АРАБСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ 4


Сегодня на экранах Сирии, активно развивающей национальную экономику и прежде всего ее государственный сектор, последовательно проводящей айтииМпе-риалистический курс, линию на укрепление дружбы и сотрудничества с социалистическими спранами, задает тон искусство, прочно стоящее на реалистических позициях, верное гуманистическим идеалам, активно служащее социальному переустройству Жизни, делу мира и справедливости. Нельзя сказать, что серьезному кинематографу приходится легко в утверждении своих идейных и эстетических принципов. «Зрители у нас привыкли видеть на экране вымышленный, далекий от реальности мир, — говорил в Ташкенте на одном из фестивалей режиссер-документалист Кайс аз-Зубейди. — У них создалось прочное убеждение, что кинематограф — это всего лишь магия, забава и не имеет никакого отношения к действительности» *. Приохотить такого зрителя к серьезным фильмам непросто. И тем не менее в последние годы уже сделаны значительные успехи на этом пути. Главную роль здесь сыграли сами сирийские фильмы, привлекающие широкую аудиторию значительностью проблематики и доходчивостью формы.

Одной из своих важнейших задач сирийские режиссеры считают сейчас патриотическое воспитание молодежи. Находясь в центре ближневосточного конфликта, Сирия последовательно отстаивает правое дело арабских народов, решительно выступает против империалистической агрессия и международного сионизма, активно поддерживает Палестинское движение сопротивления. Вот уже десять лет палестинская тема почти не сходит с сирийских экранов. Обратившись к палестинской проблеме, сирийские режиссеры фактически открыли ее для кинематографистов других стран — и не только документалистов.

Еще в 1974 году палестинский режиссер Бурхан Ала-вийя поставил в Сирии свой гневный антиимпериалистический фильм «Кафр Касем». В этой картине с исключительной исторической достоверностью и публицистическим пафосом он поведал о трагедии, разыгравшейся в небольшой палестинской деревушке в 1956 году, когда израильские солдаты зверски расправились с безоружными крестьянами, которые не были предупреждены о введении комендантского часа. Палестинская проблема поднимается и в картине «Герои рождаются

дважды» Салаха Духни, рассказывающей о судьбе маленького мальчика из лагеря беженцев, примкнувшего к палестинскому движению Сопротивления. В фильмах «Красный, белый, черный» Башира Сафия и «Обратное направление» Мервана Хаддада, посвященных становлению молодого поколения, поиску ими своего места в жизни, лейтмотивом звучит все та же тема:    горькая

судьба людей, лишенных родины.

В настоящую политическую манифестацию на II Дамасском кинофестивале в 1981 году превратилась демонстрация документальной ленты «Родина за колючей проволокой» Кайса аз-Зубейди. В этом фильме без особых кинематографических ухищрений, подчеркнуто просто и удивительно достоверно повествуется о трудной жизни палестинцев на оккупированных Израилем землях, об их мужественной борьбе против унижения, бесправия и эксплуатации, о стремлении вопреки трагическим обстоятельствам сохранить человеческое достоинство и веру в будущее. Во время показа фильма авторские размышления о сущности палестинской проблемы, о причастности американского империализма к трагедии палестинского народа, о реакционной позиции Израиля в вопросе о самоопределении Палестины то и дело покрывались громом аплодисментов. В этой бурной реакции гостей и хозяев фестиваля выражалось не только сочувствие палестинскому движению, но и глубокая вера в их правое дело и окончательную победу палестинцев.

За последние годы кинематографистами палестинского движения Сопротивления, среди которых можно назвать Мустафу Абу Али, Самира Нимра, Галеба Ша-аса, Аднана Маданата, самостоятельно снято более 50 документальных фильмов. Около 40 лент, рассказывающих о судьбе палестинцев, создано в разных странах мира, в том числе и в Сирии, которая активно поддержала палестинский народ летом 1982 года во время израильской агрессии в Ливане.

