МНОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ОДЕЖДЫ НУЖНО? 3

Но как
до них додуматься? Нужны фантазия, воображение, смелость и, конечно, знания законов красоты.
Есть такая шутка: «Информация — мать интуиции». В ней — большой смысл. «Озарение» приходит к тому, кто много знает, много видит, умеет наблюдать. На этом, , например, именно на наблюдательности в основном, возникают идеи модельеров. Они жадно впитывают все впечатления, начиная с одежды прохожих, образов живописи, литературы, музыки, кончая пейзажами. Они ежегодно работают на при* роде — в горах, на лесных полянах, возле рек, озер, на берегах морей. Рисуют и город, его магистрали, дома, перспективу улицы и узкий переулочек. И все это будоражит воображение, помогает отыскать новые пропорции, формы, очертания, цветовые композиции. Эта постоянная работа оттачивает, формирует, углубляет и расширяет их вкус.
Говорят — о вкусах не спорят. Плохо, когда этой поговоркой защищают свою вкусовую беспомощность. На самом деле — это лишь одна из форм вежливости, оберегающая того, кто не умеет, промахнулся, не смог. «Но о чем же еще тогда спорить? Лучше — о вкусах», — считает советский писатель А. Битов. «О вкусах можно спорить, но только о плохом вкусе спора быть не может», — утверждала французский модельер Г. Шанель. Вкус — сумма взглядов, знаний, позиция человека. Как же ее не обсуждать, как не спорить, отстаивая свою или опровергая чужую позицию, взгляд, оценку?
Что, где, когда?
Вероятно, все люди, хоть один-два раза, сталкивались с такой неприятной ситуацией, когда на улице, в транспорте или где-то еще взрослый, а чаще пожилой человек отчитывал юношей или девушек за их внешний вид, взывая к окружающим. Молодые люди, чаще всего подростки, не раз попадали в такое положение, когда им выговаривали за прическу, стрижку, грим или одежду родители, учителя, воспитатели. Это очень обидно, нередко унизительно и долго помнится. Еще больнее насмешки сверстников, их бестактно-грубоватые обсуждения внешности своих товарищей.
Внешность человека важна и для него самого, и не менее, если не более, важна ее оценка окружающими. С одной стороны — это личное дело, как одет, причесан, убран человек, даже если он еще считается ребенком. С другой стороны, каждый из нас так или иначе сам реагирует на внешность других людей. И мотивы, причины нашей оценки (мнения) очень разнообразны: мы и сравниваем себя с окружающими, и узнаем что-то новое, и стремимся распознать человека, если приходится с ним общаться. Взаимные оценки необходимы, без них люди не могли бы вступать в контакт друг с другом, находить себе друзей, соратников, единомышленников и остерегаться недоброжелательно или враждебно настроенных. Конечно, только внешний вид не дает исчерпывающей информации, но, соединяясь со словами, жестами, высказанными мыслями, взглядами, уже более или менее ориентирует нас даже при первом знакомстве.
Ну а, честно говоря, что же нас более всего устраивает во внешности, одежде других людей, когда мы разглядываем их, не будучи близко знакомы? Сознаемся, что нас радует совпадение с нашими собственными представлениями, вкусами или то, чего мы не знали, но что нам очень нравится применительно к самим себе. Так бывает чаще всего. Есть, конечно, и другие варианты. Вот пример. По улице города идет человек в шортах (коротеньких брючках) п яркой, цветастой рубашке. Многие недоуменно, а то и возмущенно оглядываются. Но стоит узнать, что это — иностранец, и недоумение сходит с лиц. Или встречается группа смуглых женщин в пышных ярких —малиновых, зеленых, золотистых — юбках и платках. Странно? Да ведь это—цыгане. Тогда все понятно. Можно спокойно любоваться их живостью, красочностью, даже шумливостью.
Значит, важны не только формы, цвета одежды, даже поведение. Важно, кто, где и когда носит те или иные вещи, прически, как себя ведет в соответствии (или не в соответствии) с нашими взглядами на приличие, на красивое и некрасивое, уместное и неуместное и т. д.
Внешний облик людей только на первый взгляд кажется сугубо личным делом. А стоит выйти из дому, как оказывается, что многое в нем связано с окружением, с какими- то обстоятельствами. Хочется надеть новое платье, но у него слишком открытое «декольте)), а сегодня экзамен, зачет, собрание, где надо быть более официально одетым. Вот но-
50
выо туфли на тонких высоких каблучках — очень хороши для танцевального вечера. Но юноша, который нравится и пригласил на этот вечер, — не очень высок, пожалуй, ему будет неприятно, если из-за каблуков девушка станет выше ростом. Нужно навестить бабушку в больнице, а вся одежда — очень яркая, прическа — буйная, грим — слишком обильный. Не будет ли это вызывающим контрастом (т. е. бестактностью) по отношению к больным, старым людям?
Таких примеров можно привести множество. Может быть, выписать их в столбик и к каждой строчке подбирать одежду? Нет, конечно. Просто в наборе одежды, в личном гардеробе должны быть такие вещи, которые будут уместны в разнообразных ситуациях. Это значит, что прежде всего пужны вещи повседневные, наиболее часто употребимые. Например, сначала нужно обзавестись юбкой, а потом уж брюками; сначала джемпер — потом кофточка с воланами или блестящей нитью; сначала пиджак или скромная куртка — а потом уж модный жилет; сначала обычная сорочка— потом разнообразные майки; сначала кожаные туфли или полуботинки — а уж к ним в добавление — кроссовки. Такой порядок обеспечит возможность в любой ситуации и при самом минимальном гардеробе быть одетым уместно, не смущать окружающих и самому не испытывать неловкости. Имеет смысл серьезно поразмыслить и над покупкой нарядных вещей или предметов для специального случая, скажем, таких, как купальники (если вы не ходите круглый год в бассейн), открытые сарафаны, пляжные туфли, нарядные пеньюары. Даже если представился редкий случай купить, даже если вещь очень нравится. Надо подумать, что уже есть, сколько времени эту вещь можно носить, а сколько она будет лежать или висеть без применения, сколько она стоит.
Современная модная одежда отличается тем, что в ней получили распространение универсальные предметы, т. е. используемые не в одном определенном случае, а во многих. Это и теплые куртки (в городе и на прогулках, на отдыхе), и свитеры, джемперы, трикотажные жакеты, и спортивного стиля рубашки, которые носят без галстука и, кроме того, могут носить не только юноши, но и девушки. Брюки стали обычной (а не только для дома и свободного вре-
51
мепи) одеждой девушек в любой сезон. Сапожки уже не снимают в помещениях, если они входят в ансамбль как его неотъемлемая часть. Нередко плащ и демисезонное, а то и зимнее (не в районах Севера, конечно) пальто — один предмет, который можно трансформировать: утеплить или облегчить, сняв теплую подкладку, воротник, капюшон.
Что же касается специально нарядной одежды, то уже давно подмечено: в наших условиях лучше не шить и не покупать особо нарядные платья или костюмы. Их не удается износить, так как они вскоре (носят их не часто, а висят они долго) выйдут из моды и станут ненужными, неинтересными. Практичнее, следя за модой, иметь одно совсем новое, сначала надеваемое лишь к случаю платье (может быть, и кофточку, юбку, комплект), которое затем можно носить как повседневное, когда его модная острота уже не будет так заметна. Ну и, конечно, аксессуары помогут сделать ансамбль нарядным — цветные и с рисунком тонкие чулки, легкая обувь или изящные сапожки, клипсы, бусы, нарядный пояс, небольшая сумка.
Странно, но даже среди молодых еще бытует представление о том, что туфли, вообще обувь, перчатки, пояс, а то еще и шляпа, и платок, и шарф должны быть одного цвета. Это устаревший взгляд. Во-первых, вполне достаточно па* ры: туфли—сумка, перчатки—шарф, шапка (шляпа) — платок. Во-вторых, есть нейтральные цвета: черный, темно-серый, темно-коричневый, летом — мягкие оттенки белого, светлый серый, сероватый беж. К ним даже пары не обязательны. В-третьих, любой из аксессуаров может быть акцентом цветовой композиции. Например, только красные туфли, или сумка, или шляпа, или платок, шарф. Конечно, нехорошо, когда перчатки темные, сапоги розовые, шляпа сиреневая, пальто коричневое и т. д. Но здесь нет рецепта. Вот, например, в ансамбле спортивного стиля (не для спорта, а лишь в стиле) вязаная шапка может быть розовой, вязаные перчатки белыми, джинсы синими, куртка серой, а короткие сапожки на низких каблуках черными. Для молодых до 20— 25 лет такой «разноцветный» ансамбль вполне подходящ. Хуже, если шапка, перчатки и сапоги будут черными. Само по себе сочетание черного с серым — неплохо, но не очень «молодое», да и синий цвет брюк тут окажется «чужим». Для умения сочетать цвета нужно развивать способность их