МОРСКОЙ

МОДЕЛИЗМ

ПОСОБИЕ

ДЛЯ МОРСКИХ МОДЕЛИСТОВ ДОСААФ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ

Москва — 1955

Книга «Морской моделизм» написана коллективом авторов и подготовлена инженером Л. М. Кривоносовым.

Г лава I к Классы и типы судов» написана капитаном 1 ранга А. М- Близнаковым; глава II чПпоектирование моделей судов» написана инженером Л М. Кривоносовым и Д. Л. Су-лероісицким; глава 111 «Постройка корпусов моделей» написана Д. Л. Сулержицким и М. Я- Александровой; главы IV и V «Двигатели для самоходных моделей судов» и «Оборудование кружковой мастерскойя написаны инженером Э. Э. Классом.

Общая редакция книги выполнена инженером Ю. Б. Емельяновым. Иллюстрации художников Г. С. Малиновского и А. С. Фролова.

Отзывы и пожелания просьба направлять по адресу: Москва, Б-66, И оно-Рязанская, 26. Издательство ДОСААФ СССР.

ВВЕДЕНИЕ

Когда советский человек подходит к географической карте, его сердце наполняется гордостью за свою великую Родину. Огромная страна, раскинувшая свои просторы на тысячи километров, имеет выход к трем из пяти океанов. В водную систему СССР входя г четырнадцать морей, сотни тысяч больших и малых рек, десятки тысяч озер и множество каналов.

Пи одна страна в мире не имеет такого количества судоходных рек, как наша Родина. По ее территории протекают крупнейшие реки — Волга и Леиа, Обь и Енисей, Днепр, и Дон и многие другие. Тысячи судов плывут по их водам, перевозя хлеб и лес, строительные материалы и машины, нефть и полезные ископаемые.

Могучий Военно-Морской Флот стоит на страже берегов. Советской Родины. На Балтике и на Дальнем Востоке, на Черном море и на Севере военные моряки бдительно охраняют мирный созидательный труд строителей коммунизма.

Наш парод по праву называет свою Родину великой морской державой. Из 65 тысяч километров границ СССР 47 тысяч составляют-морские границы. С давних времен наш народ имеет дело с морем и флотом. Русские моряки плавали не только по проторенным морским дорогам, они смело пускались в неведомые дали океанских просторов, первыми прокладывали новые пути, открывали новые, неизвестные человеку земли.

Более 500 наименований морей, заливов, проливов, бухт, островов, полуостровов носят имена отважных русских моряков— Чирикова, Беринга, братьев Лаптевых, Челюскина, Минина, Малыгина и многих других. Под руководством Крузенштерна и Лисянского русские совершили первое кругосветное плавание на шлюпах «Надежда» и «Нева». Русские военные моряки сделали величайшее географическое открытие: экспедиция под руководством Беллинсгаузена и Лазарева открыла шестую часть света.— Антарктиду.

1* -3-

Наши предки прославили свою Родину не только знаменитыми экспедициями, дерзновенными по замыслу и беспримерными по результатам, но и выдающимися изобретениями, могучими кораблями, созданными на русских верфях, гениальными научными трудами в области кораблестроения.

Враги нашей Родины на протяжении ряда столетий стремились оттеснить русский народ от морских побережий, лишить Россию морских путей. Наши предки упорно боролись за выход к морям, ибо великая нация не могла существовать и развиваться, будучи отрезанной от морей. Решить эту задачу невозможно было без надежного флота.

В начале XVII века, в период царствования Петра I, создается русский военно-морской флот. В этот период в России строятся новые верфи, на которых закладываются крупные военные корабли. В 1723 году проектируется, а затем строится первый в мире 100-пушечный корабль. На многочисленных верфях России выросла большая группа корабельных мастеров, руками которых были созданы боевые корабли, принесшие молодому флоту заслуженную славу. На этих кораблях русские моряки одержали-блистательные победы в морском сражении у острова Котлин (1705 год), выиграли Ган-гутский бой (1714 год), битву у острова Эзель (1719 год) и Гренгамское сражение (1720 год).

История создания парусного флота показывает, что наши соотечественники были талантливыми конструкторами, смелыми новаторами и непревзойденными мастерами постройки кораблей. Высокие боевые и мореходные качества военных парусных кораблей, построенных па отечественных верфях, дали возможность русским морякам прославить нашу родину блистательными морскими победами при Чесме (1770 год), Фидониси (1788 год), в Керченском проливе (1790 год), при Калиакрии (1791 год), при Корфу (1799 год), при Наварине (1827 год) и Синопе (1853 год). За 200 лет существования регулярного флота в России русские моряки 85 раз заставляли противников спускать флаги. Из 24 больших сражений отважные русские моряки выиграли 23 сражения.

Русские кораблестроители, несмотря па рутинерство царских чиновников, преклонявшихся перед всем иностранным, шли своей самобытной дорогой, решая первыми в мире важнейшие проблемы судостроения, создавая непревзойденные корабли. Русский флот явился родиной первого в мире броненосца, подводной лодки, многих образцов артиллерийского и минного вооружения.

Большие заслуги в развитии русского военно-морского флота принадлежат адмиралу С. О. Макарову. Он первым выдвинул идею создания торпедных катеров и миноносцев, предложил гго-иопому использовать самодвижущуюся мину-торпеду, разраПошл специальный наконечник для бронебой-

ного снаряда, спроектировал первый в мире мощный ледокол для плавания в арктических водах.

Русские инженеры, опираясь на научные работы отечественных ученых, создали боевые корабли, ставшие классическими образцами мирового кораблестроения.

Особое место в мировой науке занимают имена выдающихся русских кораблестроителей А. Н. Крылова, П. А. Титова, И. Г. Бубнова и многих других, выведших отечественное кораблестроение на первое место в мире.

Советские люди гордятся героической историей флота, который является колыбелью многих величайших технических и научных открытий. Мы горды тем, что в годы .советской власти под руководством Коммунистической партии наш народ создал могучий Военно-Морской Флот, ставший надежным защитником морских рубежей социалистической Родины.

Военно-Морской Флот СССР родился в огне сражений с многочисленными врагами. Вместе с Советской Армией он разгромил полчища иностранных интервентов и внутренней контрреволюции, отстоял свободу и независимость советской республики.

Коммунистическая партия с первых дней рождения Советского Военно-Морского Флота уделяла ему огромное внимание. В 1921 году на X съезде партии было принято решение, в котором говорилось о необходимости всемерно усилить наш Военно-Морской Флот. Трудящиеся Советского Союза по-бое-вому восприняли указания партии. Они самоотверженно трудились на верфях и заводах, вводя в строй новые корабли.

Огромную помощь в возрождении флота оказал пашей партии комсомол, принявший в 1922 году шефство над Военно-Морским Флотом. За годы шефской работы комсомол послал на боевые корабли тысячи лучших комсомольцев, которые впоследствии выросли в опытных военных моряков, выдающихся флотоводцев.

Социалистическая индустриализация нашей страны заложила могучую основу для строительства Военно-Морского Флота. Уже за первые две пятилетки Советский Флот получил гораздо больше кораблей, чем было построено царской Россией за десятилетие, предшествовавшее первой миро всій войне Это дало возможность значительно укрепить мощь наших морских рубежей. В 1932 году был создан славный Тихоокеанский флот, а в 1933 году — Северный флот.

В 1938 году наш народ ставит перед собой задачу создания более оснаїцениого морского и океанского флота. Товарищ В. М. Молотов, выступая на сессии Верховного Совета СССР по этому поводу, говорил: «У могучей Советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела, морской и океанский флот».

.... 5 _.

Советские ученые, инженеры, рабочие судостроительной промышленности, воодушевленные грандиозной программой строительства флота, создали для наших Военно-Морских Сил первоклассные боевые корабли, оснащенные отличной боевой техникой. Благодаря постоянной заботе Коммунистической партии и Советской правительства в предвоенные годы был создан могучий Военно-Морской Флот СССР.

С первых же дней Великой Отечественной войны Советский Военно-Морской Флот был верным помощником Советской Армии. Флот надежно прикрывал фланги пашей армии, наносил мощные удары по вражеским флангам. Советские военные моряки, обеспечивая важнейшие морские и океанские коммуникации страны, в то же время наносили удары но коммуникациям врага. В памяти парода вечно будут жить героические подвиги советских моряков, совершенные ими при обороне Севастополя, Ленинграда, Одессы, Сталинграда. Серьезную помощь флот оказал Советской Армии в ее наступательных операциях. Например, в восьми из десяти решающих ударов по фашистской армии в 1944 году непосредственное участие приняли флоты, речные и озерные флотилии. Советские военные моряки в боях с врагами нашей Родины показали себя беспредельно преданными воинами, продемонстрировали высокую выучку, массовый героизм и отвагу. «Боевая деятельность советских моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством. Моряки подводных лодок, надводных кораблей, морские летчики, артиллеристы и пехотинцы восприняли и развили все ценное из вековых традиций русского флота» (И. Сталин).

Советские Вооруженные Силы и в их числе Военно-Морской Флот окружены всенародной любовью и заботой. Наш народ хочет видеть свой флот еще более сильным и могучим. Горячая любовь советских людей к армии и флоту проявляется в росте рядов ДОСААФ — массовой патриотической организации трудящихся нашей страны.

Первичные организации ДОСААФ широко развернули военно-массовую и спортивную работу, пропагандируют и распространяют военные, авиационные и военно-морские знания, обучают молодежь различным военным, авиационным и флотским специальностям, развивают водный, военно-морской п другие виды спорта.

Одной из важных задач Общества является развитие мастного морского моделизма. Постройкой моделей кораблей н судов в Советском Союзе занимаются тысячи людей самых различных возрастов и профессий. Особенно популярен морской моделизм среди нашей молодежи.

Движение морских моделистов в СССР служит целям вос-' МП пиши у молодежи любви к Военно-Морскому Флоту. Мор-

«кой моделизм является одной из форм распространения военно-морских знаний среди членов Общества и населения.

Занимаясь моделированием, юноши и девушки приобретают разносторонние знания. Проектирование и постройка моделей знакомит их с основами военно-морского дела и судостроения.

Современный корабль — это сложнейшее сооружение, построенное по последнему слову техники, и модель лишь В ОСНОВНЫХ чертах воспроизводит корабль. Однако, выбирая главные элементы модели, проектируя ее обводы, подбирая движитель, юный кораблестроитель знакомится с основными законами физики и приемами проектирования кораблей. Конструируя и строя корпус и надстройки модели, моделисты знакомятся с архитектурой корабля, с судовыми устройствами и оборудованием судов. Работая с моделью на воде, моделист практически знакомится с явлениями, связанными с ходкостью и мореходностью судна, и может на практике проверить свои расчеты и познания. Моделирование судов парусного флота дает возможность молодежи изучить парусное вооружение современных судов, а при постройке моделей исторических парусных кораблей ознакомиться с развитием отечественного судостроения и славной историей русского мореплавания и мореходства. Постройка моделей и двигателей развивает у молодежи столярные и слесарные ремесленные навыки, способствует развитию конструкторских навыков, воспитывает у моделистов стремление творчески решать встречающиеся технические проблемы, смело экспериментировать, Большое значение морского моделизма заключается также в том, что он привлекает молодежь к изобретательству и рационализаторству, вырабатывает качества, необходимые при политехническом обучении молодежи.

Кружки морского моделизма создаются при первичных организациях Общества и ведут свою работу в соответствии с программами, утвержденными Центральным комитетом ДОСААФ СССР. Морские моделисты объединяются в кружки в зависимости от возраста и подготовки.

Большую работу по развитию морского моделизма ведут морские клубы ДОСААФ, осуществляющие методическое руководство судомоделированием в республиках, краях и областях. При секциях морских клубов создаются кружки моделистов. Секции морского моделизма создаются также при комитетах Общества. Они возглавляют работу по судомоделиро-ванию в районах, где нет морских клубов, оказывают помощь первичным организациям в развитии морского моделизма.

Основным техническим, консультативным и методическим центром-^морского моделирования в СССР является Центральная морская модельная лаборатория ДОСААФ СССР (ЦЛММ). Лаборатория разрабатывает и выпускает для моде

- 7 -

листов проекты моделей, отвечающие требованиям Единой Всесоюзной классификации моделей судов, разрабатывает и выпускает консультации и пособия для моделистов, и инструкторов-моделистов по всем вопросам судомоде-лировапия, включая и проектирование моделей, создает и выпускает проекты двигателей и различных приспособлений дли моделей. Лаборатория дает устные и письменные консультации по всем вопросам морского моделизма.

Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту проводит массовые соревнования по морскому моделизму, устраивает выставки моделей, слеты моделистов. Эти мероприятия способствуют дальнейшему развертыванию морского моделизма в морских клубах Общества и первичных организациях ДОСААФ, станциях юных техников, учебных заведениях и т. д.

В столице нашей Родины — Москве проводятся всесоюзные соревнования морених моделистов. Этим соревнованиям предшествуют соревнования в районах и городах, а также областях и республиках. На всесоюзные соревнования съезжаются лучшие моделисты СССР — представители республик, областей, городов Москвы и Ленинграда. Соревнования последних лет показали значительный рост судостроительной и военно-морской грамотности моделистов.

Моделисты, которые сегодня в школе и дома, на технической станции и в морском клубе ДОСААФ конструируют и строят морские модели, создают для них новые двигатели, монтируют схемы радиоуправления, завтра, окончив учебные заведения, сядут за чертежные доски в судостроительных конструкторских бюро, станут за штурвалы боевых кораблей, поведут суда по морям и рекам.

Настоящая книга, написанная коллективом авторов представляет собой пособие для проектирования и постройки моделей судов с механическими двигателями, а также моделей парусных судов. Кцщга предназначается для общественных инструкторов морского моделизма ДОСААФ, для руководителей кружков морских моделистов в школах, на станциях юных техников и в Домах пионеров, а также для моделистов, имеющих семилетнее образование, уже знакомых с основами моделирования и желающих научиться самостоятельно проектировать и строить модели и двигатели для них.

Однако этим назначение книги не исчерпывается. Она должна явитися первой ступенью моделиста на пути к судостроению. Поэтому, кроме практических указаний по проектированию п постройке моделей и двигателей, читатель найдет в книге п некоторые сведения, объясняющие моделисту основные положення, связанные с устройством судна, с работой движителя, г законами движения судна.



Морской моделизм, 1955



Белый Бим Черное ухо смотреть онлайн в хорошем качестве
Дама с попугаем онлайн в хорошем качестве
Опасно для жизни! онлайн в хорошем качестве