Глава 2.4. Серый камень


В России фарфор изобрел Д. И. Виноградов, соратник М. В. Ломоносова. В 1744 г. основан Императорский фарфоровый завод в Петербурге — ныне завод им. М. В. Ломоносова. Всемирно известной маркой

завода долгое время была латинская буква W — от первой буквы фамилии изобретателя.

Фарфор обладает большой механической и диэлектрической прочностью, высокими изоляционными свойствами, термостойкостью и кислотоупорностью. Эти свойства фарфора позволяют широко использовать его в промышленности для изготовления хозяйственной и химической посуды, электротехнической керамики, изоляторов и т. д. Можно смело сказать, что если бы не было глин, то не было бы современной техники и полетов в космос. Большой славой пользуются изготовленная из фарфора художественная посуда и малые скульптуры. В различных музеях мира хранится множество совершенно уникальных художественных произведений. Одна из замечательных коллекций художественной посуды и малых скульптурных форм саксонского фарфора выставлена в Дрезденской галерее. У ее входа демонстрируются всемирно известные фарфоровые колокола. Если Вам представится возможность побывать в ГДР, не забудьте осмотреть коллекцию галереи и послушать звон колоколов. На фотографии запечатлена прекрасная скульптура «Меркуцио» работы В. И. Мухиной, роспись А. А. Яцкевич. Замечательно! Не правда ли?

Посмотрим теперь на образец песчаника, принадлежащего группе обломочных пород. Он сложен хорошо окатанными зернами кварца. Поры заполнены цементом, состоящим из кремнезема, все тем же химически выпавшим из раствора Si02. Впрочем, можно увидеть кое-где и цветные минералы. По количеству их не так уж много, но они достаточно интересны: полевые шпаты, пирит, эпидот, сфен, дистен, ставролит, биотит, гематит. Непрозрачные кубики пирита в отраженном свете сверкают золотистым оттенком. Из пирита, или серного колчедана (FeS2), производят серную кислоту, серу и железный купорос.

Гораздо реже встречаются бурые таблитчатые кусочки гематита (Fe203). В переводе с греческого название звучит как «похожий на кровь». Гематит образует важнейшие железорудные месторождения, например, в районе Курска и Кривого Рога.

Изредка попадаются зеленые или желтые игольчатые кристаллы эпидота с сильным стеклянным блеском. Этот минерал относится к группе алюмосиликатов и часто содержит кальций, железо, марганец и хром.

Крупные кристаллы эпидота иногда используются для ювелирных изделий.

Вытянутые сине-голубые зерна — дистен, или кна нит (от греческого «кианос» — синий), представляют собой одну из модификаций алюмосиликатов. Иногда кристаллы кианита образуют очень красивые радиально-лучистые агрегаты. Крупные кристаллы похожи на сапфир или на аквамарин.

Довольно часто встречаются призматические краснобурые кристаллики ставролита. Когда они сращиваются вместе, то по форме напоминают крест. Отсюда и название минерала от греческого «ставрос» — крест.

В нашем образце поры песчаника заполнены цементом. Цемент может образовываться в породе за счет выпадения из растворов различных химических соединений, чаще всего кремнезема (Si02), кальцита (СаС03) или различных глинистых минералов. Цемент не всегда полностью заполняет поры породы. Он может вообще отсутствовать, в этом случае даже при существенном уплотнении порода остается рыхлой.

Как и в известняках, поры в песчаниках могут быть заполнены водой, нефтью и газом. Для определения количества этих полезных ископаемых в недрах прежде всего необходимо получить представление об объеме пор в породе. Объем нор, выраженный в процентах от объема породы, именуется пористостью, а в долях единицы — коэффициентом пористости. Пористость несцементированных песчаников обычно порядка 12 — 17 %, редко достигает значений 25 %, в то время как в глинах общая пористость часто превышает 30 %.

В порах с большим диаметром вода, нефть и газ могут перемещаться под действием сил гравитации. В порах с малым диаметром движение жидкости затрудняется вследствие проявления капиллярных сил. Наконец, при диаметре пор менее 0,0002 мм жидкость в порах практически двигаться не может. Породы, способные не только содержать жидкость и газ, но и отдавать их (т. е. проницаемые породы), получили наименование коллекторов. Проницаемость пород является их исключительно важным свойством, используемым при добыче таких полезных ископаемых, как вода, нефть и газ.

