«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ МИРОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ, стр 5

человеческих поколений.
«Массовая культура» выступает самым могущественным из факторов духовной эрозии, порожденных буржуазным миропорядком. Эта эрозия размывает и выветривает плодоносный слой достижений художественной культуры, образовавшийся за века исторического развития, препятствует органическому прогрессу искусства в будущем. Все это вместе взятое придает проблеме взаимодействия «массовой культу^ ры» с художественным наследием прошлого особое идеолог гическос значение и определяет необходимость и актуалы* ность ее всестороннего анализа.
МАССОВОЕ АНТИИСКУССТВО
Не только книги, как гласит латинская пословица, но и термины имеют свою судьбу. Изучая историю термина, можно проследить — пусть косвенно и отраженно — судьбу самого обозначаемого явления. Именно так обстоит дело и с
7
термином «массовая культура», который носит на себе клеймо «Майе т 05А» — «сделано в США». Он появился в американской печати на исходе тридцатых годов нынешнего века, незадолго до начала второй мировой войны. Теперь уже трудно установить, кто первый ввел его в оборот. Во всяком случае распространенное мнение, будто это сделал Д. Макдональд в 1944 г. в статье «Теория популярной культуры», не соответствует действительности. Термин «массовая культура» в его современном значении был в употреблении и раньше. Им, в частности, уже пользовался Макс Хоркхаймер в 1941 году в статье «Искусство и массовая культура». Нет, однако, уверенности в том, что это первый случай употребления данного термина.
Прежде в ходу были термины «рори1аг сиИиге» («популярная культура»), «рори1аг аг!» («популярное искусство»). Известный философ и социолог искусства А. Хаузер полагает, что «популярное искусство» возникло вместе с буржуазным обществом и впоследствии трансформировалось в современную «массовую культуру». Последний термин постепенно стал вытеснять термин «популярное искусство», и вот тут-то известную роль сыграла упомянутая выше статья Д. Макдональда, относящаяся к 1944 г. Со второй половины 40-х годов термин этот быстро снискал себе известность и стал общепринятым в американской печати. В начале 60-х годов появился и его сокращенный вариант «таззсий» (мас- скульт). Его ввел —* и это можно точно утверждать — именно Дуайт Макдональд, один из наиболее видных исследователей массовой культуры в Америке. Сейчас словосочетание «массовая культура» прочно вошло в лексикон среднекультурного американца и, по существу, потеряло уже значение специального научного термина.
Примерно с первой половины 50-х гг. термин «массовая культура» стал приобретать международную известность, перекочевал из США в ряд европейских стран, и вслед за американскими исследователями европейские ученые принимаются за эмпирические исследования средств массовой информации и «массовой культуры».
«Под массовой культурой, — писал французский социолог Жорж Фридманн, — мы понимаем совокупность культурных потребительских ценностей, предоставляемых в распоряжение широкой публики... при помощи средств массовой
8
коммуникации в условиях технической цивилизации». Эта формулировка отражает наиболее типичное из бытующих на Западе представлений о «массовой культуре», и в ней заключен определенный резон. Если рост свободного времени создал предпосылки для массового спроса на культурные ценности, то технический прогресс обеспечил создание средств, способных