Глава 5.3. В море


Португальцы считали, что единственный путь в Индию проходит по морю вокруг Африки. Если Земля круглая, а, по слухам, к югу от Африки простирается океан, то можно проникнуть в Индию, огибая материк. В этих целях была снаряжена экспедиция Б. Диаша в 1497—1498 гг. Путешественники открыли мыс Доброй Надежды — надежды открытия пути в Индию, однако не смогли продвинуться далее и вернулись.

Тем временем X. Колумб предложил свои услуги испанскому двору, который одобрил проект и снарядил три каравеллы: «Санта Мария», «Нинья» и «Пинта». За период 1492—1504 гг. X. Колумб совершил четыре путешествия и открыл Багамские острова, Кубу, Гаити, Малые Антильские острова. Лишь в третьем своем плавании в 1498 г. он посетил о. Тринидад и берега Южной Америки, а в четвертом плавании достиг Центральной Америки, хотя официальной датой открытия Америки обычно считается 1492 г. Колумб не нашел пути в Индию, не добыл золота и поэтому впал в немилость. Но именно с этого времени начинается колонизация Испанией Центральной и Южной Америки, колонизация, о жестокости и ужасах которой до сих пор вспоминают с содроганием. Основываясь на результатах экспедиции X. Колумба, Амерпго Веспуччп высказал мнение, что X. Колумб открыл не какие-то неизвестные берега Индии, а новый континент — Новый Свет. Картограф Вальдземюллер впервые на картах показал этот континент, назвав его Америкой (в честь Амерпго Веспуччи),

В 1497 г. по следам экспедиции Б. Диаша была организована экспедиция во главе с Васко да Гама. В 1498 г. эта экспедиция благополучно достигла Индии в месте, расположенном в нескольких километрах к югу от города Каликат. После этого тем же путем Васко да Гама совершил еще два плавания в Индию в 1502 и 1524 гг.

В северной части Атлантики Англия искала морские пути в Китай. В этих целях снаряжались экспедиции Дж. Кабота и его сына С. Кабота (итальянцы на службе у Англии). С 1497 по 1530 г. Каботы совершили несколько плаваний к берегам Северной, а затем и Южной Америки.

В 1519—1521 гг. Испанией было организовано первое кругосветное путешествие, во главе экспедиции был поставлен выходец из Португалии Ф. Магеллан. Под его началом числилось пять кораблей. Целью экспедиции были поиски западных путей к Моллукским островам. Ф. Магеллан пересек Атлантический океан, двигаясь вдоль берегов Южной Америки, открыл пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и названный его именем. Ф. Магеллан достиг Филиппинских островов, где и был убит туземцами. Из пяти кораблей только один вернулся в Испанию, обогнув Африку с востока на запад. Эта экспедиция доказала шарообразность Земли и существование мирового океана.

В XVI —XVIII вв. происходила усиленная колонизация и ограбление Центральной и Южной, а затем и Северной Америки. Сотни кораблей ежегодно бороздили Атлантический океан.

Некоторые районы Атлантического океана пользовались у мореплавателей дурной славой. Так, всегда грозными представлялись шторма Бискайского залива, опасными — айсберги северных и южных широт. Но наиболее дурную славу приобрел район Бермудских островов, так называемый Бермудский треугольник. Многочисленная группа рифовых островов и атоллов была открыта X. Бермудесом в 1522 г. Между этими островами, Флоридой и Пуэрто-Рико, размещается Бермудский треугольник. Здесь встречаются несколько разнонаправленных течений. С севера подходит холодное течение, идущее вдоль берегов Ньюфаундленда, с юга — две ветви теплого течения Гольфстрима, расходясь, устремляются навстречу друг другу. Парусные корабли, попадая в круговорот те

чений, зачастую оказывались беспомощными и погибали. Вокруг района появились легенды и мифы.

