КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - КОМАНДИРОВКА СЛУЖЕБНАЯ


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ — группировка профессий и специальностей исходя из требований рациональной организации произ-ва и труда во всех отраслях нар. х-ва. Классификация позволяет, руководствуясь требованиями технологии, производительности труда и качества продукции, распределить операции процесса произ-ва между отдельными работниками, присвоив каждому из них определенную по содержанию работу и, следовательно, профессию или специальность. Такой перечень используется для разработки тарифно-квалификационных справочников, планов подготовки кадров по профессиям и специальностям, учета профессионального состава рабочих, разработки списков, дающих право рабочим в зависимости от условий их труда на льготное пенсионное обеспечение по старости, сокращенный рабочий день и дополнительные отпуска и т. д. Перечень профессий также используется для разработки программы профессионально-технического обучения рабочих.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ТЯЖЕСТИ — разделение работ на категории. В зависимости от затрат энергии рабочего различают три категории работ: легкие, средней тяжести и тяжелые. К легким относятся работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но не требующие систематического физического напряжения или поднятия и переноски тяжестей; затраты энергии на работу не превышают 150 ккал/ч (к ним относятся основные работы на предприятиях точного приборостроения и машиностроения, полиграфической промышленности и пр.). Работы средней тяжести связаны с постоянной ходьбой, переноской небольших тяжестей (до 10 кг) и выполняемые стоя; затраты энергии на работу от 150 до 250 ккал/ч (основные работы в механосборочных и сварочных цехах, при механической обработке древесины, в ткацко-прядильном произ-ве и пр,). К тяжелым относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянными передвижениями и переноской значительных (свыше 10 кг тяжестей; затраты энергии на работу превышают 250 ккал/ч (основные работы в литейных, сталеплавильных, прокатных, термических произ-вах и пр.). К. р. п. т. важна для регламентирования условий труда, в частности температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ — распределение оборудования на однотипные группы по назначению, мощности, конструкции и др. признакам с целью контроля за его эксплуатацией. По характеру использования энергетическое оборудование подразделяется на первичные двигатели, создающие энергию, т. е. превращающие потенциальную энергию в кинетическую, вторичные двигатели и аппараты трансформирующие, т. е. превращающие один вид энергии в другой, или использующие энергию для выполнения определенной работы, т. е. потребляющие энергию. В зависимости от характера использования энергетическое оборудование подразделяется следующим образом: I. Реакторы атомных электростанций; II. Паровые котлы; а) в энергетических установках, б) в отопительных системах; III. Первичные двигатели: паровые турбины, паровые машины, локомобили, паровые двигатели прямого действия (насосы, краны, прессы, молоты и т. д.), дизели, газовые двигатели, газогенераторные двигатели; прочие двигатели внутреннего сгорания (водяные турбины, водяные колеса); IV. Электрогенераторы; V. Электромоторы; VI. Электроаппараты (электролитные ванны, электросварочные аппараты, плавильные и нагревательные электропечи); VII. Силовые трансформаторы; VIII. Преобразователи.

КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ (КЗоТ) — единый законодательный акт, содержащий в систематическом изложении нормы, регулирующие труд рабочих и служащих. В нем определяются порядок приема, перевода и увольнения рабочих и служащих, продолжительность рабочего времени, нормы охраны труда, труд женщин и подростков, оплата труда, меры взыскания за нарушение трудовой дисциплины, социальное страхование, порядок рассмотрения трудовых споров. КЗоТ представляет собой акт республиканского законодательства, распространяющийся на все предприятия, учреждения и х-ва.

За время, истекшее с момента издания (1922 г.) КЗоТ, содержание многих статей изменялось и дополнялось актами последующего законодательства о труде рабочих и служащих, издававшимися в соответствии с изменением хоз-политических условий и новыми задачами социалистич. строительства.

