ОСВЕЩЕНИЕ


ОСВЕЩЕНИЕ

Свет в телевидении не таинственный ритуал, но и не разновидность обычного освещения. Здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами: технической и художественной.

С технической точки зрения, нас главным образом интересует, каковы возможности осветительного оборудования и что происходит, когда оно используется определенным образом. Ответ на эти вопросы даст нам теория и практика: ведь освещение подчиняется присущим ему закономерностям. Художественные закономерности освещения сформулировать значительно сложнее: здесь мы должны ответить на вопрос, какие эмоциональные реакции у зрителей вызывает тот или иной прием, а это легче показать, чем рассказать.

В отличие от кино, где каждая мизансцена освещается так, чтобы предоставить камере наивыгоднейшие условия съемки, в телевидении освещение — сплошной компромисс. Действие здесь непрерывно, пересъемки невозможны, расстановка предметов специфична. Освещение, с одной стороны, должно отвечать техническим условиям работы камеры, предотвращать появление ложных теней, с другой — не усложнять работу в студии. И как бы ни была сложна постановка и где бы камера ни находилась, она должна быть обеспечена таким освещением, которое позволило бы правильно уловить атмосферу действия и передать все его особенности.

Осветительное оборудование

Осветительное оборудование телевизионных студий состоит, как правило, из типовых кинопрожекторов и аппаратуры, учитывающей специфические особенности телевизионного производства.

Эти приборы обеспечивают два вида света:

мягкий свет, распространяемый широкими, источниками, которые рассеивают свет и не отбрасывают теней;

жесткий свет — сильнонаправленный, вызывающий резкие тени.

Это деление не является строгим, но мягкий свет обычно получают от матовых ламп с рассеянным светом в открытых рефлекторах, тогда как жесткий свет дают сфокусированные источники.

Обычно в телевидении используются знакомые нам в повседневной практике светильники: вольфрамовые лампы накаливания, угольные дуговые лампы, ртутные разрядные лампы, флюоресцентные лампы и т. д.

Лампы накаливания

Лампа накаливания — наиболее широко используемый осветительный прибор, обладает многими преимуществами: у нее сравнительно долгий срок жизни и широкий диапазон яркости; ее можно вмонтировать в разнообразные кожухи, она очень надежна и не требует особого ухода.

К недостаткам лампы накаливания следует отнести ее низкую эффективность и большую площадь нити накала. А это затрудняет получение жестких четких теней, обычных для точечных источников света. Свет этих ламп обладает слабым излучением в синей части видимого спектра, или низкой цветовой температурой.

Рис. 5.1.

ИСТОЧНИК МЯГКОГО СВЕТА. Вверху слева — «ковш> (от 500 вт до 1,5 кет). В центре — широкоизлучатель на телескопической штанге (от 500 вт до 1,5 кет). Внизу слева — двойной широкоизлучатель (от 1 до 3 кет). Справа — групповые освети»

тельные агрегаты

Рис. 5.2.

ПРОЖЕКТОР С ЛИНЗОЙ ФРЕНЕЛЯ. Выпускается мощностью 100 н 500 вт, 5. 10 и 20 кет. А — положение светового источника (с зоной действия 10°); Б — положение источника (с зоной действия 60°). / — скоба для крепления; 2 — параболическое зеркало; J—ручка фокусировки; 4 — линза Френеля; 5— передние кронштейны для дополнительных приспособлений

Лампы накаливания — источники мягкого света. ДляХполуче-ния по-настоящему мягкого света источник должен иметь такую поверхность излучения, которая во много раз больше освещаемого объекта. Мы не можем получить свет, который совершенно лишен теней, от точечных источников света или источников с небольшой площадью излучения, хотя иногда это достигается с помощью диффузионного экрана. К сожалению, при этом значительно ослабляется сила света.

Чем больше ламп в кожухе, тем сильнее будут перекрываться тени от этих ламп и тем мягче станет свет. Но часто телевизионная камера способна воспринимать даже очень слабые тени, так что, несмотря на потери силы света, иногда приходится использовать диффузионные экраны.

Источники жесткого света с лампами накаливания. П р о ж ек-торы. Фокусируемые прожекторы состоят из линзы и параболического зеркала, которые концентрируют свет лампы в узкий регулируемый пучок. В центральной части сечения этого луча яркость постоянна, а на краях постепенно ослабляется. Это обеспечивает слияние границ соседних лучей.

Лампы с внутренним отражателем. Если придать баллону лампы параболическую форму и посеребрить его внутреннюю поверхность, то мы получим осветительный прибор, который не требует дополнительных отражателей. Хотя световой пучок такой заранее сфокусированной лампы не поддается непосредственной регулировке, можно использовать различные приспособления, чтобы ограничить его распространение.

Выпускаемые промышленностью лампы с внутренним отражателем имеют резкую и нерезкую фокусировку и обычно работают с затенителями в специальных кожухах и стандартных осветительных установках. Эти лампы, предназначенные для мощных осветительных установок, можно использовать как поодиночке, так и группами.