Ежегодно в Мировом океане гибнут десятки кораблей, и это рассматривается как естественная дань стихии. Но если один из кораблей погибнет в Бермудском треугольнике, то это — «действие таинственных неведомых сил». В соответствии с легендой корабли исчезали бесследно вместе с командой, а иногда исчезала команда, оставив вполне исправные корабли. Необъяснимость происшествий привела к возникновению многочисленных «гипотез», объясняющих эти трагедии, вплоть до похищения землян инопланетянами. Американец Л. Д. Куше (бывший пилот) провел детальное исследование каждой из упомянутых в легендах историй, приписываемых каверзным и таинственным силам Бермудского треугольника, начиная с времен X. Колумба до 1972 г. включительно. Приведем несколько примеров, заимствованных из работы Л. Д. Куше.

В августе 1840 г. неподалеку от Нассау село на мель судно «Россини», команда была спасена, а позже и корабль был доставлен в Нассау.

По одной из легенд, «таинственное» происшествие случилось с барком «Фрея» в Бермудском треугольнике. Барк вышел из Мансанильо (Вест-Индия), направляясь в Чили. О нем ничего не было известно до тех пор, пока его не нашли лежащим на борту без мачт и без экипажа. В эти дни в районе катастрофы дул лишь слабый ветерок. Как выяснилось, барк «Фрея», выйдя из порта Мансанильо на Тихоокеанском побережье Мексики, потерпел кораблекрушение 4 октября 1902 г. в Тихом океане вблизи Масатлана. Составители легенд перепутали два города с одинаковым названием, находящихся на побережье разных океанов.

Пожалуй наиболее убедительным обоснованием каверз Бермудского треугольника является гибель военной эскадрильи США. В соответствии с легендой «5 декабря 1945 г. в 14 ч 10 мин нять бомбардировщиков-торпедоносцев типа „Эвенджер11 . . . поднялись в воздух. . . В каждом самолете было установлено надежное радиооборудование. . . И пилоты, и члены экипажей обладали большим опытом летной работы. Погода не оставляла желать лучшего. . .». Звено бомбардировщиков потеряло радиосвязь и исчезло. «Гигантская летающая лодка типа „Мартин Марииет" с экипажем из тринадцати человек немедленно вылетела туда, где

предположительно должно было находиться патрульное звено. . . Спасательный самолет отправился вслед за теми, кого он должен был спасать.

Одним за другим в воздух поднимались самолеты, в море выходили корабли, и была объявлена общая тревога. . . но ничего, кроме спокойного пустынного моря, обнаружить не удалось».

При расследовании было установлено, что звено самолетов совершало учебно-тренировочные полеты. Все пилоты, кроме одного, и все члены экипажей были курсантами. На ведущем самолете оказались неисправными компасы, звено сбилось с курса и заблудилось. Радиосвязь со звеном была затруднена, так как для связи с учебным звеном был выбран канал, используемый на Кубе для общих развлекательных передач. На базе, поддерживающей связь со звеном, вышел из строя радиолокатор. Звено самолетов, заблудившись и израсходовав все горючее, вынуждено было приводниться уже в наступающей темноте. Погода к тому времени сильно испортилась, и посадка на бурную поверхность океана должна была окончиться трагически. На поиски пропавшего звена и его экипажей вылетели и вышли в море многочисленные поисковые самолеты и суда. Один из самолетов взорвался в воздухе, причины взрыва не установлены.

В Бермудском треугольнике происходили и происходят трагедии, кораблекрушения, аварии, но район в этом смысле ничем особенно не отличается от других частей Атлантического океана. В результате своих исследований Л. Д. Куше приходит к выводу: «Легенда о Бермудском треугольнике — это искусственно сфабрикованная мистификация. Она возникла в результате небрежно проведенных расследований, а затем была доработана и увековечена авторами, которые с умыслом или без умысла использовали неверные теории, ошибочную аргументацию и всевозможные откровения, бьющие на сенсацию. Эту легенду повторяли такое бесчисленное множество раз, что в конце концов^ее стали воспринимать как нечто достоверное».

