«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ МИРОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ, стр 14

товаров. С этой целью художественная передача каждые 10 минут самым варварским способом прерывается ради очередной рекламной вставки. Таким образом, коммерческое начало не только косвенно, но и прямо, непосредственным образом пронизывает искусство, деформируя его художественную ткань, подрывая его эстетическое достоинство.
В этой насквозь коммерциализованной системе не только творцы искусства, но и его потребители превращаются в предмет купли-продажи. Продавая фирмам-рекламодателям соответствующее время для передачи, владельцы радио- п телевизионных корпораций, по справедливому замечанию Макса Лернера, на деле продают им телезрителей, превращая последних в товар. Что же касается фирм-рекламодателей, то они, «купив» этот товар, эксплуатируют его и экономически, и духовно-идеологически, наживаясь на потребности масс в отдыхе, развлечении, эстетическом наслаждении. На этой почве и утверждается «массовая культура» — триумвират идеологии, бизнеса и развлекательного псевдоискусства, формируемый под эгидой и в интересах монополистического капитала.

• Финансово-экономические пружины, определяющие функционирование «массовой культуры», порождают и специфическое противоречие в ее развитии — противоречие между гетерогенным (разнородньм) по социальному статусу, культурному уровню, художественному вкусу составом аудитории и гомогенным (однородным) характером той псевдохудожественной продукции, которая распространяется в системе «массовой культуры» при помощи средств массовой информации. Технические факторы и экономические выгоды требуют всемерного увеличения массовости аудитории, а это, в свою очередь, влечет за собой «гомогенизацию» культуры, ее нивелировку и стандартизацию, причем на уровне «наименьшего знаменателя». Антиномия массовости и ценности искусства оказывается в этих условиях неразрешимой, и чем шире новейшие средства информации распространяют «сниженные ценности» среди масс, тем примитивнее и вульгаризованнее становится культура всего общества.
«Массовая культура» — порождение буржуазного строя, плод неразрешимости его социальных и духовных конфликтов. Вместе с «элитарным» искусством модернистского толка «массовая культура» образует два внешне противоположных, но внутренне родственных друг другу фланга современного буржуазного искусства. Если модернизм являет собою рафинированную, формалистическую ветвь этого искусства, рассчитанную на восприятие снобистских кругов, интеллектуальной элиты, то «массовая культура» составляет примитивную, вульгаризовавшую ветвь буржуазной художественной культуры, призванную удовлетворять неприхотливые и неразвитые вкусы тех, кто в современном обществе играет роль «плебса» — анонимного, атомизированного «массового человека» с улицы, жаждущего развлечения и удовлетворяющего эту свою нотребност№куррогатами массовопроизводи- мого и массовораспространяемого псевдоискусства. Ни та ни другая ветвь не образует самостоятельной культуры. Это лишь разные субкультуры современной буржуазной художественной культуры.
Тот факт, что «массовая культура» находит беспрепятственное и беспрецедентно широкое распространение в условиях буржуазного общества, весьма красноречиво говорит о том, что эта культура воплощает в себе те идеи и чувства, которые угодны власть предержащим в этом обществе.
22
И если в ней и находят какое-либо отражение идеология и психология самих масс, то лишь в той мере, в какой это касается их предрассудков, иллюзий и заблуждений. Вот почему «массовую культуру» нельзя признать ни народной, ни демократической, пи надклассовой. Это — буржуазная культура, навязываемая народным массам, культура, формирующая взгляды и помыслы, чувства и вкусы масс в соответствии с теми идеологическими, моральными и психологическими стереотипами, которые вырабатываются буржуазией с позиций ее классовых интересов.
Развращая и проституируя художников, отупляя и наркотизируя широкую аудиторию зрителей, слушателей и читателей, «массовая культура» самим фактом своего существования выносит суровый приговор буржуазному строю, демонстрирующему свою неспособность поднять и приобщить народные массы к высшим достижениям творческого гения человечества и предлагающему им вместо подлинных ценностей художественной культуры серийно изготовляемое индустриальным способом псевдо- или антихудожественныо суррогаты.
Жертвой «массовой культуры» оказывается и сами господствующие классы. Производимая первоначально в качестве духовной пищи «для прислуги», она благодаря своей всепроникающей силе стала предметом потребления и самой властвующей элиты. Созданная в целях духовного отравления масс, «массовая культура» стала средством духовною «самоотравления» привилегированных классов. В этом смысле действительно произошло «уравнение» классов, сокращение «социокультурной дистанции» между ними, но он ап» же на уровне «наименьшего знаменателя» шкалы духовных ценностей. Характеризуя