ЛЕТНЫЕ КАЧЕСТВА ЗМЕЕВ


ЛЕТНЫЕ КАЧЕСТВА ЗМЕЕВ

меньшей, поднимают соответственно во столько же раз меньше и нагрузки.

. При пользовании этими формулами надо иметь лишь в виду, что при значительной, высоте подъема змея, ему

Рис. 3

При каком ветре змей может взлететь? Это зависит от удельного веса змея — эти значения (кг на 1 -w3J отложены внизу на горизонтали. Соответствующая минимальная сила ветра определится жирной кривой по цифрам у вертикали слева (метры в секунду)

в большинстве случаев придется находиться в ветру более сильном, чем внизу, так как обычно с удалением от земли сила ветра возрастает.

3. Лётные качества змеев

В чем же заключаются летные качества воздушных змеев? Какие змеи будут хорошими, какие плохими? Основные требования таковы:

1) Легкость и прочность. Чем змей легче, тем при меньшем ветре он способен подниматься; змей тяжелый не поднимется вовсе. Но легкость не должна быть в ущерб прочности, так как сильный ветер будет конструкцию рвать или ломать. Практика выяснила, что змеи достаточно прочные получаются при удельном весе (Q: S) от 0,2 до 1, т. е. столько кг или десятых долей грамма) нагрузки приходится на поверхность в 1 кв. метр или 1 кв. сантиметр. Из формул, приведенных выше можно определить, что для таких змеев нужен минимальный ветер от 21U до 5 метров в секунду.

Для легкости конструкции нужно применять наиболее легкие и прочные материалы. Таковыми являются: дерево, из коего делается остов (каркас), и бумага или ткань (редко жесть)—для покрышки. С помощью клея, разных креплений и растяжек конструкция змея получает достаточную жесткость при небольшом весе. В простых бумажных змеях применяются деревянные планки наиболее легкие, напр. дранка. В других конструкциях применяется ель, сосна, бамбук, камыш. Бумага годится для покрытия, лишь небольших змеев, напр. до 1 кв. метра поверхностью; лучше брать бумагу плотную и гладкую. Равно и ткань берется более плотная, но конечно по возможности и легкая: коленкор, перкаль, батист, шелк и др.; у больших змеев полезно покрышку лакировать.

Крепления применяются самые различные,—лишь бы они не ослабляли деревянные части. Растяжки—бичева, .тросы или проволока — применяются для окантования

плоских поверхностей и для расчаливания коробочных конструкций.

Что касается леера, то таковой берется либо пеньковый или шелковый, либо металлический. Для высоких подъемов последний представляет больше выгоды, так как при одной и той-же прочности стальная проволока весит вдвое меньше, чем пеньковый шнур, и имеет, сравнительно с последним, диаметр тоже в несколько раз меньший; поэтому на шнуре можно запускать змеи лишь в пределах до 1.000—1.500 метров высоты. Для такой высоты нужно бичевы или пенькового шнура от 3 до 5 кг, а проволоки от 1,5 до 2,5 кг (считая длину леера около 1.500 метров, а диаметр проволоки от 0,4—0,6 мм).

2) Устойчивость. Для устойчивого стояния в воздухе воздушный змей должен иметь правильно сконструированную поверхность, правильное крепление ее к дееру и иногда специальные органы устойчивости.

Правильность самой конструкции выражается в том, что поверхность змея достаточно прочна и в отношении к продольной оси своей, симметрична и однородна по весу. Без этих условий змей вообще никогда не будет держаться в равновесии. Но этого еще мало: желательно, чтобы сама-же конструкция обеспечивала бы до некоторой степени и восстановление равновесия при его нарушении. Для этого змейковой поверхности дают часто форму не плоскую, а изогнутую (с выпуклостью вниз), а ДЛЯ больших змеев ПрИ|}Є0^^^Ч5ОЙ=^^ЦЄЛЬ не одну поверхность, а целы£

g л, Воздушные змеи, '

ной комбинации. В этом последнем отношении воздушный змей вполне уподобляется аэропланной конструкции: коробчатое расположение отдельных поверхностей и применение двух коробок одна за другой (как хвост за главными крыльями в аэроплане) дают наилучшие результаты.

