«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ МИРОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ, стр 7

и развлекательную форму «массового искусства» потребностями новой технической цивилизации. Бешеное ускорение ритма жизни, изматывающее нервное перенапряжение, мертвящая рационализация и бюрократизация человеческих взаимоотношений — все это порождает психологические фрустрации, способные, если их не устранить, взорвать изнутри духовную структуру личности. Как никогда прежде, общество остро нуждается в защитном механизме, который мог бы сбалансировать нарушенное психическое равновесие, возвратить личности, раздираемой душевным разладом, чувство цельности и духовной безопасности. Если в прежние века, в условиях господства аграрного типа культуры такую очистительную «разрядочную» рола» время от времени играли календарно приуроченные праздники, карнавалы, ярмарочные забавы, то сейчас, в условиях урбанизированной и индустриализированной культуры с характерным для нее новым более дробным ритмом смены труда и досуга возникла необходимость повседневного удовлетворения потребности в психологической разрядке. Историческое оправдание «массовой культуры», по мнению буржуазных идеологов, в том и состоит, что она смело пошла навстречу этой реальной потребности общества, организовавшись в мощную индустрию развлечений, взяла на себя миссию социального и духовного «транквилизатора».
Конечно, сведение роли искусства лишь к психотерапевтическому средству не только обедняет, но и профанирует его. Но дело не только в этом. В условиях классового антагонистического общества, как неоднократно подчеркивал К. Маркс, все оказывается чреватым своей противоположностью — не исключая, разумеется, развлечений и доставляемых ими наслаждений. Там, где отчуждается и эксплуатируется труд человека, теряет свою благодетельную роль свободное время, извращается и уродуется естественная потребность человека в развлечении, лишается своей возвышающей функции и само наслаждение. Потребность масс в развлечении и наслаждении паразитически используется господствующими классами в своекорыстных экономических и политических целях. В этой системе, основанной на угнетении и бесправии масс, само наслаждение обращается против индивида, оказывает опустошающее и отупляющее воздействие на личность. Именно поэтому развлекательпо-гедо- йистическая природа «массового искусства» не гуманизирует человека, не пробуждает в нем дремлющие силы и способности, а, напротив, натурализирует, «расчеловечивает» человека, культивирует в нем низменные животные начала, примитивизирует структуру его интересов и устремленпй.
Было бы, однако, неверно вслед за буржуазными теоретиками сводить сущность «массового искусства» к простому «беспроблемному» развлекательству. За внешне безобидна и неприхотливым развлечением скрывается гораздо более серьезная социально значимая идеологическая подоплека* Наряду с функцией палача и функцией попа господствующие классы для реализаций своей власти нуждаются и в
функции шута. Они давно осознали громадную роль развлечений для разрядки социально-психологических коллизий; для отвлечения масс от идейных комплексов, порождаемых их «несчастным сознанием» как эксплуатируемых. «Массовое искусство» возродило в эпоху империализма демагогическую практику правителей рабовладельческого Рима, регулярно устраивавших в целях «социальной гигиены» знаменитые сйсепзез — развлекательные