«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ МИРОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ, стр 9

миров.
Пропагандируемая «массовым искусством» система ценностей основана на идеалах потребительства, на этике и философии «цивилизации досуга». Лад основные герои претерпели характерную эволюцию. Если -до 30-х годов нынешнего века преобладающим героем на страницах массовых журналов был по преимуществу человек из сферы бизнеса и власти — крупные представители финансового и делового мира, руководители и организаторы производства, «капитаны индустрии» и политические боссы, то в последующие десятилетия их сменили герои мира потребления — кинозвезды, спортсмены, манекенщицы, короли рок-н-ролла, поп- и бит- музыки, представители сферы рекламы и услуг. Их жизненный дуть, их «успех» — вот что стало предметом преимущественного внимания «массового искусства». Прежние герои обладали силой и властью, их статус в социальном плане был не досягаем для человека из массы, и последнему трудно было себя идентифицировать с ними. Новые герои «мира потребления» не возвышаются над массой; их судьба, по словам Д. Маккэйла, не вызывает злобной зависти и классовой обиды. С ними легко отождествить себя, ведь они еще недавно были такими же, как многие. Их карьера и стиль жизни становятся образцом для подражания, образцом, кажущимся осязаемо близким, легко достижимым. Тем самым психологический механизм «идентификаципироекции», играющий важную роль в художественном -восприятии, получает благодаря такой «демократизации» героев исключительно благоприятную почву и начинает действовать с большой эффективностью.
Следует, однако, подчеркнуть, что эскапистские установки «массового искусства», его стремление отвлечь массы от суровой действительности и увлечь их в мир беспроблемных иллюзий — все это лишь одна его ипостась, мнимо «аполитичная», внешне «деполитизированная». Это ложный фасад, за которым кроется весьма искусно выстроенная идеологическая и политическая структура, пронизывающая всю продукцию «массового искусства». Б его произведениях могут найти выражение самые различные религиозные воззрения, самые экзотические мистические верования и оккультные учения, самые дикие проявления суеверия и обскурантизма |{ как, например, в нашумевшем фильме Фридкина «Экзорцист» — «Изгоняющий дьявола»). Тщетно было бы искать в бессчетном числе произведений «массового искусства» хоть одно, в котором открыто проповедовались бы атеистические взгляды. Показательно: ни в одном виде «массового искусства», ни в одном из его жанров мы не встретим подлинно сатирического изображения буржуазного мира. Напротив, вся продукция «массового искусства» наполнена проповедью лояльности и конформизма по отношению к идеалам и ценностям этого мира, а чаще всего и рекламно-апологетическим его восхвалением.
«Массовое искусство» — самый яростный пропагандист махрового антикоммунизма. Наводняя экраны кино и телевидения шпионскими фильмами и сериалами, оно неизменно изображает западный мир как объект коварных козней «красных», «агентов Кремля» и т. д. Устрашая обывателя
угрозой, якобы исходящей ОТ всемирного «заговора комму* нистов», «массовое искусство» ПОД флагом патриотизма насаждает идеи шовинизма и милитаризма, культивирует миф об американской исключительности, оправдывает экспансионистские устремления империалистических кругов. Таким образом, в своей «аполитичной» форме и в своей политически тенденциозной модификации реакционная антинародная сущность «массового искусства» выступает совершенно отчетливо.
Произведения «массовой культуры» особенно сильное влияние оказывают на «тинейджеров» — «зеленую молодежь», только вступающую в жизнь. Она составляет наиболее значительную и отличающуюся наибольшей восприимчивостью часть массовой аудитории, которая в силу своего возраста и