Учебная программа по кожно-венерическим болезням для студентов М. П. Батунин, А. С. Зенин 1932 часть 1

КОЖНО-ВЕНЕРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА НИЖЕГОРОДСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

Директор проф. М. П. БАТУНИН

М. П. БАТУНИН и А. С. ЗЕНИН

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО КОЖНО-ВЕНЕРИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Отпечатано в типогр. Нижполиграф, ул. Фигнер, 32, в количестве 580 экз-Нижкрайлит № 3962 Заказ № 4453.

DjVu-библиотека сайта'

www. biografia. г u

ПРОГРАММА КУРСА КОЖНЫХ И ВЕНЕРИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ.

Курс кожных и венерических болезней рассчитан на 72 часа сосогласно учебно-производственного плана НКЗ.

Курс состоит из 4 основных отделов:

I    отдел—дерматология.

II    отдел—сифилидология.

III    отдел—гонология.

IV    отдел—мягкий шанкр и невенерические болезни половых органон.

Каждый отдел! |в зависимости от об’ема складывается из нескольких тем и рассчитан на определенное число учебных часов.

I    отдел состоит из 8 тем и рассчитан на 30 часов.

1.    Общая дерматология.

2.    Паразитарные болезни кожи. ■

3.    Бактериальные болезни кожи.

4.    Дерматозы, от внешних факторов.

5.    Дерматозы, связанные с производственными факторами.

6.    Дерматозы, связанные с ОВ.

7.    Дерматозы е неустановленной этиологией.

8.    Дерматозы наследственные.

II    отдел состоит:из 5 тем шрассчитан на 30 часов.

1.    История развития учения; о сифилисе и причины его распространения.    I (    !    '    1 ' 1 Я

2.    Бактериология и клиника сифилиса.

3.    Сифилис врожденный.

4.    Лечение сифилиса.

5.    Профилактика сифилиса.

III    отдел состоит из 5 тем и рассчитан на 10 часов.

1.    Бактериология и клиника неосложненной мужской гонор-реи.

2.    Осложненная гоноррея.

3.    Гоноррея 'женская.

4.    Лечение гонорреи.

5.    Профилактика гонорреи.

IV отдел состоит из 2 тем и.рассчитан иа 2 часа.

1.    Мягкий шанкр.

2.    Невеиерические болезни половых органов.

Преподавание ведется по бригадно-лабораторному методу

Курс состоит из 24 занятий Jno 31 часа каждое.

Содержание занятий:

1.    Вступительные лекции по‘отделам.

2.    Введение в отдельные темы.

3.    Проработка тем.

4.    Курирование стационарных больных.

5.    Разбор поликлинических больных.

6.    Сдача заданий.    !

7.    Заключительные конференции по отделам.

1.    Вступительная лекция подотделу проводится (руководителем кафедры (профессором), в которой излагается: предмет и задачи дермато-венерологии в их историческом развитии, движущие силы науки, ее ^оциальнО-клаасовад сущность |и!!партийность, кризис буржуазной науки, задачи дермато-венерологии (в, условиях

социалистического (строительства.

2.    Введение в отдельные темы проводится руководителем кафедры или его заместителем, где излагается целевая установка темы, план, краткое содержание задания и методические указания.

3 Проработка тем проводится преподавателем (ассистентом) и заключается в разборе заданий, в ознакомлении студентов с клиникой, этиологией, патогенезом, гистологией, лечением и профилактикой ,страданий (разбор ‘больных,' мул|яжей, рисунков, препаратов и т. д.), консультация с бригадой по вопросам разбора заданий, разрешение наметившихся в бригаде вопросов по

заданию',и т. X    й

4.    Курирование стационарных больных проводится^ ор/итад

с помощью .прикрепленных к бригадам преподавателей с последующим коллективным (просмотром подаваемых учащимися историй болезни, что должно свидетельствовать об умении, как ясно и четко подмечать и передавать клиническую картину за олева ний и возникающие под (влиянием терапии перемены, так и на учно ' излагать свои (мысли.

5.    Раэбор поликлинических больных проводится студентами совместно с (преподавателем, при чем наибольшее внимание должно уделяться приобретению студентами навыков к правильности расспроса больного, умению разбираться в морфологии высыпных элементов и их совокупности с другими симптомами, к умению подойти к правильной диагностике, этиологии, лечению (рациональному) и профилактике страдания.

