МОДА И КУЛЬТУРА ОДЕЖДЫ

МОЛОДЕЖНАЯ
ПОДПИСНАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ СЕРИЯ ^^1987/5
Ирина Андреева
МОДА И КУЛЬТУРА ОДЕЖДЫ
НОВОЕ В ЖИЗНИ, НАУКЕ, ТЕХНИКЕ
НОВОЕ В ЖИЗНИ, НАУКЕ, ТЕХНИКЕ ПОДПИСНАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ СЕРИЯ
МОЛОДЕЖНАЯ
5/1987
Издается ежемесячно с 1959 г.
Ирина Андреева МОДА
И КУЛЬТУРА ОДЕЖДЫ
Издательство «Знание» Москва 1987
ББК 87.815 А 65
Автор: АНДРЕЕВА Ирина Александровна — главный искусствовед Общесоюзного Дома моделей одежды, занимается теорией и прогнозированием моды* преподает историю костюма в Школе-студии МХАТ СССР, автор исследований по истории советского костюма и публикаций по проблемам современной моды.
Рецензент: Монахова Людмила Петровна, кандидат искусствоведения, член Союза художников СССР,
СОДЕРЖАНИЕ
«Мир — перемена стилей, одежд калейдоскоп» , .  7
Для чего мы носим одежду? .     .    * ,.          .    .     34
Много ли человеку    одежды нужно?................... 40
Приложение........................................................... 61
Советуем прочитать                                                  64'
Андреева И. А.
А 65 Мода и культура одежды. — М.: Знание, 1987.— 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Молодежная»; № 5),
11 к.
Значение одежды и моды в общей культуре человека, связь внешнего убранства людей с их моральным обликом — об этом ведет разговор автор Здесь рассматриваются вопросы истории костюма, разнообразные проявления моды, социальные аспекты проблем культуры одежды в жизни советской молодежи.
0302060000                                                        ББК 87.815
@ Издательство «Знание», 1987 г*
В автобиографиях, которые люди время от времени пишут по деловой необходимости, всегда очень похожи начала: родился, учился, вступил в пионеры, в комсомол. Обычно такие сведения занимают всего несколько строк. А ведь это довольпо большая часть жизни человека. Есть, конечно, немало людей, ^которые, написав «поступил работать туда-то*, заканчивают фразу словами: «...где и работаю по настоящее время». Но во многих случаях дальнейшее изложение занимает несколько страниц. Здесь не только перемены места работы, но и повышения в должностях, награды, путешествия, изменения в семейной жизни и многое-многое другое.
Начало же жизни (и немалая ее часть) теперь у всех советских людей практически одинаковое. Это, надо отметить, огромное социальное достижение нашего общественного строя. Большинство из нас принимает данные всем условия как должное, а иные *— и как извечное. Однако перед Великой Отечественной войной и в первые годы после нее нередко одинаковая часть биографий заканчивалась в 13— 15 лет, после чего многие люди вступали в трудовую жизнь наравне со взрослыми.
Равенство людей, социальная справедливость начинаются с прав, провозглашенных Конституцией, но становятся
3
реальностью только тогда, когда люди рзальпо получают возможность воспользоваться своими правами: кто хочет учиться,. тот учится; кто хочет трудиться, тот получает работу. Это кажется естественным, когда живешь при таком общественном порядке, который обеспечивает права граждан, предоставляет им возможность реализовать себя в избранной сфере деятельности. Государство дало права и предоставило возможности. Но решить, как использовать свои права, какие предпочесть возможности, должен сам гражданин. Каждый сам должен выбрать, кем он будет, каким он будет.
Одним из путей поиска являются увлечения. Нередко занятия из сферы увлечений могут перейти в более глубокий интерес к чему-то, превратить любопытство в стремление к цели и привести к профессии.
Однако уже давно замечено: иные увлечения вдруг приобретают, так сказать, «эпидемический» характер — ими оказываются охвачены значительные группы подростков и молодых людей в разных городах, поселках, селах. Тогда говорят о моде.
«Мода», — говорим мы и о всеобщем к чему-то интересе, о всеобщей в чем-то потребности. И в первую очередь связываем с этим словом молодежь. Но мода существует у каждой возрастной группы, правда, разная, соответствующая изменяющимся с возрастом вкусам, потребностям и возможностям. Взрослые люди, кроме того, больше, чем молодые, чтут традицию. Мы многое принимаем как должное, это и есть традиция. А вот если видим что-то непривычное, новое, да еще оно повторяется, все чаще встречается, то, думаем мы, это скорее всего новая мода.
Многие предполагают, что мода существует вечно, потому что всегда менялись одежда и музыка, танцы и разные вещи, материальные предметы, которыми пользовались люди. Но это не совсем так. Вообще изменения — естественный ход прогресса, совершенствования жизни, совершенствования самого человека и форм его общественной деятельности. Поэтому изменения касаются всего. Но ведь мы никогда не говорим, что замена каменных орудий труда железными была модой на железные орудия труда, или изобретение колеса сменило моду на полозья, предшествовавшие колесу. Даже в истории костюма серьезный исследователь не ска-
4
жет, что римская тога была новой модной одеждой, сменившей греческие плащи («хламисы»).
Мода возникла в Европе в средние века как преходящая (непостоянная) форма этикета в придворном, очень узком кругу знати. Она была обязательной для определенного круга людей. Отказ, игнорирование, несоответствие предписанным нормам стало рассматриваться как уклонение и от более существенных обязанностей, связывавших определенную социальную группу высших сословий, а то и как попытка разрыва с этим кругом людей. В период борьбы за централизацию власти такое не прощалось.
До Великой французской буржуазной революции в конце XVIII века мода была прежде всего привилегией придворных и аристократов. Только после этой революции мода стала широко распространяться в других слоях населения. Но связанная с материальными затратами, мода преобладала в среде имущих сословий, очень незначительно влияя на культуру городских трудовых слоев и почти не отражаясь в бытовом укладе крестьянства, сельских ремесленников, где основой развития культуры и искусства оставалась народная традиция.
С развитием индустрии,, т. е. с началом промышленной революции, мода в одежде получила широкое распространение. Постепенно (примерно на протяжении 100 лет) она превратилась из привилегии нескольких сословий в явление общественной жизни, увлекавшее многих жителей города, а с 30-х годов нашего века стала распространяться и в сельской местности.
В современных условиях существует различный уровень общей культуры людей, их развития, знаний, возможностей для сопоставления, выяснения относительной, сравнимой ценности тех или иных явлений, предметов, произведений искусства. А это подчас рождает и моду на что-то низкопробное, малозначимое, неэстетичное. Невысокое нравственно- эстетическое развитие личности обнаруживает себя в предпочтениях сомнительных с точки зрения морали форм поведения, в выборе безвкусных вещей, в увлечении бессмысленными, а иногда и порочными занятиями. Нередко это ошибочно воспринимается окружающими как очередная мода и осуждается не как конкретное явление, а как мода вообще.
б
Однако не все необычное, непринятое или невиданное рэпее должно именоваться модой.
Сегодня модой, главное — массовой модой, мы называем лишь те явления, которые возникают как увлечение многих, большинства. А если какая-то мода нам не нравится, то стоит разобраться: может быть, причина такого восприятия моды в нас самих, а может быть, — в особенностях той категории людей, которые являются ее создателями, носителями. И вот если оказывается, что причина — в недостатках этой категории людей (в их низкой культуре, легкомыслии, в стремлении к эпатажу, в неверных ориентациях), то требуется противодействие. Надо суметь противопоставить конкретные, интересные и новые предложения (одежду, вещи, песни, танцы, формы времяпрепровождения), которые были бы на соответствующем уровне наших ценностей и одновременно были бы доступны и притягательны для тех, кому они будут предложены. Тогда они станут их модой, нашей общей модой, не вызывающей протеста ни у кого.