Пески и песчаники являются весьма распространенным типом коллекторов, с которым связаны залежи нефти и газа во многих районах мира. Широкую пз-

«Меркуцио»

вестность приобрели пески и песчаники продуктивной толщи Азербайджана плиоценового везраста. Продуктивная толща сложена частым чередованием песков (коллектора) и глин (покрышки). Молодой возраст толщи позволял надеяться на легкое решение вопроса о ее происхождении. По характеру встреченных остатков фауны и составу глин было установлено, что накопление осадков продуктивной толщи происходило в сильно опресненных мелководных водоемах в относительно спокойных условиях. Решить же вопрос об источниках сноса песчаного кварцевого материала оказалось довольно трудно. Наиболее естественным было предположить снос кварцевого материала с Малого и Большого Кавказа, уже существовавших ко времени накопления песков. Малый Кавказ сложен в основном эффузивными породами с весьма низким содержанием кварца. Такие породы не могли служить источником образования кварцевых песков.

Большой Кавказ в своей восточной части сложен осадочными породами. Магматические и метаморфп ческие образования — источники кварцевых песков — здесь отсутствуют. Но, может быть, более древние осадочные породы Кавказа послужили поставщиком кварца для продуктивной толщи? Действительно, в осадочных отложениях неогена и позднего мезозоя присутствует довольно много песчаников. Такие песчаники при их размыве и переотложении кварцевых зерен смогли бы создать пласты песка в продуктивной толще. Но опять возникает несколько «но». Зерна кварца в продуктивной толще крупнее и хуже окатаны. Не могли же они вырасти и стать менее окатанными после вторичной транспортировки и переотложення. Кроме того, из сопутствующих цветных минералов для песков продуктивной толщи характерны дистен и ставролит. В размываемых осадочных толщах Кавказа эти минералы практически отсутствуют. Вот вам и сложная геологическая загадка, казалось бы, в простом вопросе. Где же ответ на эту загадку?

В. П. Батурин высказал смелую идею. По его мнению, кварцевый песок приносился с севера какой-нибудь могучей рекой типа Волги — Палео-Волгой. На севере, в нределах Русской равнины, широко развиты метаморфические породы с большим содержанием кварца, дистена и ставролита. Но, опять «но». Мощность кварцевых песков к северу, в сторону предпола-

гаемого источника, убывает. А должно быть наоборот. Тогда возникла еще одна гипотеза: возможно, в том направлении, куда увеличивается мощность песчаников, некогда существовала суша. Она располагалась где-то на месте наиболее глубокой сейчас южной части Каспийского моря. Суша могла быть сложена метаморфическими породами, аналогичными породам Русской равнины, и служила источником как для кварца, так и для сопутствующих ему дистену и ставролиту. Читатель, конечно, помнит легенду об исчезнувшей под водами моря Атлантиде. Значит, Каспийская Атлантида? Что же, вероятно, может быть. . . но требует научных доказательств.

На последних страницах несколько раз упоминались метаморфические породы. Метаморфические вместе с магматическими и осадочными породами составляют три основных класса пород, слагающих земную кору. Название происходит от греческого слова «метаморфоз» — превращение. Магматические и осадочные породы при воздействии на них температуры и давления (кроме того, воздействие различных растворов) перекристаллизуются, превращаясь в новый класс метаморфических пород. Наиболее часто при этом образуются породы типа гнейсов и кристаллических сланцев. Слоистость этих пород может быть унаследована от осадочных пород или большей частью возникает вследствие стремления вновь образующихся кристаллов минералов расположиться наиболее удобно по отношению к действию одностороннего давления. Если исходными были магматические породы, то используют приставку орто — ортогнейсы. Если породы осадочные — пара — парагнейсы.

С классом метаморфических пород связаны многочисленные полезные ископаемые, главным образом различные руды. Многие виды метаморфических пород используются при строительстве. Некоторые разновидности — для облицовки зданий, создания скульптур и ювелирных украшений. Вспомним про яшму, окислами железа и марганца она окрашена в самые различные цвета с преобладанием красного, иногда вишневого, желтого, зеленого и др. Разнообразная гамма позволяет использовать яшму для изготовления красивых ювелирных изделий. Многочисленные месторождения этого камня известны у нас на Урале, Алтае и многих других районах.

