«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ МИРОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ, стр 2

ВВЕДЕНИЕ
Ошибаются те, кто в классовой борьбе пролетариата видит лишь стремление наполнить желудок. Всемирно- историческая схватка идет за все культурное наследие человечества...
Клара Цеткин
Три четверти века прошло со времени, когда были опубликованы слова, вынесенные в эпиграф. С тех пор неузнаваемо изменился лик мира. Всевластие Капитала на земном шаре ушло в безвозвратное прошлое. Социалистическое обновление мира, утвердившее власть Труда, охватило теперь десятки стран на разных континентах планеты. Мир раскололся па два мира, противостоящих друг другу не только в экономическом и политическом отношениях, но и в культурно-идеологическом.
Учение В. И. Ленина о классовой дифференциации духовной жизни антагонистического общества, о двух культурах в каждой национальной культуре приобрело сейчас международное измерение. Две культуры — буржуазная и социалистическая — образуют теперь духовные полюсы и в общечеловеческом масштабе. Социалистическая культура, существовавшая прежде лишь в виде зачатков и элементов (к тому же всячески подавляемых) внутри национальных культур, теперь превратилась в могучий фактор общемирового культуротворческого процесса. Одновременно происходит процесс оскудения и деградации буржуазной культуры. Резко сузилась сфера ее господства, явственнее обнажилась реакционная антигуманная сущность империализма, его враждебность духовному прогрессу народов. «Сама жизнь ставит вопрос о сохранении культуры, о защите ее от буржуазного разложения, от вандализации. Это — одна из важнейших общечеловеческих задач» *, — подчеркнул М. С. Горбачев в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии.
Чтобы верно, глубоко и всесторонне вскрыть диалектику взаимодействия и борьбы двух культур в планетарном масштабе, следует помнить, что мировую культуру нельзя рассматривать только в одном «горизонтальном» измерении— в смысле географической всеохватности. Она имеет и историческую «вертикаль», развертываясь во всех временных гранях общественного бытия — прошлом, настоящем, будущем. Необходимо поэтому учитывать не только синхронный, но и диаХронный срез культурного развития, необходимо ясно и чётко сознавать, что битва ведется за все духовное достояние, накопленное в веках, или, говоря цитированными словами К. Цеткин, «за все культурное наследие человечества».
Разумеется, современная социальная и идеологическая борьба не может «пересотворить» минувший культурный процесс в соответствии с нашими нынешними стремлениями и интересами. «Довлеет дневи злоба его» — это