ЯПОНСКОЕ КИНО 6


Японских генералов — военных преступников с пафосом восхваляет монументальный боевик «Великая японская империя». Восторженная рекламная шумиха сопро-вождала съемки мультипликационного фильма «Война 198... года», программирующего нападение Советского Союза на Японию. Колоссальные сборы делает киногигант «Объединенная эскадра», превращенный его создателями в «увлекательный и приятный аттракцион», подогревающий военные страсти. Таких примеров множество, и все они свидетельствуют об активизации реакционных и националистических сил на Японских островах, о все более решительном влиянии США на военную политику Токио. Разве требуется комментарий хотя бы к такому красноречивому факту: на фильм «Высота 203» бесплатно было роздано 3600 тысяч билетов!

Нельзя сказать, что политика ремилитаризации Япог нии, подыгрывающей гегемонистским планам американского империализма, не получает отпора. Многие прогрессивные японские режиссеры видят сейчас свою главную задачу в разоблачении опасных устремлений военщины, в защите демократического искусства от мощного на-* ступления реакции, в активной борьбе за мир и дружбу между народами. Так, в Токио был проведен специальный научный симпозиум, посвященный рассмотрению правых тенденций в японском кино; на нем со всей откровенно^ стью говорилось об опасности, которую таит в себе ис,-кусетво, разжигающее милитаристский угар. Известий также, какую активность проявили Коммунистическая партия и другие прогрессивные организации Японии в связи с демонстрацией фильмов «Переворот» и «Высота 203».

Яростный спор о войне и мире идет и на самом экране. Сторонники мирного и независимого развития страны пытаются предостеречь японское общество от повторения прошлых ошибок. Это в равной мере ОТНОСИТСЯ И К фильму Сацуо Ямамото «Война и люди», кульминационным моментом которого является разгром японских милитаристов на реке Халхин-Гол летом 1939 года, и к другой его работе—«Август без императора», показывающей, что представляют собой фактически японские «силы самообороны» и насколько опасна политика поощрения военных приготовлений, и к совместной советско-японской ленте «Москва — любовь моя», герои которой испытывают на себе трагические последствия войны через двадцать лет после ее окончания.

«Тихо катится день» (Индия)



«Голод» (Индия)

Актриса Шабана Азми



«Замок паутины» (Япония)



«Мелолии белой ночи» (совместное производство СССР и Японии)


«Ветер с Ореса» (Алжир)

«Почтмейстер» (Египет)

I

«Омар» (Алжир)




«Девушка» (Мали)

Кинорежиссер Мед Хондо (Мавритания)

«Через Гоби и Хинган» (совместное производство СССР и Монголии)

«Седдо» (Сенегал)

Антивоенная тема звучит лейтмотивом и в целом ряде новых японских фильмов. Один из них — «Мутная река» Огури Коёи — мы видели на XII Московском международном кинофестивале. Герой этой картины — девятилетний мальчик, живущий в бедном квартале Осака, сталкиваясь с самыми страшными сторонами быта своих юных друзей и соседей по кварталу, постепенно постигает суровую правду жизни, учится доброте и состраданию. Й хотя действие фильма отнесено к 1956 году, здесь, у мутной реки, где в старых лачугах, а иногда прямо в лодках ютятся рыбаки, грузчики, мелкие торговцы и проститутки, все еще жива память о минувшей войне: она и в душевных ранах, и в искореженных судьбах, и в вечном страхе за завтрашний день.

Как страстный призыв к миру и гуманизму звучит новый фильм Тадаси Имаи «Башня Химэюри», воскрешающий один из эпизодов второй мировой войны. В канун капитуляции реакционное правительство Японии сформировало отряды смертников, состоящие из школьниц, студенток и домохозяек. О трагической судьбе одного такого отряда с беспощадной правдивостью и рассказывает Тадаси Имаи.

О том, какие тяжкие испытания выпали на долю людей военной поры, показывает и картина Садао Сайте «Когда я был ребенком, шла война». Изображая, как юный герой фиЛьма постепенно освобождается от шовинистических идей и сердцем начинает понимать истинный смысл событий, происходящих у него на родине, автор настойчиво подчеркивает, что война одинаково Страшна для всех ее участников, независимо от возраста, наций, места жительства. С особой эмоциональной силой и убедительностью эта мысль звучит в тех кадрах фильма, где показано, как под огнем американского военного истребителя погибает маленькая подружка героя —дочь японки и подданного США.

Все эти фильмы значительны не только своей нена-виетью к войне, страстным призывом к миру, но и ярко выраженным гуманистическим пафосом. Они свидетельствуют о том, что на японском экране, хотя и очень робко, снова начинается разговор о добре, нравственности, человечности, пусть немного сентиментальный — не случайно же героями этих картин очень часто становятся дети, — но искренний и честный. Этот разговор давно нужен японцам, уставшим от экранных кошмаров, потоков

81

6. Л. Будяк

крови и садизма. Кстати, доказательство тому и тот успех, которым. пользуется каждая новая серия фильма «Мужчине живется трудно» — про доброго, милого Тора-сан, готового всегда прийти на помощь любому, кто в этой помощи нуждается. Автор этой многосерийной ленты— хорошо известный у нас в стране Едзи Ямада, чья прекрасная картина «Желтый платочек счастья» была показана на одном из наших кинофестивалей.

Будущее японского кино, как и других кинематографий, в его мастерах и прежде всего в тех, кто последовательно придерживается принципов реализма, отстаивает гуманистические идеи и. дорожит своим добрым именем. У японского кино есть Акира Куросава, чьи последние картины «Дерсу Узала», поставленный на «Мосфильме» и получивший американского «Оскара», и «Кагемуся», новое историческое полотно о трагической эпохе феодальных междоусобиц еще раз подтвердили величие его таланта. В кинематографе Японии по-прежнему успешно работают его ветераны Сацуо Ямамото и Канэто Синдо, горячо преданные социальной теме и интересам народа. Здесь радует публику своим светлым оптимистическим искусством тот же Едзи Ямада. Кинематограф Японии богат талантами и не только старыми, но и новыми, которых, кстати говоря, активно поддерживает сейчас независимая компания ATG (гильдия художественных театров) , открывающая молодым дарованиям путь в большое искусство и в завтрашнйй день японского кино.



Кино стран Азии и Африки, Будяк Л.М. 1983