«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ МИРОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ, стр 8

зрелища на потеху широким массам городских люмпен-пролетариев. Имея в виду эту историческую аналогию, американский социолог Варшоу не без резона охарактеризовал «массовую культуру» как современную «люмпен-культуру». Превращая народ в «гогочущую толпу», «массовое искусство», реализуя идеологические установки современных властителей буржуазного мира, стремится примирить массы с их подневольным состоянием, психологически блокировать малейшее проявление социального брожения, внушить настроения умиротворенности и счастья, в реальной жизни не достижимые.—Развлекатель^- пая форма «массового искусства» позволяет легче внедрить в сознание масс желаемые идеалы, незаметнее программировать их социальное поведение.
Основная — стратегическая — цель этого программирования — сохранить «статус-кво», законсервировать и стабилизировать господствующую социальную систему. Никаких «конверсий» — резких поворотов в ту или иную сторону, главное — сохранить социальную инертность. «Массовое искусство» не затрагивает поэтому глубоких жизненных проблем, обходит острые углы; оно настраивает личность на эскапистский лад — на бегство от сложностей и противоречий реальности в мир беспочвенных мечтаний. «Массовое искусство» переключает сознание масс, уводя его от «проклятых» вопросов бытия, фундаментальных проблем обществ венного развития в русло поверхностных, преходящих «приватных» интересов. Оно принципиально конформистично. Не желая никого отталкивать, оно стремится никому «не наступать на мозоли».
«Массовое “искусство» программирует модель личности, соответствующей стереотипам «массового человека» в тех его сущностных чертах, какие рисовались теоретиками «со4- щиологии толпы» (Лебон, Сигеле, Тард и другие) на рубеже XIX — начала XX века и в наше время сторонниками доктрины «массового общества». ОртегатИ-Гассет уподобляет «массового человека» поплавку, несомому течением. Главная его добродетель в том, что он «как все»: неотличимый атом в. сонме себе подобных, анонимный представитель рисмэновг ской «толпы одиноких». «Массовый человек» лишен индивид дуальности и самостоятельности. Это не «жироскоп», сохраняющий, невзирая на внешние влияния, устойчивость сво- его движения, а «радар», чутко следящий за сигналами извне и пассивно подчиняющийся им. Цель «массового искусства» и состоит в серийной фабрикации таких «извне руководимых» (Д. Рисмэн) индивидов, обладающих «счастливым», «некритическим» сознанием, отличающихся конформистским «неотклоняющимся» стилем поведения. Иными словами, речь идет о конвейерном производстве тех «одномерных», как их называл Герберт Маркузе, людей, которые ориентированы на безоговорочное приятие диктуемого «истэблишментом» образа жизни, на полную интеграцию в существующую социаль- ную систему. «Массовое искусство» насаждает настроения социальной Апатии, дискредитирует всякие проявления гражданской активности и в массовом количестве плодит «политических евнухов» (О. Тоффлер). Оно формирует псевдомаг жорное ложно-бодряческое умонастроение сытой, довольнрй обывательской массы, которой время от времени менеджеры общественного мнения позволяют пощекотать нервы «фильмами ужаса», поделками порнобизнеса, происходящими на экранах стычками гангстеров и фантастическими фильмами о сражениях звездных