Э-л л и п с о и д н ы й прожектор. Изменив конструкцию прожектора с линзой Френеля таким образом, чтобы нить накала лампы располагалась за точкой фокуса объектива, поместив за ней эллипсоидный рефлектор, можно получить осветительную установку с новыми свойствами.

Рас. 5.3.

ПРОЖЕКТОР С ВНУТРЕННИМ РЕФ ЛЕКТОРОМ. Имеет внутреннее посе ребренное покрытие и совершенно про зрачную нлн матовую чистую перед тою стенку

Такой эллипсоидный источник расширяет возможнности регулировки света; металлические трафареты могут перемещаться в его фокальной плоскости, что позволяет получить разнообразные теневые маски (например тень у окна); внутренние заслонки или затворы позволяют резко ограничить световой луч и регулировать его форму, а при помощи переменной внутренней диафрагмы регулируется яркость прожектора.

Вольфрамовые лампы с повышенным накалом (перекалки). Если на лампу с вольфрамовым накалом подать несколько большее напряжение, чем то, на которое она рассчитана, происходят два явления: заметное увеличение силы света и улучшение цветовой температуры (обычный красновато-желтый свет сменяется голубовато-желтым). За это лампе приходится расплачиваться жизнью — хотя и веселой, но короткой. Срок ее службы резко сокращается до 2—9 час. вместо обычных тысячи.

Там, где для размещения мощной стандартной осветительной установки не хватает места, или когда необходимо освещение высокой интенсивности, вольфрамовые лампы с повышенным накалом бывают незаменимыми.

Угольные дуговые лампы

Несмотря на то, что светильник с угольной дугой широко применяется в кинематографических студиях, в телевидении он используется весьма ограниченно и только там, где без него не обойтись.

Дуговые установки очень громоздки, требуют умелого обращения, к тому же в них используются угольные электроды с ограниченным временем горения.

Но дуговая лампа обладает и рядом важных преимуществ.

Дуга — сконцентрированный точечный источник света; отсюда резкие, ясно очерченные тени и четкая, более динамичная моделировка. Там, где необходимо сильно осветить

большую площадь, дуговая установка находится вне конкуренции, в особенности когда нужно воссоздать эффект одного источника света (например солнце). И, наконец, цветовая температура света дуги очень высока, она близка к цветовой температуре солнечного света.

Компактные ртутно-кадмиевые газоразрядные лампы

Ртутно-кадмиевая лампа — точечный источник света с высоким коэффициентом полезного действия; это усовершенствованные известные голубовато-зеленые светильники, используемые в промышленности и уличном освещении. Характерный для этих ламп неприятный свет^существенно улучшен примесью кадмия, и в результате лампа'стала весьма перспективна для использования в телевидении и кино.

Рис. 5.4.

люминесцентный источник

МЯГКОГО СВЕТА. В полый кожух вмонтированы люминесцентные лампы в виде трубок, обеспечивающие рассеянный спот на большой плотами

Однако до сих пор такие источники не получили широкого распространения.

К недостаткам лампы относятся: длительность разогрева до полной яркости, необходимость вспомогательного распределительного устройства, задержка во времени между гашением и повторным зажиганием, прерывистый линейчатый спектр, невозможность прямой регулировки яркости с помощью темнителей.

Однако ее свойства как точечного источника света дают возможность получить освещение, близкое к освещению дуговыми источниками, которого вольфрамовые лампы обеспечить не могут. Ртутно-кадмиевые лампы выпускаются мощностью от 2,5 до 25 кет и вполне могут заменять дуговые лампы

Флюоресцентные лампы

Знакомая нам флюоресцентная трубчатая лампа некоторое время была весьма популярна на многих студиях как источник мягкого света. Она обладает многими привлекательными свойствами, так как обеспечивает в три раза больше света, чем вольфрамовая аналогичной мощности, имеет больший срок службы и обладает цветовыми свойствами, которые изменяются в зависимости от покрытия.

К недостаткам лампы относятся: небольшая мощность

излучения, ненаправленность света, громоздкость и хрупкость.

Рис. 5.5.

УСТАНОВКА ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ, / — лампа передней подсветки, установленная на камере; 2 — нижняя подсветка, установленная на камере (100—500 вг);

3 — лягушка (черепаха); 4 — телескопический напольный штатив; 5 — световой

журавль; 6—приборы, установленные иа раме (задннке); 7—приборы укреплены сверху (а) и сбоку (б); 8— гидравлический штатив; 9 — балкон для установки осветительного оборудования; 10— защитные перила: // —телескопический подвес, перемещающийся по рельсу (а); 12 — пантограф; 13— подвесная люлька для установки тяжелой аппаратуры, дуговых ламп и т. д.; 14 — подвесные лампы; 15 — рельсы для

потолочных подвесов

Установка источников света

От того, как расположены осветительные приборы в студии, зависит гибкость работы всей осветительной системы: время и усилия, необходимые для того, чтобы привести в действие все оборудование, его мобильность и возможность находу корректировать освещение.