Но это только одно из направлений современного сирийского кино. Другая примечательная черта молодой кинематографии заключается в том, что она уверенно обратилась к серьезным и важным социальным проблемам страны. В этом отношении весьма показательны два новых фильма — «Сообщение» Хайсама Аки и «События на расстоянии полуметра» Самира Зыкры. Первая из этих картин, поставленная в жанре детектива, рас-

сказывает о трагической судьбе простого крестьянского парня, приехавшего в поисках работы в город и погибшего на стройке у частного предпринимателя, не заботившегося о технике безопасности. Главный пафос фильма направлен против национальной буржуазии, чуждой общественных интересов и озабоченной лишь наживой.

В картине Самира Зыкры, экранизации широко известного в арабском мире романа Ханна Минны, ставятся острые социально-политические проблемы сирийской действительности 60-х годов. Режиссер показывает ту часть арабской молодежи, которая находится под влиянием буржуазных взглядов и потребительской психологии, политически недальновидную, лишенную социальной активности и духовных интересов. Здесь, пожалуй, впервые в сирийском кино под прицелом оказывается сама буржуазная система ценностей и подчеркивается опасное, разлагающее воздействие ее постулатов на сознание молодежи освободившихся стран.

В фильме показан молодой служащий по имени Суп-хе, который благодаря удачному стечению обстоятельств получает неожиданное повышение по службе. Мы видим удивительную метаморфозу, которая происходит с героем. Застенчивый, тихий, несколько отчужденный молодой человек меняется на глазах. Он уже высокомерно разговаривает со своими сослуживцами, бросает любимую девушку, с готовностью принимает мелкие услуги новых приятелей.

Понять это перерождение помогает вся предшествующая история героя, рассказанная режиссером в мельчайших подробностях. Вся жизнь Супхе, все его душевные силы и практические устремления были направлены на то, чтобы добиться материального благополучия, символом которого для него стали отдельная от родителей квартира, хорошая одежда и далеко в перспективе — автомобиль. И почти достигнув этой цели или во всяком случае уже находясь на пути к ней, герой и раскрывает перед зрителем свою истинную сущность. Для Сирии с ее многоукладным хозяйством, с недавним колониальным прошлым и живучими пережитками, исторически сильно развитыми мелкособственническими инстинктами это жизненно важная проблема. И не случайно картина вызвала такой интерес у сирийской общественности, породила горячие споры и дискуссии.

Судьбам современной молодежи посвящен и фильм Вади Юеефа «Ловушка». Это, в общем, традиционная история девушки-сироты, которая ценой проб и ошибок приходит к пониманию истинных ценностей, но расплачивается за свое легкомыслие жизнью. Картина поставлена с явным расчетом на массового зрителя. Здесь мы находим все, что может возбудить сильные эмоции: почти детективный сюжет, многочисленные мелодраматические мотивы — бедность, грехопадение, месть, потерянную и вновь обретенную любовь, откровенную борьбу добра и зла и пр. и пр. Картина Вади Юеефа могла бы остаться заурядной коммерческой мелодрамой, если бы не четкость ее социальных акцентов, не острая актуальность проблематики, не достоверные жизненные реалии.

Думается, картина современного сирийского кино будет неполной, если мы не скажем хотя бы несколько слов об одном из лучших и наиболее зрелых произведений последних лет — о фильме Набиля Малеха «Старые фотографии». Эта лента воскрешает одну из героических страниц народной истории. Она рассказывает о Сирий конца 20-х годов, охваченной волной национально-освободительного движения и классовых битв. В центре фильма судьба сапожника Абу Салима, прошедшего сложный путь социального прозрения. Талантливый сирийский актер Адиб Кудура, исполнявший главную роль в другом известном фильме Малеха «Леопард», убедительно показывает нам, как из беспечного и даже несколько легкомысленного человека, всерьез исповедующего единственный принцип «хочешь жить — умей вертеться», его герой, измученный жестокими бесконечными ударами судьбы, приходит к идее борьбы за всеобщее счастье и вместе с повстанцами сражается против правительственных войск.

