинейный участок световой характеристики, можно одновременно увеличить количество шумов (зернистость) в изображении. При более коротком прямолинейном участке световой характеристики шумы на изображении становятся незаметными, но зато ухудшается воспроизведение полутонов. Поэтому выбор режима работы — всегда компромисс.

Коэффициент контрастности (гамма) также может быть выбран в зависимости от электрических режимов и изменений соотношений тональной насыщенности передаваемого изображения.

При передаче сильно освещенных сцен коэффициент контрастности возрастает.

Пределы возможностей видеоаппаратуры

Чтобы сигнал, передаваемый камерой, не выходил за пределы рабочих характеристик аппаратуры, в видеоканале предусматриваются специальные ограничивающие схемы. Видеооператор может поддерживать диапазон сигнала передаваемого изображения в этих пределах с помощью таких регулировок, как усиление, уровень черного и коэффициент контрастности (гамма-регулятор). Если сигналы, соответствующие предельным тонам объекта, выйдут за пределы рабочих характеристик передающей трубки или аппаратуры видеотракта, то они будут срезаны и сольются с сигналами белого или черного.

Точно предусмотреть изобразительный эффект, который дает любой из этих способов регулировки, можно, только имея большой опыт и высокую квалификацию.

УСИЛЕНИЕ В ВИДЕОТРАКТЕ. Регулируя коэффициент усиления видеотракта камеры. можно изменить величину сигнала изображения и его расположение на амплитудной характеристике между уровнями ограничения белого н черного. Слева — недостаточное усиление (иедомодуляцня) лишает изображение естественности, самые светлые тона тускнеют, самые темные—сливаются. 9 превращается в 10 за счет ограничения уровня черного» но при этом в изображении не возникают дефекты или шумы. В центре — нормальное усиление. Справа — излишнее усиление (перемо-дуляцня) приводит к тому, что тона 1 и 2 подрезаются ограничителем уровня белого, самые светлые тона сливаются, светлые участки изображения кажутся очень яркими, лица лишены моделировки, при этом не нарушается работа трубки и видимость самых темных тонов ие улучшается. Шум иа изображении увеличивается

Регулировка сигнала изображения необходима с технической точки зрения — для обеспечения правильного, стабильного, отвечающего всем техническим требованиям изображения; с художественной точки зрения — для передачи атмосферы, создаваемой декорациями и освещением.

■ первоначальный « тон {^подрезается до черного

Рнс. 4.2.

Мнения расходятся по поводу того, какой метод регулировки наилучший. Их два: фиксированная регулировка и переменная регулировка. Хотя в некоторых случаях можно отрегулировать усиления и затем не производить никакой дополнительной подстройки, но, как правило, фиксированная регулировка не обеспечивает оптимального качества изображения.

<3> О

Рис. 4.3.

РЕГУЛИРОВКА УРОВНЯ ЧЕРНОГО. При регулировке уровня черного происходит перемещение тонов изображения вверх н вниз по градационной шкале, причем этот эффект наиболее заметен на самых темных тоиах. Слева — прн уменьшении уровня черного все темные градации подрезаются до уровня черного, светлые градации подрезаются, темнеют (если прн этом в целях компенсации не увеличивается усиление в вндеотракте). Не появляются никакие новые более светлые тона объекта. В центре — нормальная установка. Справа — установка более высокого уровня черного. Черные и темио-серые градации исчезают, более светлые тона сливаются, так как они подрезаются ограничителем уровня белого. Не возникают никакие более низкие

градации объекта

Рие. 4.4;

РЕГУЛИРОВКА КОЭФФИЦИЕНТА КОНТРАСТНОСТИ влияет иа качество передачи структуры тонов. Слева — небольшой общнй коэффициент контрастности. При коррекции шум в изображении увеличивается. В центре — нормальный коэффициент контрастности. Справа—чрезмерный коэффициент контрастности

По мере того, как камера перемещается по сцене, сигнал неизбежно меняется: в поле зрения камеры попадают объекты различных тонов и контрастности. Меняются точка зрения камеры, освещение, яркость большинства поверхностей. Яркость более ровных поверхностей падает при малых углах зрения камеры (см. рис. 5.14).

По мере расфокусировки яркость и контрастность полутонов поверхностей уменьшаются. Эффективная яркость поверхности падает также с увеличением расстояния до камеры.

Можно применять метод фиксированной регулировки изображения и отрегулировать камеры и их каналы на максимально возможный перепад яркости. Однако при этом временами будут пропадать градации в светлых тонах: серые и

темные тона будут казаться более темными. Фиксированный метод регулировки, как правило, ведет к непостоянству качества изображения. Сколько бы мы ни пытались за счет декораций и освещения сохранить соотношение тонов в пределах световой характеристики передающей трубки, нам все равно не уйти от трудностей, вызванных перечисленными выше факторами.'