Напольные светильники. Передвижные телескопические установки от карликовых шестидюймовых штативов до 15-футо-вых гидравлических гигантов гибки в работе, их высота и направление легко и быстро регулируются. В кинематографии они обеспечивают точную установку лампы, а это необходимо для высококачественного освещения.

Но в телевидении, где борются за каждый дюйм свободного пространства, размещение осветительных установок на полу не пользуется популярностью. И действительно, там, где терпимо более низкое качество освещения, напольные светильники не применяются. Однако при правильной организации работы всегда можно добиться приемлемого компромисса, разместив на полу осветительную аппаратуру и

кабели к ней так, чтобы это не создавало дополнительных неудобств.

Вспомогательное осветительное оборудование и регулировка света

При выборе лампы для конкретной цели нас интересуют ее основные характеристики: яркость (сила света), качество света (жесткость, мягкость) и зона действия из заданного положения. Выбрав из имеющихся в нашем распоряжении ламп самую подходящую, следует отрегулировать свет от нее так, чтобы он освещал с необходимой яркостью только заданный участок сцены. Именно для этой окончательной регулировки и были разработаны различные вспомогательные устройства. Большинство из них родилось непосредственно на киностудиях и превратилось из кустарных самоделок в надежные стандартные приборы. Но они все еще сохраняют свои первоначальные прозвища, полученные ими там, где они были созданы, а их конструкции по-прежнему варьируются и импровизируются в зависимости от реальных потребностей каждой студии.

Методы ограничения света. Рассеиватели — эффективное (хотя и мало экономичное) приспособление для дальнейшего смягчения мягкого света. Однако основная их цель — уменьшение яркости жесткого света. Устанавливая рассеиватели перед прибором, используя сетки или полупрозрачные фильтры, мы можем регулировать силу света очень ярких источников, не прибегая к помощи дорогостоящих темнителей. К тому же, что очень важно, это дает нам возможность уменьшить свет, падающий на определенные участки. Рассеивая только часть светового луча, мы можем выделять детали черной одежды актера, не пересвечивая при этом его лица, или уменьшить освещенность объектов переднего плана, не меняя освещенности фона. Без частичного рассеивания нам пришлось бы использовать для обеспечения аналогичного светового баланса две отдельные лампы.

Рис. 5.6.

ОГРАНИЧЕНИЕ СВЕТА. Слева — откидные ограничители. Слева в центре — круглые кольца. Ряд цилиндров, ограничивающих боковое распространение светового потока. Справа в центре — цилиндрические ограничители, которые создают направленный поток света. Справа — фигурные затенители (маски), устанавливаемые на лампе. Они изготовляются из светонепроницаемых или полупрозрачных материалов

Диффузия света. Установленная перед лампами полупрозрачная среда позволяет ослабить и рассеять их свет. Для этой цели чаще всего применяют стеклоткани, проволочные сетки, сетки, покрытые желатином, матовое и молочное стекло, пропитанный маслом шелк. Каждое из этих приспособлений дает только ему свойственное изменение света.

Рефлекторы. Свет, отбрасываемый от рефлекторных щитов, иногда используется для усиления прямого освещения. Цвет и жесткость такого света зависят от поверхности рефлектора. Громоздкие и малоэкономичные рефлекторы обычно применяют в качестве вспомогательных светильников для создания глубоких теней и уменьшения контрастности в тех случаях, когда съемка производится при солнечном свете. В телевизионной студии рефлекторами пользуются для имитации ослепительного блеска снега и создания ощущения эфемерности.

Методы регулировки интенсивности света. Чтобы световой баланс был приятен для глаза, мы должны ум,еть регулировать световой поток, падающий на объект. Этого можно достичь, изменяя расстояние лампы от объекта, выбирая соответствующий тип и мощность лампы, вводя рассеиватели, и, наконец, если мы имеем дело с прожекторами, регулируя концентрацию света, т. е. направляя свет то общим потоком, то на отдельные предметы.

Рис. 5.7.

МЕХАНИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРОВКА.

Слева — венецианские затвор — ряд регулируемых (вручную или с помощью мотора) заслонок, которые изменяют световой поток. Справа — диафрагма, регулируя которую можно изменить силу света прожектора

Каждое из этих решений имет свои недостатки. Для осветительной установки, укрепленной неподвижно, подобные методы регулировки яркости вполне приемлемы. Но в сценах, где для достижения драматического эффекта необходимо создание постоянно меняющейся атмосферы и где часто приходится варьировать освещение, мы должны располагать таким арсеналом средств, который позволил бы регулировать диапазон яркости ламп от максимума до затемнения. Этого можно достичь механической и электрической регулировкой.

Электрическая регулировка светового потока. В вольфрамовых лампах накаливания яркость света весьма гибко регулируется с помощью темнителей. Существует несколько типов темнителей, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Методы электрической регулировки светового потока



Как делается телевизионная передача, Джеральд Миллерсон, 1971



Курьер смотреть онлайн
Небеса обетованные смотреть онлайн
Суета сует онлайн