6.    Сдача заданий, где преподавателем проводится, в присутствии всей бригады окончательный учет знаний каждого студента, путем устного изложения проработанного задания. Учитывая

-


знакомство преподавателя с каждым студентом бригады, группы, преподаватель должен (по сдаче .заданий (в присутствии всей бригады, группы дать оценку'знаний каждого студента и бригады в целом, указывай (в .заключение на те «едостатк1и in ошибки, исправляя и'Х, 'успехи и достижения, выявленные во время работы по данной теме.    ;    j

7. Заключительные конференции проводятся руководителем кафедры (профессором) в виде беседы между /студентами и профессором, при;чем беседа должна носить строго (плановый характер, и каждый проработанный вопрос оформляться окончательно профессором. В заключение профессор дает итоговые установки как по каждой проблеме, так и теме, и окончательно выявляет оценку знаний (студентов группы.

ОБЩАЯ УСТАНОВКА.

Главное внимание должно быть обращено на подготовку учащихся к основам правильной и своевременной диагностики и рациональной терапии сифилиса, /венерических болезней (и наиболее часто встречающихся кожных болезней и болезней кожи связанных с , производственными /факторами и ОВ, а также /к методам личной и общественной профилактики, гигиене труда при про/рдерматозах, оздоровлению быта. Преподавание Должно вестись на основах диалектического материализма как основного, определяющего все построение преподавания, принципа. Программа преподавания должна концентрировать свое внимание на проблемах социальной гигиены, а /не только, как это имело Мейо, социальной патологии. В курсе кожных и венерических болезней учащиеся должны усвоить, что борьбас кожными болезнями является одной из первоочередных задач борьбы за сниже-заболеваемости, за обеспечение выполнения промфинплана, что борьба с венболезнями — борьба за ликвидацию причинных' факторов заболеваемости венболезнями. Красной нитью программы ПО венболезням должно проходить, что в напряженной борь-® за и°®Ук> жизнь, в борьбе за снижение заболеваемости, оорь >е за выполнение и перевыполнение промфинплана каждое вензаболевание есть поступок, идущий в разрез с классовой про-ета Ской нравственностью. Должно быть в программе венери-ких болезней центрировано, что венболезни—преходящая торическая категория, возникающая, развивающаяся и отми-

пыТ!43*1 Н3 основе и в соответствии с различными этапами социально-экономических формаций.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
I отдел. ДЕРМАТОЛОГИЯ.

Общая установка.

Хотя преподавание каждого отдела (практической медицины должно помимо этиологии, патогенеза, профилактики и лечения включать в себя и; социальные меры борьбы с изучаемыми заболеваниями, (что в 'области дер(матологии особенно относится к чесотке, вшивости, пиодермии, туберкулезу, дерматомикозам, проказе и т. д., тем не |менее в конце дерматологического цикла необходимо в форме общего подытоживания, обосновывая учение о социальной дерматологии, формулировать общие социальные мероприятия, направленные на борьбу с социальными дерматозами.

Наиболее целесообразным методом клинического занятия по кожным болезням является нахождение на разбираемом больном основных клинических признаков, устанавливающих диагноз с учетом (тех вариаций, которым они подвергаются в зависимости от индивидуальных свойств кожи и организма больных в целое, после чего разбираются: 1) данные относительно возможной этиологии дерматоза разбираемых больных; 2) как общие, так и местные терапевтические мероприятия, вытекающие из осмотра и установления диагностических данных.

При (даче (точных) |рецептурных форм, лучше напис!анных на доске, полезно: 1) демонстрировать рекомендуемые медикаменты;

2) рекомендовать пользование лекарственными средствами отечественного изготовления; 3) пояснить цель, преследуемую каждым ингредиентом,',(входящим ев (состав мази, пасты, раствора и т. д.; 4) указать те изменения в составе медикаментов, которые вынуждаются индивидуальными показаниями каждого отдельного случая. При указании методики (лечения (нужно отдавать преимущественное внимание методам испытанным, результаты которых сказываются более или менее рельефно и могут быть ясно констатированы (при последующих демонстрациях, при чем преподаватель должен указывать нё, только 1общий руководящий план лечения, но и детали практического осуществления его.

Ввиду неясности и даже неизвестности этиологии ряда (дерматозов, слушатели должны ознакомиться с предполагаемыми этио-

логическими факторами, критическим их анализом и общим планом симптоматического арсенала как медикаментов, так и форм их применения, согласующегося с обстоятельствами момента, с характером аимптомов дерматоза. Только усвоение такого плана избавит будущих (врачей 1от грубых терапевтических ошибок и погрешностей, могущих тяжело отразиться как на больном, так и на враче.    I

В конце цикла занятия, где это возможно, необходимо осуществить .посещение люлозория, лепрозория, скабиозория, физиотерапевтического института, в целях детального ознакомления с аппаратурой, применяемой для лечения, и установками, которые пров дятся в СССР в борьбе с туберкулезом, (проказой и чесоткой.