сливаются

Рие. 4.5.

РЕГУЛИРОВКА КАЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ. На практике регулировка качества изображения осуществляется тремя способами. Например, если яркость сцены нормальная (отрегулирована с помощью темнителей ламп) и градации располагаются иа прямолинейной части световой характеристики передающей трубки, то, регулируя усиление в видеоканале, можно слегка подрезать слишком яркие участки (с помощью ограничителя уровня белого). Уровень черного можно установить так, чтобы подрезать темные градации (с помощью ограничителя уровня черного) в выбрать необходимый коэффициент контрастности для наилучшей передачи важнейших градаций объекта. Для специальных эффектов (например, чтобы лучше всего передать действие, происходящее ночью) сцена должна соответственно освещаться; уровень черного затем снижается для подрезання самых темных градаций, усиление видеоканала увеличивается так, чтобы довести самые светлые градации до нормальной величины. Затем корректируются приглушенные тона /, 2, 3, а первоначальные тона 8, 9, 10 по-прежнему сливаются с черным, тона же 1—7 расширяются для заполнения шкалы

градаций

4-190

Наконец, возникают и нежелательные изменения тонов, вызванные особенностями той или иной передающей трубкш Они могут проявляться в изменениях уровня черного, коэф-фициента контрастности, в появлении темных пятен и других подобных эффектов, являющихся следствием перераспреде-ления электронов по поверхности фотокатода.

Приемная и передающая трубки могут воспроизвести сравнительно ограниченный диапазон тонов. Поэтому очень многое зависит от того, насколько точно художественно щ технически сумеем мы использовать этот доступный нам диапазон для наилучшего воспроизведения объекта. Это неизбежно приведет нас к методу переменной регулировки качества изображения. При переменной регулировке сознательно жертвуют градациями маловажных светотеней и тонов в пользу других, более существенных. Мы следим за яркостью самых светлых тонов объекта, а это, как правило, — лица.

Допуская излишнюю освещенность отдельных участков (отражения от блестящих поверхностей, бумага, разбросанная на письменном столе, белые воротнички), мы подрезаем их за счет верхнего загиба световой характеристики трубки. Это позволяет использовать ее линейный участок для лучшей передачи градации в изображении лиц, промежуточных тонов и теней. Однако работа в верхней части световой характеристики может привести к тому, что даже лица будут чересчур светлыми, а черты лица — неотчетливыми.

Надо быть внимательными и предусмотрительными, иначе переменная регулировка может привести к плохим результатам. Если мы допустим, чтобы светлая, серая "поверхность, например воротник цвета хаки, тоже обрезалась, как случайный, переосвещенный участок изображения, то любая более освещенная поверхность (например белокурые волосы, белое платье) также превратится в бесформенную белую массу.

Если мы хотим точно воспроизвести все оттенки очень светлой поверхности, то это можно осуществить в пределах ограниченного интервала яркостей за счет более темных тонов изображения. Тем не менее результат может оказаться вполне приемлемым. Например, светлые прозрачные костюмы балерин, если допустить нарушение в передаче их градаций, утратят лишь свой естественный вид, в то время как нормальная освещенность трубки может привести к тому, что все детали лица сольются в одно темное пятно.

Хотя мы охотно идем на потерю градации наиболее темных тонов и тем самым создаем лучшие условия для передачи более светлых тонов, мы не должны упускать из виду главное: ведя передачу с выставки мод, было бы явной глупостью потерять моделировку формы и фактуры темного материала;

в драме же темные костюмы могут оставаться недомодели-рованной темной массой, давая тем самым возможность все внимание сосредоточить на лицах. При этом не следует забывать, что недоосвещенность больших темных участков может привести к усилению неприятных шумов на изображении.

Влияние регулировки на художественное качество изображения

Вопрос о влиянии регулировки видеосигнала на художественное качество изображения невольно приводит к проблеме мастерства видеооператора, ибо при селективном использовании тонального диапазона системы неизбежно возникает необходимость выбора. Предположим, что мы решили установить отдельные пики белого на верхнем пределе шкалы градации. Но как они будут выглядеть в действительности? Какими деталями изображения мы можем пожертвовать, чтобы достичь наилучшей общей передачи градации? И станут ли ими самые белые детали в изображении? Если актер сидит и пишет, то какую деталь мы решим опустить — фактуру бумаги, на которой он пишет, его красивые волосы или абажур настольной лампы? Выбор произволен и не всегда прост.

Подобным же образом мы будем выбирать самые нужные тона вблизи черного. Но что они будут собой представлять? Что именно мы хотим передать: детали темного пиджака артиста, глубокие тени?..