Вместе с колонизацией и торговлей на Атлантическом океане развилось пиратство. Некоторые пираты находились на государственной службе. Особенно прославился английский пират Ф. Дрейк, который наводил ужас на испанские эскадры и береговые поселения. Вместе с тем Ф. Дрейк совершил вслед за Ф. Магелланом

кругосветное путешествие в 1577—1580 гг. и участвовал на стороне Англин в разгроме «Непобедимой армады».

Изучение океана в научных целях было начато лишь в конце XVIII—начале XIX в. экспедициями Дж. Кука и И. Ф. Крузенштерна. Дж. Кук совершил три кругосветных плавания в 1768—1771, 1772 —1775, 1776—1779 гг. Перед ним стояли не только обычные для того времени цели по открытию п захвату неизвестных земель, но п научные задачи по изучению вод океанов, течений, температуры воды и т. д. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянскпй в 1803—1806 гг. совершили кругосветное плавание на кораблях «Надежда» и «Нева».

С конца XIX в. начинаются комплексные океанографические исследования. Экспедиции ходили па кораблях «Челленджер» (1872 — 1876 гг.), «Витязь» (1886 — 1889), «Метеор» (1925—1927), «Обь», «Севастополь», «Ломоносов» с 1957 г. и многих других. Глубоководное разбуривание было начато в 1968 г. с корабля «Челленджер».

В Атлантическом океане зона шельфа занимает 9 % площади, материкового склона — 8,3 %, материкового подножия — 6 %. Океан разделен на две системы глубоководных котловин — западную и восточную — Срединно-Атлантическим хребтом. Средние глубины моря на хребте порядка 2,5 км, а в котловинах достигают 5—6 км. Вдоль оси хребта почти но всей его длине прослеживается рпфтовая долина. Поперечно к осп проходят многочисленные разломы, носящие название трансформных. Наиболее крупные трансформные разломы пересекают все ложе океана и выходят на смежные континенты.

Наиболее доступна для изучения северная часть Срединно-Атлантического хребта на острове Исландия. Исландию рассматривают как участок Срединного хребта, поднятый над уровнем моря. В связи с этим в пределах острова в последнее десятилетие проведены обширные научные исследования, в том числе Советско-Исландской экспедицией под руководством В. В. Белоусова.

Исландия в основном сложена молодыми базальтами. На острове наблюдаются активная вулканическая деятельность, многочисленные гейзеры и источники. Исландию пересекают две рифтовые зоны — западная и восточная. Тектоническая деятельность и вулканизм

1Г.0

проявляются эпизодически, разделяясь столетними фазами покоя. Строение земной коры под Исландией несколько отличается от типичной для срединно-океанического хребта прежде всего значительным увеличением мощности и некоторым своеобразием лавовых толщ.

Осевая зона Срединно-Атлантического хребта сложена молодыми породами неоген-четвертичного возраста. Фланги хребта образованы несколько более древними породами верхнепалеогенового-неогенового возраста. Далее симметрично по обе стороны хребта располагаются породы нпжне-среднепалеогенового возраста, верхнемеловые и нижнемеловые. Наконец, в при-экваторной части океана, как на восточной, так и на западной его окраинах, наблюдаются верхнеюрские породы.

Атлантический океан представляет собой модель для развития теории раздвигания континентов. Еще в начале века немецкий ученый А. Вегенер обратил внимание на сходство очертаний западных берегов Европы и Африки с берегами обеих Америк, позволяющих произвести их совмещение. Отсюда и зародилась идея об образовании Атлантического океана за счет раскола и раздвига некогда единого Европейско-, Африканско-, Американского материка — Пангеи. Впоследствии производилось совмещение не береговых линий, а краев материковых глыб по изобате 1830 м. Результаты совмещения получились более удачными — оказалось гораздо меньше «перекрытий» и «зияний».