Правильным креплением леера будет такое, когда сила тяги не минует точки В (см. рис. 1). Но крепить шнур или трос в самой точке В нельзя, потому что положение ее постоянно меняется. Для этого и делается уздечка (АСВ). В общем случае, длина обоих пут ее (.АС+ВС) делается примерно вдвое больше, чем растояние между точками их крепления (АВ)\ длина каждого пута в отдельности подгоняется уже практически в зависимости от типа змея и наиболее выгодного для него угла наклона к горизонту. Обычно уздечки делаются из двух или из трех путов.

При сильном и особенно порывистом ветре, а равно и при большой высоте подъема, применяются еще эластичные уздечки, в которых в одном из путов (переднем или заднем) ввязываются куски резины (см. рис. 38); при изменении силы ветра меняется растяжение резины, и змей становится под углом встречи либо меньшим (если ветер усиливается), либо большим (если ветер слабеет); в обоих случаях это содействует сохранению прежней высоты подъема, так как оказывает на подъемную силу обратное влияние, чем изменяющаяся сила ветра. При включении такого амортизатора надо применять предохранительный трос аЪс, расчитываемый по длине так, чтобы при выпрямлении его

(т. е. при полном растяжении резины) змей имел бы угол встречи около 10°. '

В числе специальных органов устойчивости воздушных змеев надо назвать прежде всего хвост и крылья.

Надобность в хвосте есть почти у всех плоских змеев, плохо обеспеченных в смысле устойчивости самой змейковой конструкцией. Обычно хвост делается из бичевки, к которой привязываются либо лоскутки, либо кусочки бумаги, смятые на подобие веера. Вес и длина хвоста определяется практически: если змей ковыляет, то значит хвост мал или легок, а утяжеленный хвост проявляется излишней грузностью. Хвост иногда можно заменять небольшим грузом (кусочек свинца или меше-чек с песком).

Крылья представляют собой отдельные поверхности, обычно угловатые, применяемые в коробчатых змеях, по бокам; увеличивая змейковую площадь и содействуя устойчивости в силу некоторой конструктивной гибкости, крылья тем полезнее в последнем отношении, что могут делаться эластичными с помощью амортизирующих оттяжек (см. рис. 33,43 и 45). При таком устройстве отдельные порывы ветра могут погашаться одними крыльями, не нарушая устойчивого положения всего змея.

Наконец, к числу средств, применяемых для лучшей устойчивости, можно отнести еще устройство в плоской змейковой поверхности окон — отверстий для свободного прохождения воздуха при усиливающемся ветре или тоже при порывах его.

. §*

3) Высота подъема. Высота взлета змея зависит от угловой высоты змея, от подъемной силы его и от длины и веса леера, который ложится своей тяжестью тоже на змей.

Угловая высота — это угол, составляемый леером с горизонтом. Существенно важно, чтобы он был больше — возможно ближе к 90°; тогда при той-же длине привязи высота будет больше. Однако, вследствие давления ветра на самый леер, он располагается обычно под острым углом, давая еще провес от собственной тяжести. Обычно этот угол составляет от 30° до 70°; этому соответствует высота подъема в пределах от Vs до 9/io выпущенного леера.

Целесообразная конструкция самого змея и его уздечки, при небольшой поверхностной нагрузке (удельном весе) и при относительно легком леере дают наилучшие условия.

Выше упомянуто, что змеи бумажные запускаются не выше 1.000 'метров. Но и этой высоты добиться бывает не просто. Змеи большие поднимаются и на несколько километров, причем тем выше, чем больше их подъемная сила. В конечном счете, вопрос сводится к величине змейковой поверхности,—либо одного змея, либо—лучше—целой группы.

Рекорд высоты подъема змеев установлен в 1919 г. на германской аэрологической станции в Линденберге: группа из восьми змеев, с общей поверхностью в 63 кв. метра, дошла до высоты в 9.740 метров, причем было выпущено 15 километров проволоки. Конечно, для рекордных подъемов берется наилучшая стальная про



Как делать и пускать воздушные змеи, К.Е.Вейгелин, 1969



Джентльмены удачи смотреть онлайн в хорошем качестве
Ирония судьбы, или с легким паром онлайн в хорошем качестве
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика онлайн в хорошем качестве