Не следует ожидать одинаково четких градаций на белой бумаге и в полумраке. Наша телевизионная система не в состоянии передать и воспроизвести такой интервал яркостей. Ясно, что решение будет полностью зависеть от предмета и от того, какое настроение и какую атмосферу мы стремимся создать.

Регулировка видеосигнала имеет два важных художественных аспекта: обеспечение постоянной смены тонально согласованных кадров так, чтобы лица не были светлыми в- одном кадре и темными в следующем, сохранение единства действия (сцена не должна выглядеть вечерней с одной камеры и утренней при переходе на другую, она не должна казаться сильно освещенной с одной точки зрения и мало освещенной — с другой).

Даже при правильном освещении такие отклонения могут возникнуть при изменениях в соотношениях полутонов и при резком изменении контрастности. Ведь объекты выглядят более светлыми на темном фоне, и наоборот. Трудно сформулировать абсолютно точно, какое именно настроение вызывает по-разному освещенное изображение, но несколько

Рис. 4.6.

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ФОНЫ. Переключение кадра с преимущественно темным фоном (/) к кадру (2), в котором преобладает светлый фон, может вызвать изменение видимых тонов объекта н яркоети изображения

основных сочетаний тонов ассоциируются в сознании большинства вполне определенно. И это нельзя игнорировать при освещении и регулировке изображения.

Слабое освещение с преобладанием тонов от серого до черного ассоциируется с вечером; уютом; трагедией.

Очень слабое освещение с преобладанием темно-серых и черных участков ассоциируется с ночью; таинственностью. Яркое освещение с преобладанием светлых тонов от белого до средне-серого — с весельем; комедией.

Очень яркое освещение с преобладанием белых и светлосерых тонов — с атмосферой изысканности; эфемерности.

Наша оценка качества изображения в большой степени зависит от диапазона тонов изображения. А высокое качество изображения предполагает возможность различать весь диапазон тонов — от совершенно белых до резко черных. Если в изображении использована только часть полного белого или черного диапазона, то, как правило, оно без темных тонов кажется плоским, лишенным объема. Но в нужный момент искусный видеооператор может использовать это для того, чтобы создать иллюзию эфемерности. Изображение же без светлых тонов будет казаться скучным, статичным, вялым (иногда это удобно для воспроизведения действия, происходящего в тумане). В то же время изображение, в котором мало тонов, выглядит резким. Это может быть отлично использовано для передачи напряженных, драматичных, мрачных сцен.

Точная регулировка изображения в видеотракте исключает случайность появления подобных эффектов, в особенности в планах, страдающих недостатком контрастности тонов. Она же в случае необходимости позволяет усилить эффекты, о которых мы говорили выше.

Вот арсенал возможностей видеооператора: сделать самые светлые тона еще более светлыми (или более темными) за счет увеличения освещенности изо

бражения на передающей трубке или усиления в видеоканале;

еще больше затемнить самые темные тона (или светлые сделать более светлыми) за счет уменьшения яркости изображения на фотокатоде трубки, уменьшения усиления в канале видеосигнала или регулировки уровня черного;

увеличить или уменьшить контрастность в любом конце градационной шкалы (например, растягиванием черного или белого при регулировке коэффициента контрастности).

Такая регулировка практически улучшает восприятие изображения, подчеркивая малозаметную структуру или рисунок (например, в тканях) или более четко воспроизводя деталь с малой контрастностью (например в выцветших документах) .

Увеличивая контрастность крайних тонов, мы можем слить неясные полутона в однородную массу и улучшить тональное равновесие. Всякий, раз, например, когда нужно черную поверхность представить в виде плоской ровной массы (при передаче титров, черных фонов), черные полутона можно слить, регулируя уровень черного или коэффициент контрастности.

Нужный визуальный эффект не всегда создается только регулировкой освещения. Иногда можно выйти из положения с помощью регулировки в канале видеосигнала. При съемке ночного экстерьера, если он освещен в соответствии с атмосферой сцены, на передающую трубку попадает недостаточное количество света. На сплошном фоне шумов изображение будет безнадежно блеклым, неоднородным, размазанным и т. д. Для обеспечения нормальной работы передающей трубки нужно увеличить освещенность сцены, а затем изменить воспроизводимые значения градаций регулировкой в видеоканале. Достаточно лишь опустить уровень черного. А может быть, гораздо выгоднее увеличить коэффициент контрастности и произвести усиление в видеоканале. Результат зависит от искусства освещения и регулировки в видеоканале.

Долго следить за темным изображением крайне утомительно. В практике кино принято изменять оптическую плотность кинопленки в процессе печатания. Сцена отпечатывается темной (или даже чересчур темной), чтобы создать нужное настроение, а затем, по мере продолжения действия, она осветляется до необходимого уровня. Этот же принцип регулировки освещения в процессе передачи можно применить и в телевидениии, избавив тем самым зрителя от необходимости каждый раз настраивать свой приемник.



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн