«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ МИРОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ, стр 10

социального статуса не обладает еще достаточным жизненным опытом, чтобы на его основе произвести отбор испытываемых внушений, отделить достойное подражанию от не достойного. «Массовое искусство» подвергает неокрепший и уязвимый духовный мир молодого индивида массированной и всесторонней обработке. Из фильмов и телепередач, насыщенных насилием (будь то в вестернах, детективах или гангстерских сериалах), усваивается пренебрежительное отношение к ценности самой человеческой жизни. Сексленты и порнофильмы не только пробуждают низменные инстинкты, но и формируют определенные нравственные и психологические установки, предопределяющие взаимоотношения полов, отношение к женщине, к различным извращениям в сфере эротики. Из произведений «массового искусства» усваиваются модели ролевых функций друга, отца, жены, домашней хозяйки, делового партнера и т. п. Вся эта система образно-моделированного, фиктивного мира вместе с пронизывающей его идеологической «пропиткой» воздействует на неокрепшее, незащищенное, несформировавшееся «я» с такой могучей концентрированной силой, что по сравнению с ней разрозненные, несистематизированные и рассредоточенные импульсы реальной жизни кажутся слабыми и неэффективными. «Тинейджеры» строят свою жизнь по образцам и канонам, какие им преподносит «массовое искусство».
Характерной особенностью «массовой культуры» как инструмента идеологического воздействия является то, что она
функционирует в рамках свободного времени и не прибегает ни к каким элементам принудительности, не взывает ни к каким обязательным установлениям, не грозит никакими карами или санкциями. Она не апеллирует ни к долгу, пи к догмам. Свою социально-идеологическую функцию «массовая культура» осуществляет, опираясь на гедонистическую природу развлечения, на доставляемое удовольствие. Она манипулирует духовной структурой личности, обеспечивая соответствующие ее целям идеологические кондиции при помощи увлекательных зрелищ, занимательных рассказов, забавных комиксов. Ее с полным правом можно охарактеризовать как «развлекательную идеологию».
В отличие от специализированных видов идеологии «массовая культура» по природе своей синкретична. Она коптаминирует и растворяет в себе и философские, и политические, и нравственные, и религиозные и т. п. идеи. Это обеспечивает ей целостное влияние на всю мировоззренческую структуру личности. К тому же благодаря своей художественной форме «массовая культура» воздействует не только на интеллектуальную сферу сознания, но и на сферу чувств, подкрепляя проповедуемые ею идеи мощными зарядами эмоциональной энергии. А это, как давно установили теоретики пропаганды, усиливает эффект идеологических акций, делает его более длительным и прочным.
Теоретическая структура специализированных видов идеологии делает их трудно доступными для широких масс. Из-за этого они в своей непосредственной форме, как правило, вообще не проникают в орбиту массовых коммуникаций, замыкаясь в сфере восприятия ученых-специалистов. «Массовая культура» погружена в. стихию обыденного со* знания. Она оперирует в пределе интеллектуального и эмоционального опыта «человека с улицы», ориентирована на его непритязательные вкусы, на логику «здравого смысла», отягощенную ходячими стереотипами и обывательскими предрассудками. Она не забирается на высоты концептуальных абстракций или