Вместе с тем следует отметить, что внешнее сходство может быть случайным. Например, Е. Н. Люстих (1965 г.) показал очень широкий диапазон достаточно протяженных отрезков берегов, хорошо совмещающихся, но расположенных в различных районах мира: западное побережье Австралии, западное побережье Южной Америки, западное побережье Северной Америки и т. д. Вопрос о том, является ли Атлантический океан древним геологическим сооружением или возник в результате спрединга, все еще остается открытым.

Со дна Атлантического океана добываются многочисленные полезные ископаемые. Около 11 % добычи угля в Англии производится из шахт, проведенных под уровень моря. Железисто-марганцевые конкреции разрабатываются в США, Канаде, Финляндии, ильменит и циркон — в США и Бразилии, монацит— в Бразилии, россыпи алмазов — в Африке, сера — в Мексиканском

заливе в США. Большие запасы нефти и газа обнаружены под дном океана как на западе, так и на востоке. Особенно крупные запасы нефти и газа открыты в Северном море, Мексиканском заливе и у западных берегов Африки.

На юге Срединно-Атлантический хребет как бы разветвляется на две ветви или, наоборот, он ответвляется от субширотного океанического хребта. Западная ветвь, огибая Южную Америку, уходит в Тихий, восточная ветвь — в Индийский океан.

Индийский океан. Площадь океана исчисляется в 74,9 млн км2, т. е. несколько меньше, чем у Атлантического океана. Средняя глубина около 4 км. Есть основание утверждать, что по крайней мере за 3000 лет до н. э. египтяне плавали в Красном море, финикийцы плавали в северной части Индийского океана за несколько сот лет до нашей эры и, возможно, прошли вдоль западного края океана, огибая Африку. В начале нашей эры в Индию совершали плавание по Аравийскому морю греки. Отсутствие прямого морского пути между Средиземным морем и Индийским океаном затрудняло развитие торговли между Средиземноморскими государствами и Азией. Торговля производилась главным образом на суше караванными путями — трудными и опасными.

Итальянец Марко Поло в 1271—1295 гг. совершил путешествие по странам Азии. В выпущенной им книге описаны не только богатства Китая, но и многих других стран Центральной и Передней Азии. Эти описания разжигали интерес европейских владык к богатствам Азии.

В 1472 г. русский купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию. Основная часть его пути лежала по суше, но прибыл он в Индию, приплыв по Аравийскому морю.

Васко да Гама достиг Индии в 1498 г., бросив якорь в нескольких километрах к югу от города Каликат, там установлен обелиск в честь этого события. Колонизация Индии и о. Цейлон началась португальцами и голландцами, затем англичанами и французами.

Структурная схема Атлантического океана (по тектонической карте мирв 1982 г., составленной под руководством Ю. Г. Леонова, с упрощениями) 1 — подводные окраины материков; 2 — глубоководные желоба; з — котловины; 4 — островные дуги; 5 — подводные плато и хребты; в — срединные океанические хребты; 7 — разломы; 8 — вулканические хребты

Марко Поло разжег интерес европейцев к богатствам Азии, Васко да Гама открыл к ним путь. По иронии судьбы именно два этих европейца признаны святыми в буддийской религии. Скульптуры «святых» установлены в Золотом храме Бангкока в Таиланде.

Большую роль в познании Индийского океана сыграли кругосветные путешествия Дж. Кука, Ф. Дрейка, Ф. Магеллана. В XIX в. исследования в Индийском океане проводили многие страны, в том числе Россия (корабли «Восток» и «Мирный», 1820; «Благонамеренный», 1820; «Витязь», 1886), Англия (корабли «Газель», 1875; «Гауе», 1901-1903).

В XX в. к систематическому изучению Индийского океана подключились США, Индия н другие страны. Исследования проводятся по согласованной международной программе. Большое значение в познании океана сыграло глубоководное бурение, начатое на корабле «Челленджер». Особенно большой вклад внесла Международная Индоокеанская экспедиция (1959—1965 гг.). В ней приняло участие более 10 советских научноисследовательских судов наряду с судами США, Великобритании, ФРГ, Франции н др.

В южных шпротах ночи темнее, звезды ярче. Однажды, плавая по Индийскому океану, я вышел из душной каюты освежиться ночной прохладой. На палубе я увидел свою тень. Невольно оглянулся в поисках Луны. Луны не было. Я знал, что еще Платон (V в. до н. э.) писал о Венере, как о единственном светиле, кроме Солнца и Луны, свет которого создает теин, но видел это явление впервые. Ночь была неописуемо красива. На густо черном небе особо ярко сверкали звезды. Ярче всех светилась красавица Венера, заливая корабль и поверхность океана голубоватым светом. Освещение похоже на лунное, но оно было немного голубей, серебристей и, пожалуй, веселей. Нет, не зря этой планете древние римляне присвоили имя богини любви и красоты. Впереди тени сгущались в какую-то бесформенную массу, как будто бы стремящуюся вырваться из мрака на светлый простор океана, озаренный лучами Венеры. И вдруг. . .

«Восстала из мрака младая, с перстами пурпурными Эос. . .». До чего же хорошо видел этот слепой поэт Древней Греции Гомер (IX в. дон. э.). Пурпурные персты молодой богини солнечной зари Эос протянулись по небу, коснулись легких перистых облаков, на не-

которое время окрасив их в нежный розовый цвет. Затем, словно смутившись, облака растаяли, обнажив бесконечно голубое небо. Взошло Солнце. Поблекло, растаяло ночное очарование. Появилась новая, своя, озаренная Солнцем, красота. Густые тени впереди превратились в рифовый атолл Калпени — цель нашей поездки. Попробуй представить себе, читатель, игру цветов, ярких, без всяких переходов. Голубое-голубое небо, темно-синий океан и на их фоне изумрудно-зеленая шапка пальм острова, окаймленная белой сверкающей полоской пляжей кораллового песка.

Калпени — один из крошечных островов на бесконечных просторах Индийского океана. Он относится к группе (около 20 островов) Лаккадивских атолловых островов. Первое научное описание островов было сделано Ч. Дарвином в 1842 г. во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль».

Целью нашего посещения островов совместно с индийским геологом А. Датта было уточнение их геологического строения и выяснение возможных перспектив нефтегазоносности этого района Индийского океана. Обнажения каких-либо других пород, кроме коралловых известняков, нами не были встречены нигде. Зато какие красивые кораллы можно извлечь со дна коралловых атоллов.

Большинство коралловых островов Индийского океана приурочено к зоне развития типичной океанической коры — Лаккадивские острова, по нашему мнению, находятся на самом краю шельфа Индийского полуострова. Таким образом, Лаккадивское море, расположенное между одноименными островами и континентом, несмотря на глубины, достигающие 2000 м и более, также находится на шельфе. Материковый склон и материковое подножие с их переходным типом земной коры начинаются непосредственно к западу от островов. Время начала усиленного прогибания дна Лаккадивского моря относится к концу мезозоя. Высказанное предположение значительно улучшало представление о перспективах нефтегазоносности этого района океана.

Совместные геофизические исследования ФРГ и Индии, проведенные на корабле «Пионер», показали смену континентального типа земной коры на океаническую непосредственно к западу от Лаккадивских островов. Особенно благоприятная обстановка для поисков нефти и газа предполагалась к северу от Лак-

кадивского моря в районе существования нескольких крупных мелководных банок. Советский геофизический корабль «Академик Архангельский» впоследствии обнаружил в этом районе крупное тектоническое поднятие, названное Бомбейским сводом. Вскоре здесь развился крупный нефтедобывающий морской район в Индии.



Мир глазами геолога, Еременко Н.А., 1990



Джентльмены удачи смотреть онлайн в хорошем качестве
Ирония судьбы, или с легким паром онлайн в хорошем качестве
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика онлайн в хорошем качестве