Эти изменения и дополнения выражались либо в новой редакции статей кодекса, либо в виде дополнительных статей. Однако не все изменения, вытекающие из актов общесоюзного и республиканского законодательства, получили свое редакционное оформление в КЗоТе.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР — соглашение между администрацией предприятия и коллективом рабочих и служащих в лице ФЗМК, устанавливающее взаимные обязательства сторон по выполнению нар.-хоз. плана, дальнейшему развитию произ-ва, совершенствованию организации труда, улучшению материально-бытового и культурного обслуживания рабочих и служащих.

В договоре содержатся обязательства администрации и коллектива рабочих и служащих по выполнению нар.-хоз. плана; внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники; механизации трудоемких и тяжелых работ; по улучшению использования основных и оборотных фондов; экономии сырья, материалов, топлива, электроэнергии; улучшению качества 'продукции, росту прибыли и повышению рентабельности; совершествованию организации и нормирования труда, созданию условий для роста производительности труда, повышению культуры и эстетики труда; укреплению производств. и трудовой дисциплины; развитию социалистич. соревнования, развитию изобретательства и рационализации, обобщению и внедрению передового опыта работы; улучшению организации заработной платы рабочих и служащих; усилению материальной заинтересованности работников в результатах их личного труда и в общих итогах работы предприятия и др.

В договоре предусматриваются обязательства администрации и ФЗМК по привлечению трудящихся к управлению произ-вом, к участию в работе производств, совещаний и творческих объединений трудящихся; дальнейшему улучшению охраны труда, техники безопасности и производств, санитарии, жилищно-бытовых и культурных условий трудящихся.

В договоре содержатся основные положения по вопросам труда и заработной платы, установленные для данного предприятия в соответствии с действующим законодательством, а также конкретные нормативные положения по вопросам труда и заработной платы, разработанные администрацией и ФЗМК в пределах предоставленных им прав.

Положения коллективного договора не должны противоречить действующему законодательству. Порядок заключения и регистрации коллективных договоров устанавливается ВЦСПС и Госкомитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Разногласия между администрацией предприятия и ФЗМК при заключении К-Д- разрешаются вышестоящими хоз. и профсоюзными органами с участием сторон.

Контроль за выполнением обязательств по К- д. осуществляют профсоюзные и хоз. органы.

КОМАНДИРОВКА СЛУЖЕБНАЯ — поездка работника по распоряжению администрации для выполнения служебного поручения вне места постоянной его работы. Командированным выдается установленной формы командировочное удостоверение, а для покрытия их расходов во время нахождения в командировке выплачиваются суточные, квартирные, а также оплачивается проезд к месту назначения и обратно (размер указанных выплат определяется в законодательном порядке). Суточные выплачиваются (сверх заработной платы командированного) за каждые календарные сутки, включая и праздничные дни, при этом день выезда и день прибытия из командировки считаются за одни сутки. При командировках в городские поселения суточные выплачиваются в размере 3% твердой месячной ставки командированного, но не менее 50 коп. и не более 2 р. 60 к. за каждый день командировки. Расходы по найму жилого помещения возмещаются работникам в зависимости от местонахождения пункта командировки в размерах от 50 коп. до 1 руб., а по представлении счетов — по фактическому расходу, но не более установленной нормы от суточных. Проезд командированных (если им не предоставлен служебный транспорт) оплачивается при проезде ж. д. транспортом по тарифу жесткого вагона, при проезде водным путем — по тарифу II класса. Взимаемый при продаже проездных билетов страховой, сбор в соответствии с пост. СНК СССР от 6 апреля 1931 г. относится за счет личных средств командированного.

На расходы командированному при выезде выдается аванс (см.), а по возвращении из командировки он обязан в течение трех дней представить авансовый отчет (см.). Одновременно командированный должен представить письменный доклад о выполнении задания (пост. СНК СССР от 26 июня 1942 г. № 1038).



Краткий экономический словарь-справочник мастера и начальника цеха, 1968