Г В конце 1987 г. вступила в строй новая станция

метро «Чеховская», оформление которой осуществлено по проекту художников Людмилы и Петра Шорчевых. Станцию украшают мозаичные панно на темы произведений А. П. Чехова. Для композиций панно использованы оникс, лазурит, халцедон, яшмы, нефрит, змеевик, орлец и другие полудрагоценные камни.

Вероятно, наибольшей славой вполне заслуженно пользуется малахит. Это удивительно красивый камень всех оттенков зеленого цвета. В природе обычно наблюдаются тонколучистые сростки кристаллов или натечные почковидные формы. Образуется малахит при разрушении расположенных вблизи поверхности (до глубин 100—150 м) метаморфических медных рудных месторождений, возникших на контакте магматических и карбонатных пород. Больших скоплений малахита, пригодных для ювелирных изделий, не образуется. Обычно встречаются землистые, легко рассыпающиеся в руках формы этого минерала. Самая большая глыба малахита, описанная А. Е. Ферсманом, весила 250 т.

Практически все месторождения вследствие их близости к поверхности уже выработаны. Поэтому изделия из малахита встречаются все реже и становятся все дороже. Уникальная коллекция хранится в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. Посетите обязательно малахитовый зал, выполненный по проекту архитектора А. П. Брюллова, брата известного художника К. П. Брюллова, в 1838—1839 гг.

Читатель, конечно, очень часто видел такую метаморфическую породу, как мрамор. Он образуется в процессе метаморфизма карбонатных осадочных пород. Широко применяется для скульптурных, архитектурных и архитектурно-отделочных работ. Мрамор бывает окрашен примесями в самые разнообразные цвета и оттенки. Для скульптурных и ювелирных поделочных изделий наиболее ценится чистый белый и иногда черный мрамор. Со времен безвестных ваятелей древней Греции до наших дней мрамор являлся излюбленным материалом скульпторов. В музеях мира хранится множество иногда совершенно уникальных по своей красоте мраморных кульптур.

Посмотрите на фотографию скульптуры Моисея — этот величественный образ могучего мудреца. Скульптура была создана в эпоху Возрождения знаменитым итальянским скульптором, живописцем и архитекто-

ром Микеланджело Буонарроти в 1515—1516 гг. Высота скульптуры 235 см. В настоящее время она хранится в церкви Сан-Пьетро в Риме. Каждая деталь скульптуры отделана с тончайшим искусством и знанием анатомии человеческого тела. Лишь на правом колене мудреца заметен небольшой дефект — выемка. По этому поводу существует предание. Знаменитый скульптор, реалист и мечтатель, сам был очарован своим произведением. Он воскликнул, обращаясь к скульптуре: «Ну, говори же!» Но мраморный мудрец молчал. Раздосадованный мастер швырнул молоток и отбил кусочек мрамора на колене скульптуры.

О скульптурных произведениях из мрамора и об их авторах написано множество научных и популярных книг. Говорить о них можно без конца. Взгляни, читатель, хотя бы еще на одну фотографию скульптуры Венеры. Как жизненно передано обнаженное тело, какие мягкие линии силуэта, красота движения, строгие пропорции. Скульптура (высота 168 см) создана И. П. Витали в 1852 г. Она выставлена в Государственном Русском музее в Ленинграде. Этот же мастер в течение десяти лет работал над украшением Исаакиев-ского собора. При посещении Ленинграда полюбуйтесь рельефом стен, убранством фронтонов и статуями ангелов на крыше.

Для архитектурно-отделочных работ используются разноцветные и полосчатые разновидности мрамора. На станциях «Проспект Маркса», «Дзержинская», «Кировская» полосчатый серый мрамор Урала украшает стены и колонны подземных вестибюлей. Всмотритесь в полированные плиты мрамора на колоннах станции «Кировская». На одной из них полосчатость отчетливо изображает бушующее море с белыми гривами волн, на соседней — мрачное небо пасмурного дня. Простор для фантазии. . . Станция «Красные ворота» отделана красным тагильским мрамором. Розовый полосчатый мрамор Забайкалья с причудливыми зелеными и черными полосами украшает станцию «Баррикадная».

Много красивых зданий в мире украшено или даже построено из мрамора. Но одним из самых прекрасных является легендарный Тадж-Махал. Дорогой читатель, еслп тебе посчастливится побывать в Индии — стране чудес и контрастов, обязательно посети этот уникальный памятник вблизи города Агра — бывшей столицы

Мопсе і

Венера

страны. Тадж-Махал построен раджой Шах-Джаханом как мавзолей его любимой рано умершей жены Мумтаз-н-Махал. Зодчий Устад-Иса потратил около 20 лет (1632—1650 гг.) на сооружение этого грандиозного памятника.

Шах-Джахан на другом берегу реки Джамны хотел построить такой же мавзолей для себя, но только из черного мрамора. Шах-Джахан начал завозить на будущую стройку черный мрамор. Но в борьбе за власть один из его сыновей заточил его в крепость, из окон которой Шах-Джахан с печалью в течение еще почти 20 лет смотрел на мавзолей своей горячо любимой жены.

От взглядов приближающихся путников со стороны Агры мавзолей скрывает высокая стена с большими воротами. Она построена из красного кварцевого песчаника — метаморфической породы архейского возраста.

Около ворот Тадж-Махала всегда шумно, снуют мелкие торговцы, предлагающие всякую всячину, шумят н беспрерывно щелкают фотоаппаратами многочисленные группы туристов. Но вот вы входите в ворота н останавливаетесь, пораженные красотой. Перед вами возникают сразу два величественных творения. Одно — реальное, другое — отражение в зеркальной поверхности прямоугольного водоема. В зеленой раме окружающего парка искрится мраморный пятикупольный удивительно пропорциональный мавзолей. Но его краям, как стражи, высятся четыре стройных минарета. Здесь все рассчитано н глубоко продумано. Если бы минареты были поставлены вертикально, то за счет эффекта перспективы, они казались бы наблюдателю сходящимися вверх. По они поставлены наклонно в стороны от мавзолея, этим достигается эффект параллельности. Такая постановка башен имеет и еще одно преимущество. Если минарет рухнет при землетрясении, которые здесь изредка бывают, то он упадет, не повредив основного здания.

Цветник, разбитый по бокам водоема, в перспективе сливается с цоколем главного здания. Только подойдя ближе, посетитель понимает, что кажущееся продолжение цветника представляет собой каменный цветник. На мраморных стенах цоколя барельефно вырезаны цветы. Каждое соцветие, каждый лепесток искусно инкрустирован цветными камнями. Красивый нацпо-

Тндж-Махвл

нальный орнамент также из цветных камней обрамляет главный вход в святилище. Здесь же и вокруг гробницы ажурные решетки вырезаны из целых плит мрамора. Уникальное сочетание архитектурного и тончайшего ювелирного искусства. Помещенная здесь фотография лишь весьма отдаленно отражает красоту Тадж-Махала, не более чем тень человека — его самого. Говорят, что поэты придумали уже более тысячи лирических имен этому поразительному памятнику.

Обязательно вернитесь сюда ночью, чтобы полюбоваться Тадж-Махалом при лунном освещении. В ровном спокойном свете луны мавзолей и его отражение в зеркале пруда сливаются в единое призрачное видение. Кажется, малейший шум может разрушить это видение, и оно растворится в воздухе.

Посмотрите на группы туристов, столь шумные днем, — все притихли, разговаривают только шепотом. Тишина. Покой. Тихая печаль охватывает все ваше существо. Лишь изредка из парка, словно стон исстрадавшейся души, доносятся крики неведомых нам птиц. В этом ночном очаровании не хватает лишь печальных звуков музыки. Но вот тихие плавные волны музыки зарождаются где-то у вас в глубине. Они распространяются все шире и дальше. Теперь кажется, что они исходят уже от призрачного в голубом свете луны мавзолея. Вы узнаете эту музыку? Да, это первая часть «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена. Так вот, одно из тысячи наименований Тадж-Махала — «Лунная соната». Застывшая в камне мелодия великого композитора.



Мир глазами геолога, Еременко Н.А., 1990



Джентльмены удачи смотреть онлайн в хорошем качестве
Ирония судьбы, или с легким паром онлайн в хорошем качестве
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика онлайн в хорошем качестве