Фильм Набиля Малеха поставлен в строго реалистической манере. Стилистика картины, строгая и скупая, соответствует замыслу, в котором на первый план выдвигается идея личной ответственности любого человека за судьбу общества, причастности каждого из нас к тому, что происходит вокруг. Режиссер пытается осмыслить проблемы, свойственные всякой революционной ситуации. Создав в лице Абу Салима живой и убедительный национальный характер, он подчеркивает, насколько сложен и противоречив путь к ИСТИННОЙ ПОЛИтической сознательности я от нее к осознанной практической деятельности.

Каких бы проблем ни касался сегодня сирийский кинематограф, он стремится к глав-ному — показать человека в диалектической связи с бурно развивающейся действительностью, выявлять жизненно важные конфликты и темы, помогать народу в строительстве нового общества.

Ряд интересных работ появился в иракском кинематографе, особенно после революционного переворота 1968 года, пересмотревшего политику прежних лет, осуществившего ряд прогрессивных социально-экономических преобразований (новые законы о труде, аграрная реформа, национализация иностранных , нефтяных компаний и др.), а также провозгласившего антиимпериалистический курс и подтвердившего свое активное участие в движении неприсоединения.

Официальной датой рождения нового иракского кино принято считать 1973 год, когда была основана Генеральная организация кино и театра, призванная расширить производственные возможности общественного сектора и на основе прошлого опыта заложить прочный фундамент национального кинопроизводства. Вблизи столицы Ирака Багдада предполагается начать строительство киногородка, оснащенного современным оборудованием. Новая студия будет принадлежать государству и поможет вести борьбу за создание прогрессивного реалистического кинематографа, способного противостоять частному сектору, все еще наводняющему страну, несмотря на ряд предпринятых мер, низкопробной коммерческой продукцией. «Еще одно важное завоевание нашей революции — социалистическая ориентация иракского кино, — говорит известный режиссер Ясин аль-Бакри.— После революции наши кинематографисты стали серьезно решать проблемы управления кинопроизводством, проката фильмов внутри страны и киноэкспорта. Весь экспорт сейчас сосредоточен в руках государства, большое внимание уделяется прокату фильмов, импортируемых из-за рубежа. Предпочтение отдается фильмам прогрессивной социалистической ориентации, соответствующей современному жизнеустройству в нашей стране»1.

' Первые успехи молодого иракского кино связаны с разработкой исторической и историко-революционной темы. Таковы фильмы «Дома в том переулке» Касема Хаваля о жестокой капиталистической эксплуатации в дореволюционном Ираке, «Длинные дни» Тауфика Салеха о политических событиях 1958 года, группе молодых участников антиимпериалистической, антифеодальной .революции, об истории партии Баас (Партия арабского    соци а диетического    возрождения    Ир а ка),

«Аль-Кадиеия» Салаха Абу Сейфа.

Нельзя сказать, что путь современного иракского кино сплошь усыпай розами. Работ национального производства вообще-то не очень много, а серьезные социальные ленты можно пересчитать по пальцам — все они на виду. Но в данном случае важна главная тенденция: иракские режиссеры ориентированы на создание таких фильмоїв, которые служили бы действительным интересам народа, разъясняли задачи, стоящие перед страной, пробуждали самосознание масс, интерес к национальной истории и революционному прошлому, воспитывали в людях активное отношение к жизни.

Такие же цели стоят сегодня перед другими арабскими кинематографиями, в которых предпринимаются настойчивые усилия для создания национальной базы кино. Несмотря на огромные трудности, связанные с отсутствием производственных мощностей, технического оборудования, квалифицированных кадров и, наконец, просто денег, во многих странах Арабского Востока начинается не только выпуск хроникально-документальных лент, но и постановка полнометражных художественных картин.

Первые достаточно уверенные шаги сделал кинематограф Народной Демократической Республики Йемен,

наладивший выпуск (с помощью Советского Союза и ряда арабских стран) хроники, рассказывающей о революционных преобразованиях в промышленности и сельском хозяйстве, о роли молодежи в строительстве новой жизни, об исторических и культурных памятниках этой древней восточной страны.



Кино стран Азии и Африки, Будяк Л.М. 1983